Мама и грудничок

Содержание
  1. Как маме с грудным ребенком найти время на себя
  2. Шаг 2. Наладить режим
  3. Шаг 3. Убрать ассоциативное засыпание
  4. Нужно ли маме все время быть с ребенком?
  5. Боится ли малыш одиночества?
  6. Мама незаменима?
  7. Не на руках, но рядом с мамой
  8. Мама, ты куда?
  9. Уходим и возвращаемся по правилам
  10. Чего не следует делать ни в коем случае
  11. Можно ли избаловать ребенка, если носить его все время на руках?
  12. Первые дни совместной жизни мамы и малыша
  13. 2. Что ожидает малыша сразу после рождения
  14. 3. Пребывание мамы и малыша в роддоме
  15. 4. Уход за малышем
  16. 5. Кормление грудью
  17. 6. Выписка из роддома
  18. Связь матери и малыша: мифы, реальность, внутренние убеждения
  19. Связь с ребенком во время беременности
  20. Первые дни и недели жизни — бондинг
  21. Может ли что-то помешать установлению этой связи?
  22. Если первые месяцы дались нелегко
  23. Что же за феномен – связь матери и ребенка?
  24. Кормление грудью сквозь слезы
  25. Связь — явление двустороннее
  26. «Духовная пуповина», связывающая маму и малыша
  27. Малыш растет – как меняется связь?
  28. «Вне зоны доступа»
  29.  Мамино программирование ребенка

Как маме с грудным ребенком найти время на себя

Мама и грудничок

Женщины в долгом декрете рано или поздно начинают скучать от однообразных забот. Им хочется движения, но как сочетать личные дела и воспитание ребенка? Эксперт по детскому сну и основатель центра детского сна «Доктор Мама» Юлия Доманова рассказывает, как организовать время так, чтобы посвящать себе не менее четырех часов в сутки

Если посмотреть на расписание суток молодой мамы, станет очевидно: вариантов, где взять время, не так уж и много. Поэтому лучше использовать часы, когда ребенок спит. 

В течение суток малыш отдыхает целую ночь и несколько раз на протяжении дня — можно попробовать выкроить четыре часа или даже больше. Когда процесс уже будет налажен и ребенок станет постарше, можно подключить няню — это еще два часа. Тогда почти половина дня будет оставаться на личные дела.

Но чтобы в «сонные» часы можно было полностью сконцентрироваться на своих личных занятиях, ребенок должен действительно хорошо спать. Нужно четко знать, сколько малыш проспит, когда он ляжет, когда встанет, — без этого планировать активность сложно.

Шаг 2. Наладить режим

Чтобы родители могли выспаться, ребенок должен хорошо спать ночью. Сложно отдохнуть, если постоянно приходится подскакивать и укачивать малыша. Также важно, чтобы ребенок хорошо спал днем, тогда вы сможете спокойно заниматься своими делами. Решаются эти две задачи путем четкого определения биологического режима ребенка. 

Циркадный ритм привязан ко времени подъема, поэтому на нем и нужно сконцентрироваться. Некоторым детям удобнее вставать совсем рано, часов в 6–7 утра, другие предпочитают просыпаться в 10–11.

Вам нужно в течение одной недели зафиксировать время подъема на какой-то отметке, например 7 утра, и посмотреть, как ребенок себя ведет. Если он активен, бодр и хорошо себя чувствует, вы нашли правильное время.

Если капризничает, уже через два часа после подъема просится спать, по ночам просыпается и плачет, сдвигайте время пробуждения на час и проверяйте снова. Так до победного.

Чем младше ребенок, тем менее постоянным будет режим его дня. Про какую-то четкую фиксацию режима по времени можно говорить только после десяти месяцев — до этого времени и дневные сны будут «плавать», и продолжительность ночного будет меняться. При любых проблемах нужно проверять время утреннего подъема и отталкиваться от него.

Dobromir Dobrev/Pexels

Даже если малыш лег позже обычного, нельзя давать ему вставать поздно — это сломает всю систему. В общем, всегда следуйте правилу: оптимальное время пробуждения сдвигать нельзя, это биологически невозможно. Нужно выделить больше/меньше часов на детский сон — двигайте отбой.

Если все делать правильно, через 2–3 недели получится четко выяснить режим ребенка: он будет вставать в одно и то же время, уходить на дневные сны в одно и то же время, просыпаться от них по часам.

В этот момент уже можно будет начинать спокойно заниматься собой. Самые важные дела и встречи лучше ставить на первый или второй дневной сон: они редко сдвигаются и практически постоянны по времени.

Шаг 3. Убрать ассоциативное засыпание

На самом деле после нормализации режима уже появляется возможность заниматься тем, чем хочется. Но можно дополнительно получить еще от тридцати минут до двух часов свободного времени, которое обычно уходит на засыпание ребенка.

Некоторые дети к 10 месяцам уже умеют засыпать самостоятельно — если это ваш случай, пункт можно смело пропускать. А вот если малыш капризничает, просит грудь, укачивание и другое внимание, с этим обязательно нужно работать.

Во-первых, ассоциативное засыпание забирает у вас полезное время. Во-вторых, оно фрагментирует ночной сон. Все дети время от времени просыпаются ночью, но малыш, который умеет засыпать, сделает это сам, а ребенок, привыкший к определенным ритуалам перед сном — укачиванию, кормлению грудью и т. д., — будет требовать внимания. Не выспятся ни он, ни родители.

Работать с самостоятельным засыпанием лучше всего уже с шести недель, но, если это время пропущено, начать можно когда угодно. Есть несколько подходов к переводу сна.

Быстрые методики позволяют получить результат в короткие сроки, но могут дать серьезную нагрузку на нервы ребенка и мамы. Если говорить конкретно, можно посоветовать:

  • Метод Фербера — подходит детям, которые любят все делать сами. Основная мысль методики: плач является обязательной частью естественной тренировки сна. Вы оставляете ребенка в детской одного, он какое-то время плачет, потом вы на одну-две минуты заходите, гладите его, успокаиваете и снова выходите. Теперь даете ребенку поплакать подольше. И так до тех пор, пока он не успокоится сам и не уснет. Со временем самостоятельное засыпание войдет в привычку.
  • «Обнял-положил» — для тех, кого успокаивает сенсорный контакт. Здесь вы никогда не уходите из комнаты, но плачущего ребенка на руки не берете, а просто обнимаете его в кроватке — гладите, говорите с ним. Так пока не заснет, постепенно степень участия и помощи снижается.
  • «Метод стула» («высиживание») — для тех, кому нужно присутствие родителя. Сперва вы садитесь на стул рядом с кроваткой, разговариваете с ребенком, успокаиваете его, пока не заснет, но на руки не берете. Через 2–3 дня отодвигаете стул на полметра к двери, степень участия снижается. И так постепенно отодвигаетесь, ребенок каждый раз привыкает к новым условиям, и в конце концов засыпает сам, когда вас уже даже нет в комнате.

Плавные методики — такие как «Доктор Мама» — требуют ресурсов и времени от мамы, зато обучение проходит безболезненно и спокойно. Такой курс включает в себя много маленьких шагов.

Сперва вы укачиваете ребенка, потом меняете укачивание на колыбельную, потом на сказку, потом на объятия с игрушкой и так далее, до исключения участия мамы из процесса засыпания.

Обучение ребенка засыпать самостоятельно может занять несколько месяцев, зато малыш не плачет, а мама не нервничает.

Rawpixel

Достаточно нормализовать режим сна своего ребенка, научить его засыпать самостоятельно, и в сутках сразу появится от четырех до шести часов совершенно свободного времени. Этого более чем достаточно для того, чтобы заниматься практически всем, чем хочется.

Источник: https://snob.ru/entry/197020/

Нужно ли маме все время быть с ребенком?

Мама и грудничок

Не секрет, что многие молодые матери не ходят на фитнес не потому, что им лень или некогда.

Просто в дополнительных тратах нет никакого смысла, ведь каждый день мамы часами носят на руках малышей — неплохая физическая нагрузка! Когда мы слышим или читаем в соцсетях рассказы о младенцах, которые – о чудо! – могут спокойно полежать, пока мама сходит в душ или заварит себе чай — часто не верим, что такое вообще возможно. Особенно, если наш малыш не желает проводить без мамы ни минуты, а такая ситуация встречается значительно чаще..

Действительно ли новорожденные хотят проводить с мамой как можно больше времени? Почему некоторые дети предпочитают сидеть, лежать и даже спать у нее на руках? И как правильно уходить от ребенка, если у вас есть дела? Рассказывает консультант сайта ШКОЛАМАМ.РФ, детский психолог Кравцова Елена Михайловна.

Боится ли малыш одиночества?

Новорождённый ребёнок не боится оставаться в одиночестве. Если у него нет неврологических нарушений или какого-либо заболевания, он плачет не постоянно, а лишь время от времени.

Но это не означает, что младенцу лучше быть в одиночестве. Наоборот, близость к человеку, который ухаживает за ним, а также быстрая и адекватная реакция взрослых на слёзы ребёнка — это залог его полноценного развития и эмоционального благополучия.

Мама незаменима?

Как ни странно, но примерно до 6 месяцев младенцу без разницы, кто именно за ним ухаживает. Ему нужны тепло, безопасность, еда, хороший эмоциональный контакт со взрослыми, но непринципиально, кто всё это обеспечивает.

По достижении полугодовалого возраста или немного позже малыш начинает различать «своих» и «чужих». Он негативно реагирует на попытку взять его на руки со стороны малознакомого человека, даже если это родная бабушка, которая просто давно не приезжала.

Сначала дети начинают чувствовать привязанность к тому взрослому, который проводит с ним больше всего времени и ухаживает за ним. Это может быть не только мама, но и любой другой человек, адекватно исполняющий эти функции.

Дело в том, что для полноценного развития малышу нужен контакт с тёплым и заботливым взрослым, не имеет значения, кто это. Всё зависит от семейной ситуации. Постепенно возникает привязанность и к другим близким людям.

Человек, к которому ребёнок привязан больше всего, лучше других может его успокоить, и малыш чаще всего обращается за утешением именно к нему. В присутствии «главного человека» дети меньше испытывают страх, особенно в новой для себя обстановке.

Самый острый страх разлуки с близким взрослым, как правило мамой, проявляется у детей около двух лет. Дело в том, что именно в этом возрасте у ребенка формируется так называемая идентификация, или осознание собственного Я. Самые благоприятные условия для такого процесса – постоянный контакт с одними и теми же любящими его взрослыми, «его людьми», как говорят специалисты.

Не на руках, но рядом с мамой

Слинг и его разновидности, рюкзачки-переноски, автокресло-люлька, манеж, стульчики для кормления с рождения, детские шезлонги-качалки, развивающие коврики могут значительно облегчить жизнь мамы или любого другого близкого человека, который остается с малышом.

Все эти приспособления, кроме развивающих ковриков, можно использовать только после консультации с педиатром и ортопедом.

С точки зрения детской психологии, самое главное — это найти такую форму совместного времяпровождения, когда малыш будет видеть маму и/или чувствовать её, а мама сможет заниматься каким-либо полезными или интересными делами. Так что не имеет значения, какие именно устройства будут обеспечивать удобство и для мамы, и для малыша. Лишь бы это было безопасно для ребенка и подходило взрослым.

Мама, ты куда?

Каждый ребёнок индивидуален и на уход мамы каждый реагирует по-разному. Есть некоторые общие закономерности, но они имеют лишь ориентировочный характер.

Темперамент детей и стиль родительского воспитания различны, поэтому некоторые малыши боятся расставания с мамой сильнее, другие слабее. Если малыш не кричит и не плачет, расставаясь с мамой, скорее всего, это не означает, что он её не любит. Вероятно, это свидетельствует об особенностях его темперамента: возможно, он просто спокойный.

Периодически отлучаться из дома можно с рождения, позаботившись о том, что с ребёнком останется адекватный взрослый и достаточно еды. До полугода малыш, скорее всего, не почувствует себя неуютно с другим человеком.

Для ребёнка постарше эмоциональное состояние напрямую зависит от возможности быть рядом с тем взрослым, к которому он больше всего привязан. С 6 месяцев и старше лучше уходить из дома во время дневного сна малыша, заранее предупредив его, что с ним побудет бабушка или няня.

Однако ночью уходить от спящего малыша без крайней необходимости все-таки не стоит. Все дети до трех-четырех лет болезненно реагируют на неожиданное ночное отсутствие мамы, но особенно страдают малыши, сильно привязанные к матери.

Они могут более или менее спокойно вести себя с другими взрослыми, но, увидев маму снова, станут очень нервными: примутся «цепляться» за нее и требовать неотрывного внимания, не захотят укладываться спать.

Возможно, их ночной сон будет нарушен, они начнут часто просыпаться.

Ребенка более старшего возраста можно заранее предупредить, что вы собираетесь уйти из дома, когда он будет спать.

Уходим и возвращаемся по правилам

Есть несколько важных моментов, которые следует учитывать, если вам нужно уйти на некоторое время. Вот они:

— Рассказывать о том, что вам нужно уйти, но вы скоро вернетесь, стоит даже ребенку, который пока что не говорит. Делать это следует хотя бы для того, чтобы у вас выработалась соответствующая привычка: она очень пригодится вам в будущем!

  • Оставляя с бабушкой или няней малыша от полутора до трёх лет, нужно быть готовой к его бурной эмоциональной реакции. Не следует показывать малышу, что вы не уверены в правильности своего поступка и чувствуете вину перед ним. Маме надлежит сказать малышу о своём уходе и проявить твёрдость, не «метаться» ни морально, ни физически.
  • Если удастся, желательно, чтобы взрослые отвлекли ребёнка в момент маминого ухода. Если это не получилось, то можно взять его на руки, поцеловать и передать тому взрослому, кто остается с ним. Сказать, что скоро вернётесь, попросить помахать вам рукой и пожелать удачи. Если малыш сильно переживает, плачет и тянется к маме, уходить надо быстро.
  • Не стоит обманывать малыша, обещая, что вы уходите в последний раз или вернетесь через минутку. Лучше понятными словами рассказать ему, чем вы намереваетесь заняться: на работе будете говорить по телефону или печатать на компьютере, в магазине станете покупать хлеб или ботинки, в театре собираетесь смотреть выступление артистов, устраиваемое для взрослых.
  • Вернувшись, расскажите малышу о своих впечатлениях и покажите какой-нибудь интересный предмет, связанный с вашим уходом: автобусный билет, чек из магазина, театральную программку и т.п. Можно устроить игру в автобус и контролера, продавца и покупателя, актера и зрителей.

Чего не следует делать ни в коем случае

Представители старшего поколения ворчат, что вы слишком привязываете малыша к себе, что можно оставить его прокричаться, как рекомендовали педиатры еще каких-то тридцать лет назад.

Вы сомневаетесь? И правильно! Это вредное устаревшее заблуждение. Если следовать такой рекомендации, можно и маме заработать невроз, и ребёнка травмировать.

Даже если малыш научится плакать меньше, он станет при этом гораздо несчастнее, так как будет чувствовать себя отвергнутым.

Помните: младенец никогда не плачет без уважительной причины! У некоторых детей бывает повышенная потребность во внимании, в контакте со взрослыми, поэтому они плачут больше, чем сверстники. Они просто не могут оставаться одни.

Пытаться перевоспитать такого малыша, приучить его к одиночеству – плохое решение. Это не означает, что маме нельзя отойти в туалет или за книгой в соседнюю комнату. Постараться обеспечить ему тёплый эмоциональный и физический контакт в максимально возможном объёме – вот о чём идёт речь.

Можно ли избаловать ребенка, если носить его все время на руках?

Нет, нельзя. Так можно создать у него ощущение безопасности и собственной ценности. Он будет чувствовать себя нужным. Но не надо стремиться к количественным показателям — то есть к тому, чтобы любой ценой всё время носить младенца на руках, в ущерб здравому смыслу. Бесспорно, нужно часто брать ребёнка на руки. Важно делать это не только в те моменты, когда он плачет.

Но здесь нужно всё-таки исходить из конкретных обстоятельств. Когда есть возможность и желание – всегда брать малыша на руки. Если в данный момент не получается – ничего страшного.

Публикации, советы и видеоматериалы на сайте frutonyanya.ru носят информативный характер. Консультации специалистов портала носят справочный характер и не могут заменить визит к вашему лечащему врачу.

Источник: https://frutonyanya.ru/school/articles/semya/nuzhno-li-mame-vse-vremya-byt-s-rebenkom/

Первые дни совместной жизни мамы и малыша

Мама и грудничок

В своих размышлениях о предстоящих родах большинство будущих мам доходят лишь до того момента, когда ребенок появляется на свет. Но первый крик малыша не знаменует окончание родов даже с точки зрения акушера-гинеколога.

Более того, после родов маме с малышом предстоит несколько дней пожить в роддоме и пройти ряд весьма важных испытаний! Порой именно это короткое время после родов до выписки домой оказывается для мамы очень непростым.

Трудности эти зачастую „произрастают” из тривиальной неподготовленности к самому восприятию послеродового этапа, который сулит маме первый экзамен на материнство.

Что же происходит с момента, когда вы услышите долгожданное и торжественное «У вас девочка!» или «У вас мальчик!» и до того, как вы покинете родильный дом? Итак, предлагаем вам своеобразную энциклопедию первых часов и дней вашего материнства.

Что это? Крик? Кто кричит? „Ой, какой красавец!”, — снова зазвучал звонкий голос акушерки. В голове у мамы слегка „туманится”, но как только ей на живот кладут… „Да это же мой ребенок! У меня родился

” — „Сын, мамочка, да горластый какой!” Малютка появился на свет, но это действительно еще не все, ведь закончился только 2-й период родов, и теперь впереди — рождение плаценты. Плацента и ее оболочки отделяются от стенок матки и выходят наружу в течение 20 минут после появления на свет младенца.

Уставшей, но счастливой маме кладут кроху на живот, позволяя новорожденному отведать капельки молозива из маминой груди. Эта трапеза нужна не только малютке, но и маме, так как способствует сокращениям матки и своевременной „эвакуации” последа. Если же плацента задерживается (допускается ждать рождения плаценты 25-30 минут), маме дают наркоз и проводят „ревизию” стенок полости матки вручную. При этом вводится окситоцин или иной препарат, вызывающий сокращения матки.

После рождения последа маме предстоит осмотр родовых путей. Это не всегда приятно, но практически всегда безболезненно. Еще чуть-чуть потерпеть — и наступит время двухчасового послеродового отдыха в родзале. Обычно пребывающие в эйфории мамочки используют этот релакс для информирования родных по мобилке, а затем тихонечко дремлют…

2. Что ожидает малыша сразу после рождения

Первые экзамены

Их сразу после своего рождения „сдает” новорожденный кроха, которого осматривает присутствующий на родах педиатр-неонатолог.

♦ Прежде всего малышу предстоят очистка верхних дыхательных путей, обработка пуповины, взвешивание и измерение роста.

♦ Оценка состояния по шкале Апгар, включающей пять показателей — работу сердца, частоту дыхания, рефлексы, цвет кожи и мышечный тонус (обычно оценку по шкале Апгар ребенок получает сразу после появления на свет и „в возрасте” 10 минут). По каждому из показателей малыш получает от 0 до 2 баллов, что по сумме в идеале должно соответствовать 10.

„Девятка” или „восьмерка” — тоже хорошо. „Семерка” сообщит, что состояние крохи удовлетворительное, а „шестерка” и ниже — уже сигнал о помощи (при этом малыша на живот маме не выкладывают).

Не переживайте, ведь оценка по шкале Апгар — это не диагноз и не прогноз здоровья малыша на всю его жизнь, а всего лишь способ, позволяющий определить, не нуждается ли новорожденный в срочном медицинском вмешательстве.

♦ Одновременно врач проверит тонус мышц крохи (если ручки детки согнуты, значит, все хорошо), а также и другие мышечные рефлексы малютки.

Здоровый малыш, едва выбравшись из животика мамы, уже многое умеет: он ловит ротиком и сосет палец, которым проводят по его щечке. Он крепко цепляется за пальцы взрослого, вложенные в его ладошки.

Если карапуза поставить на ровную поверхность, он поднимает ножку, как будто собирается идти (это называют „автоматической ходьбой”).

♦ Педиатр прослушает сердце крохи (оно должно биться со скоростью 140 ударов в минуту) и легкие (дыхание малыша должно быть чистым и регулярным).

♦ Врач оценит реакции детки на звуковые, сенсорные и визуальные стимулы и даже звучание голоса малыша.

♦ Не обойдется и без врачебного заключения о цвете кожи. Неонатолог слегка надавит на кожу ребенка для того, чтобы проверить, насколько быстро восстанавливается ее цвет. В норме это занимает не менее трех секунд, что означает: сосудистая система крохи работает нормально.

♦ Доктор также проверит и „паховый пульс”, чтобы исключить возможный порок развития аорты.

 Педиатр-неонатолог прощупает деткин животик, дабы убедиться, что он мягкий, а размеры печени и селезенки соответствуют норме. Кстати, в это время у малышу может отойти первородный кал (меконий), который бывает густым, вязким, темно-зелено-коричневого цвета (это стандарт для экскрементов карапуза в течение первых 3-4 суток).

♦ Напоследок доктор внимательно изучит выражение лица новорожденного (ведь недовольная, болезненная гримаса характерна для многих заболеваний) и измерит периметр его головки (средний размер составляет 35 см), попутно ощупывая „родничок” и черепные швы.

3. Пребывание мамы и малыша в роддоме

Поселение и назначение

Малыш родился с оценкой 8 и выше по шкале Апгар и у педиатра нет сомнений относительно его здоровья, а мама чувствует себя нормально и может ухаживать за новорожденным — значит, карапуза в детское отделение не забирают, а сразу отдают родительнице.

Если мама после первых дня и ночи с малышом почувствовала себя изможденной, не зазорно попросить помощи у детской медсестры.

В каждом роддоме существуют 1-2-3-х местные „апартаменты”, а в некоторых — палаты „люкс”, которые оплачиваются отдельно и где вместе с родильницей и новорожденным могут находиться родственники или няня.

Какова „начинка” послеродовой комнаты? Кровать, прикроватная тумбочка, пеленальный столик и специальная кроватка на колесиках для крохи, кран с горячей и холодной водой, а также туалет и сидячая ванна в боксе (то есть одна на две палаты). Не исключено, что душ и туалет будут одними на весь этаж..

. Что ж, дабы не испытать неудобств стихийного поселения, условия пребывания в послеродовом отделении стоит определить и выбрать еще до родов. Ну, а теперь об обязательных процедурах. Причем у мамы и малыша будут свои каждодневные диалоги с докторами и медсестрами. Итак, распорядок для мамы:

♦ ежеутреннее и ежевечернее измерение температуры и давления;

♦ ежедневный осмотр и обработка швов (если роды были физиологическими, то эти манипуляции проводятся на гинекологическом кресле) плюс кварцевание;

♦ ежедневный осмотр молочных желез;

♦ анализы крови и мочи (на следующий день после родов и перед выпиской). Кроху будут ежедневно навещать неонатолог и медсестра (они в течение дня находятся в отделении), проделывая следующие процедуры:

♦ ежедневный осмотр и обработка пупка (все процедуры с пупком проводит медсестра, а не мама!);

♦ осмотр кожных покровов на предмет „пожелтения”. Если первородная желтуха не спадает на 5-6 день после рождения, малышу назначается фототерапия — его помещают под специальную световую лампу;

♦ анализ крови из пальчика (в случае первородной желтухи — из вены), на уровень билирубина в крови;

♦ всем новорожденным на 3-й сутки проводится анализ крови из пяточки на фенилкетонурию (редкое, но опасное заболевание, требующее раннего лечения);

♦ согласно календарю прививок малышу на второй день жизни делают первую прививку от гепатита В. Имея в арсенале информацию, всякий раз непременно интересуйтесь у медперсонала, что они собираются делать с крохой или с вами, какой будут вводить препарат и для чего он нужен. Имейте в виду, что последнее слово всегда за мамой, то есть за вами!

4. Уход за малышем

В большинстве роддомов персонал активно привлекает к уходу за малышом молодую маму. Только не подумайте, что неопытной без-пяти-минут-маме просто вручается запеленатый младенец — и дело с концом.

Нет, на самом деле родительнице внятно и наглядно поясняют, как ухаживать за крохой: медсестры учат подмывать младенца (обычно просто под краном с теплой водой), одевать (или пеленать), обрабатывать складочки кожи.

Кстати, по опыту многих мам импортные средства детской гигиены часто вызывают аллергию, поэтому предпочтительнее отечественная косметика для самых маленьких. Хорошо зарекомендовали себя марки „Аленка” и „Карапуз”, а также отечественное детское мыло без запаха. Пеленать или сразу одевать в трикотажные „человечки” — решает только мама.

Кстати, даже бывалые педиатры советуют „взрослый” вариант, настаивая на распашонках, ползунках и бодиках из нежного трикотажа. Хотите пеленать? Пожалуйста, только свободно. А если вдруг окажется, что вы не рассчитали запас обмундирования и у вас не осталось чистого детского белья, не стирайте испачканное под краном.

Сложите одежки в пакет и передайте родственникам. Они не только хорошо выстирают белье, но и прогладят вещички для детки, что обязательно. А „брешь” в приданом можно закрыть, попросив больничные пеленки — возможно, они не очень красивые на вид, но зато в их чистоте (даже стерильности) можете быть уверены.

5. Кормление грудью

Даже если вы накануне родов прочитали массу литературы и считаете себя „подкованной” в вопросах грудного вскармливания, вам непременно понадобится совет врача или медсестры в прикладывании крохи к груди.

Неопытность (даже страх взять малютку на руки), помноженная на физический дискомфорт, может вызвать если не ступор, то растерянность: „Как же его удобно взять, чтобы покормить?” По правилам, к маме в палату должна прийти педиатр и пояснить, как прикладывать малыша к груди, однако зачастую этот визит доктора превращается в банальную лекцию… Попробуем предупредить возможные ошибки.

♦ Возьмите малыша на руки или уложите его рядом с собой на кровать. Теперь одной рукой немного приплюсните грудь возле ареолы и указательным пальцем приподнимите сосок так, чтобы вложить его вместе с нижней частью ареолы в ротик детки.

Малыш взял грудь неправильно? Ничего страшного, только не вытягивайте сосок из ротика крохи! Большим пальцем (подушечкой вверх) аккуратно раздвиньте десенки детки и освободите сосок, а затем повторите попытку. Если все же не получается — не стесняйтесь и попросите помощи у медсестры.

Бывает и так, что в первые дни прихода молока (начиная с третьих суток после родов) грудь нагрубает, становится горячей и плотной на ощупь.

В этом случае перед кормлением необходимо легко помассировать молочные железы (хорошо сделать это под струей теплого душа) и, оттягивая сосок, попытаться сбрызнуть несколько первых капель молока.

Не выходит? Не медля обратитесь к медсестре с просьбой сделать вам массаж груди — это поможет расцедить грудь, и вы увидите, как нужно действовать в дальнейшем.

А если вдруг на сосках появятся болезненные трещинки (это бывает уже после пары кормлений), врач может посоветовать силиконовые накладки и крем от трещин. Кстати, все эти средства можно купить в отделении или в роддомовской аптеке.

Если нагрубание все же не спадает после кормления, боль усиливается или на груди появляются красные пятна, немедленно бейте тревогу. Проблемы с грудью начались после выписки из роддома? Обратитесь за консультацией в свой роддом.

6. Выписка из роддома

Маме дает „добро” на выписку акушер-гинеколог. У нее не должно быть повышенной температуры и проблем с молочными железами. Родительница получает больничный, который должна предъявить после выписки врачу женской консультации. Состояние ребенка оценивает неонатолог.

Кроха после рождения теряет 100-150 г своего веса (но не больше!) — пусть это вас не пугает, как и желтушка, которая пройдет к концу первого месяца.

Пупочный остаток уже отпал, и малыш хорошо себя чувствует! Да, детке также положены документы: справка о рождении для постановки на учет в детскую поликлинику плюс первичное свидетельство о рождении, которое предъявляется в ЗАГС.

Итак, документы готовы, вещи собраны, остается повязать на сверток малыша яркую ленту — и навстречу заждавшимся родным! На следующий день после выписки вас посетит участковый педиатр… но это уже начало другой истории!

Публикация: 2010-08-13 17:16:50

Источник: https://zdorovye-mam.ru/pervye-dni-zhizni

Связь матери и малыша: мифы, реальность, внутренние убеждения

Мама и грудничок

Желанный или нежеланный

На мой взгляд, важнейший фактор возникновения, начала связи матери и ребенка — его желанность. Бывает так, что и беременности еще нет, но женщина мечтает, грезит о ребенке, как бы предчувствует его. И если беременность наступает, в этой ситуации все со связью должно быть легко, особенно в первые месяцы жизни малыша.

Правда, возможны и артефакты — из-за того, что малыш слишком любим и желанен с самого начала, ценность его для женщины и для пары огромна, возникает слишком сильная, тревожная привязанность. А тревога ослабляет связь.

С ребенком, который изначально не был желанным, связь установить сложнее. Тут может мешать и  материнское чувство вины («я тебя не хотела, я перед тобой виновата») , и другие осложняющие ситуацию семейные обстоятельства. Например, непринятие брака или ребенка родственниками.

Но вообще-то связь мамы и малыша — явление парадоксальное. Обстоятельства жизни могут быть очень тяжелы, а связь и любовь к ребенку невероятно сильная. Такие истории известны нам от бабушек про военное и трудное время. Такие истории есть и сейчас, и у многих найдется что рассказать – не про себя, так про знакомых или родственников.

Связь с ребенком во время беременности

9 месяцев беременности — прекрасное время, чтобы настроиться на малыша и попробовать наладить с ним связь.

В первом триместре это не для всех просто, потому то самочувствие женщины может быть весьма посредственным.

Психологи считают важным , чтобы женщина приняла факт беременности и начала ей радоваться до 12-16 недель. Тогда это не помешает ребенку развиваться, а связи налаживаться.

Для второго триместра беременности показатель нормальной связи то, то женщина начинает относиться к своему состоянию как к хорошему, комфортному. Первые толчки малыша ощущаются на в 17-20 недель, и с того момента как будущая мама начала их хорошо различать, возможен качественно новый уровень связи — контакт на телесном уровне.

Есть любимая игра, которую как колесо открывает почти каждая беременная: если положить руку а живот, малыш туда ударит ножкой. Для мамы это необыкновенная радость и первое понимание того , что внутри тебя отдельный живой человек.

Рекомендации:
— читайте больше литературы про развитие беременности, чтобы хорошо представлять себе, что и когда у малыша развивается.

— посещайте специальные занятия для беременных вместе с отцом ребенка, получая информацию, как максимально мягко провести роды и первые недели жизни ребенка. Родительская грамотность поможет избежать ошибок.

— не создавайте идеальный сценарий родов и идеальный образ будущего ребенка — это может очень помешать в принятии того, что произойдет реально.

Первые дни и недели жизни — бондинг

Прекрасная возможность для установления надежнейшей связи с новорожденным — это максимально ранний контакт с ним. Идеально, если это первые минуты и часы жизни.

Но если почему-либо это невозможно, то для установления так называемого бондинга (от английского глагола to bond — связывать, соединять) есть целых 6 недель- то время, когда и малыш и мама максимально чувствительны друг к другу, настроены на сигналы друг от друга.

И если беременность переживалась как единство, то после родов стоит пробовать прийти к воссоединению на новом уровне.

«Золотые ключики» для установления бондинга:

  • Настрой на ранний контакт
  • Кормление грудью по требованию в первые недели жизни
  • Контакт кожа к коже
  • Спокойная обстановка и возможность присмотреться к малышу,  настроиться на него

Может ли что-то помешать установлению этой связи?

В первую очередь несовпадение ожиданий матери и пола или внешности ребенка или же очень стрессовая обстановка в первые дни и недели после рождения малыша — главный фактор затруднений чувствования малыша матерью. Нужно постараться в первые дни и недели после родов создать для роженицы и новорожденного максимально комфортную, спокойную, уютную и защищенную обстановку.

Во время беременности , особенно первой, женщина нередко и не представляет себе, насколько такая обстановка — психологическая , бытовая, отношенческая окажется важна, когда малыш родится. Нужно постараться успеть «свить себе гнездо», чтобы спокойно провести в нем первые недели и месяцы жизни малыша.

Если обстановка благоприятная, связь возникает легче.

Если первые месяцы дались нелегко

Случается и так , что конец беременности и первые недели жизни ребенка сопровождаются большой тревогой матери и всех окружающих. И тут. Не до спокойной обстановки и не до специальных приемов для установления связи с малышом. А еще женщина может не догадываться, как важен настрой на ранний контакт, и прочитать или узнать об этом спустя несколько месяцев.

Потеряны ли возможности для установления надежной связи ? Конечно женет, потому что весь первый год это время, когда ребенок настроен на связь с матерью и открыт ей. А адаптативные возможности младенцев огромны. И бывает что даже после месяца и больше проведенного порознь из-за проблем со здоровьем, малыш и мама привязываются друг к другу буквально засчитанные дни, и связь эта очень крепка.

Важно только помнить про «золотые ключики».

Рекомендации на случай, когда с установлением связи были проблемы

  • Перестаньте ругать себя за упущенное время и потерянные возможности. Все можно исправить и наверстать, если вы не будете истощать себя чувством вины.
  • Постарайтесь, воспользовавшись профессиональной помощью наладить грудное вскармливание. Но если это не получится, помните — это не катастрофа. А вот материнская депрессия , возникшая от чувства собственной несостоятельности может принести много вреда.
  • Как можно больше держите малыша на руках, купайте его, ходите на прогулку со слингом.
  • Научитесь получать радость от телесного общения с малышом.
  • Подключите отца ребенка к ежедневному уходу. Старайтесь делать простые события вроде купания или массажа маленьким домашним праздником.
  • Найдите специалистов (педиатра, психолога, массажиста), которые будут поддерживать вас в первый год жизни.
  • Не мечитесь по разным докторам, выберите их заранее и внимательно и помните: «лошадей на переправе не меняют».
  • Находите новых знакомых родителей, которым тоже близка позиция тесной связи с малышом.

Что же за феномен – связь матери и ребенка?

  • Связь — это когда ты чувствуешь малыша без слов, и можешь сформулировать его желания или нежелания даже, когда он сам не умеет еще выразить их словами.
  • Связь — это когда на расстоянии (например в магазине) ты чувствуешь, что малыш проснулся, поскольку пришло молоко.
  • Связь с ребенком — это когда по тону его голоса или поведению ты понимаешь, что что-то произошло — хорошее и плохое.

Тут связь опержает знание. В связи матери и ребенка огромную роль играет интуиция и ваше доверие к ней.

Кормление грудью сквозь слезы

Нередко, особенно с первенцем , кормление грудью, считающееся естественным, и таким важным фактором для связи мамы и малыша идет совсем нелегко. Кормить хочется, но не получается.

В нашем мире осталось так мало всего естественного, что приходится учиться вещам, которые раньше получались сами собой: и роды, и кормление грудью, и первый год с первенцем становятся сейчас именно такими вещами.

Семейные традиции прерваны и появляются новые профессии: доула, консультант по грудному  вскармливанию, перинатальный психолог, детский психолог. И учится молодая мама правильно кормить, пеленать , купать, утешать иногда буквально сквозь слезы.

Но это очень хорошо, что есть чему и у кого учиться. Потому то если грудное вскармливание не наладилось и малыша пришлось перевести на бутылочку, это потом всю жизнь может восприниматься как поражение. И связь мамы и младенца пострадает не от того, что он искуственник, а от чувства вины.

Связь — явление двустороннее

Качество связи сложно оценить снаружи. Связь бывает разная. А иногда кажется, что у этой пары мама-ребенок связи нет совсем. Она мало держит его на руках или мало целует, или не говорит о нем хороших вещей…Но потом что-то происходит и становится понятно, что все у этой мамы со связью хорошо, просто проявляется она не так как у вас, по-другому.

По внешним признакам, экспрессии и ласке сложно сделать вывод о наличии связи.

 Например, есть ли связь у мамы с малышом, который растет на руках круглосуточных нянь? Мама приходит его только искупать, бурно радуется, целует, говорит массу ласковых слов, а потом снова не видит ребенка сутки.

Все эти бурные эмоциональные проявления — это связь или имитация любви? Не нам судить, потому что про отношения двоих знают только эти двое, будь то супруги или пара мама-ребенок.

Но уж с собой стоит быть честными. И если ваши семейные обстоятельства, личные качества, или особенности ребенка затрудняют образование связи , не оставляйте это так, примите меры!

Что можно делать для того, чтобы наладить связь?

  • Проводите с малышом как можно больше времени. Работа full-time не подходит для мамы маленького ребенка.
  • Не передоверяйте малыша больше чем на полдня помощникам
  • Старайтесь кормить ребенка грудью не меньше года и не больше двух лет
  • Вы не должны бояться остаться с ребенком один на один ,и легко справляться с режимными моментами
  • Не оставляйте малыша , когда он болеет
  • Длительные отъезды без ребенка не принесут ему вреда только, когда он станет старше 4 лет, а до этого лучше брать малыша с собой
  • Находите время играть с ребенком хотя бы 15-20 мин в день

«Духовная пуповина», связывающая маму и малыша

Говорят » материнское сердце -вещун», «молитва матери со дна моря достанет», «материнское благословение и в огне не тонет, и в воде не горит», «нету лучше дружка, чем родная матушка». Все эти пословицы о связи мамы и малыша, которой нет аналогов. И если у мамы может быть несколько деток, то у ребенка мама — одна.

Но только часто дети понимают уникальность этой связи и начинают ценить ее далеко не сразу , а где-то ближе к английскому совершеннолетию. И это нормально. Пока малыш растет по пуповине связи токи идут со стороны матери. Не зря говорят «при солнце тепло, а при матери — добро».

Правда и отдача от малыша начинается с первых недель жизни , с первой улыбки, с первого «мамочка , я люблю тебя».

Малыш растет – как меняется связь?

Пока ребенку не исполнится год , самый важный уровень связи для него телесный. Как говорят психологи , достижение первых 6 месяцев — безусловно-эмоциональное общение с матерью , главный результат первого года жизни ребенка — базовое доверие к миру, возникновение которого возможно только при условии, что есть базовое принятие малыша мамой и папой.

После года-полутора начинается новый этап развития связи мамы и малыша. Ребенок становится личностью, осваивает речь, обретает собственное мнение. Дальше все будет не так гладко и спокойно, отношения пройдут через непростые времена — кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис.

Но уровень базового , возникший на первом году жизни поможет вам в проживании этим непростых этапов развития.

«Вне зоны доступа»

Очень важно не отвлечься от ребенка полностью, уйдя в работу, в построение новых отношений, в рождение еще одного ребенка. Важно не оказаться » вне зоны доступа», не стать эмоционально недоступной.

Конечно, короткие стрессовые моменты, когда на полноценное внимание к малышу у вас просто нет сил, бывают в жизни у каждого взрослого. Но старайтесь выходить на контакт с ребенком как только хотя бы немного справитесь с проблемой, и вы увидите, сколько тепла и поддержки можно получить от такого небольшого существа.

Рекомендации:

  • Старайтесь прочитать как можно больше разных книжек по воспитанию и уходу за ребенком, начиная с беременности. Пусть их авторами будут жители разных стран, представители различных времен. Старайтесь выделять из книжек то, что вам нравится; то , что подходит по стилю жизни вашей семье. Ваша точка зрения должна быть панорамной.
  • Обсуждайте прочитанное с отцом ребенка. Вы не должны замыкать все решения, связанные с его жизнью , воспитанием, развитием на себя. Ведь тогда отец не сможет ни быть активным участником с первых недель жизни, что очень важно для ребенка, ни вас поддерживать — а это крайне важно для отношений.

 Мамино программирование ребенка

Когда связь между мамой и ребенком налаживается, она очень сильна. И материнские возможности влияния на малыша — сознательного и неосознаваемого — весьма велики. Есть русская поговорка «что будешь выкликать, то и откликнется». Она хорошо иллюстрирует возможности маминого программирования ребенка — на жизненную удачу или поражение, на силу или слабость.

Мама, держа ребенка на руках, вглядываясь в его черты лица не может не думать и не представлять , каким он будет, что его ожидает. И очень важно, что ваши мысли не были слишком тревожными, чтобы не создавалась отрицательная программа, которая может помешать ребенку найти себя в жизни и реализовать свой потенциал.

Связь мамы и малыша — сильнейшее средство. И важно как оно будет использовано — во благо или из эгоизма.

Всем ведь известны случаи, когда люди до сорока лет не женятся, опекая мамочку; или ситуации , когда вполне благополучные семьи рушились усилиями одной из мам…Нужно, чтобы ваша связь с ребенком, налаженная с первых дней его жизни, не помешала ему стать самостоятельным человеком.

Быть родителем — это дать ребенку жизнь, поставить его на ноги и отпустить…

Конечно, это будет совсем не скоро , лет через 18-20, и связь не прервется и тогда. Важно, чтобы ваша связь не стала «удавкой» когда малыш станет старше. Всему свое время.

Что определяет связь матери с малышом? Как на это влияет внешние факторы? Почему связь мамы с ребенком сохраняется на протяжении всей жизни?

Источник: https://emozen.ru/post/svjaz-materi-i-malysha-mify-realnost-vnutrennie-ubezhdenija

О вашем здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: