Объект и предмет медицины

Социология медицины

Объект и предмет медицины

В настоящее время существует несколько понятий «социология медицины»:

  1. Отрасль социологии, исследующая социальные проблемы, связанные с болезнями, здоровьем, медицинским обслуживанием, с ролью здоровья и трудоспособности граждан в социальном развитии.
  2. Область социологии, изучающая структуру, социальные функции, кадры организации медицины и здравоохранения, социальную обусловленность здоровья населения, роль здоровья формировании и жизнедеятельности человека, в развитии и функционировании общества.
  3. Наука о медицине, специфический социальный институт, развивающийся и функционирующий через свои составные элементы, исследующий социальные процессы, происходящие в нем.

Все определения охватывают поле деятельности социологии медицины, подчеркивают необходимость изучения социальных факторов состояния здоровья, заболеваний, анализа системы здравоохранения.

Замечание 1

Социология медицины находится на стыке медицины (организация здравоохранения, медицинская статистика, социальная гигиена, эпидемиология, медицинская демография, деотология и т.д.

) и социологии (эмпирические исследования).

Социология медицины в структуре социологического знания связана с социологическими проблемами образа жизни, труда, досуга, социологией охраны окружающей среды, организаций и т.д.

  • Курсовая работа 480 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Во многом развитие социологии медицины предопределено потребностями медицины. В последнее время происходит «социализация» болезней, на развитие заболеваемости населения, изменение ее структуры большое влияние оказывают социальные, демографические, экологические, поведенческие факторы.

Социология медицины изучает организацию медицинской помощи, состояние общественного здоровья в зависимости от социально-экономических факторов. Она рассматривает медицину как подсистему социальной системы, используя социологические аспекты и рассматривая закономерности формирования ценностных отношений к здоровью, болезни, медицине, медицинскому обслуживанию, организации здравоохранения.

Предмет и объект социологии медицины

Предметом социологии медицины выступает область теоретической и эмпирической социологии, изучающая социальные факторы укрепления и сохранения здоровья индивидов, воздействие на здоровье факторов окружающей среды, социальных факторов, быта и трудовой деятельности.

Предмет социологии медицины определяют, как: труд и здоровье, образ жизни и здоровье, урбанизация и здоровье, социально-гигиенические проблемы.

Объект изучения социологии медицины: медицина в качестве социального института; здоровье, болезни человека в социальном аспекте; ценностные ориентации и специфика общественных отношений в медицине как отрасли человековедения.

Задачи и функции социологии медицины

Замечание 2

Основная задача социологии медицины: анализ взаимодействия и взаимоотношений медицины с обществом, с различными социальными институтами, рассмотрение законов развития и функционирования теории здравоохранения как социального феномена.

Социология медицины решает следующие задачи:

  • выяснение роли медицины в формировании личности, социализации, гуманизации социальных отношений;
  • обоснование аксиологических и культурологических факторов медицины;
  • изучение влияния образа жизни на развитие заболеваний в различных социальных группах;
  • изучение взаимодействия социальных институтов, в функции которых входит лечение и профилактика заболеваний, а также с другими социальными институтами;
  • изучение влияние культуры на представления о заболеваниях, на отношения в системе «врач-пациент».

Замечание 3

В системе социальной медицины здоровый индивид рассматривается только как объект воздействия со стороны здравоохранения.

Состояние здоровья населения включает физический, социальный и психологический компоненты, оно во многом определяется такими социологическими категориями, как: образ жизни, социальные отношения, поведение, деятельность, общение.

Социология медицины на эмпирическом уровне изучает конкретные проблемы, являющиеся пограничными между медициной и социологией: девиантное поведение; нервно-психическое состояние населения и кризис общества; медицинские и социальные последствия экономических преобразований; мотивы медицинской профессионализации; уровень и образ жизни как критерии здоровья; социально-психологическая специфика медицинского коллектива и др.

К функциям социологии медицины относятся:

  • исследование теоретических и эмпирических задач медицины, системы здравоохранения как специфической области деятельности человека, ориентированной на развитие заложенных в нем способностей;
  • исследование закономерностей формирования и сохранения здоровья населения с учетом специфики быта, условий труда, воздействия различных факторов, оказывающих влияние на разные демографические, профессиональные группы населения;
  • разработка и внедрение программ, социально-экономических мероприятий по улучшению физического развития населения, его здоровья, по повышению продолжительности жизни и трудовой активности;
  • выяснение направлений изменения образа жизни разных социальных групп в современных условиях и воздействие этих изменений на состояние здоровья.

Проблемы исследований социологии медицины

Проблематика исследований социологии медицины условно подразделяется на три направления.

Первая группа включает рассмотрение следующих вопросов: роль объективных и субъективных факторов в укреплении и охране здоровья населения; воздействие вредных привычек, социально-психологическая обусловленность некоторых заболеваний; отношение к медицинскому обслуживанию, здоровью, болезням разных демографических и профессиональных социальных групп; санитарная культура населения, роль средств массовой информации на формирование и развитие медико-гигиенических знаний т.д.

Вторая группа исследует организацию и структуру санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, научно-исследовательских, административных учреждений медицины и здравоохранения, их взаимодействие и субординацию для эффективности лечебных, профилактических мероприятий; осуществление комплексных программ здоровья; систему подготовки и повышение квалификации медицинского персонала; медицину как форму социального контроля; взаимодействие между населением и сотрудниками медицинских учреждений в условиях реализации лечебно-профилактической работы.

Третья группа исследует средства повышения эффективности здравоохранительных мероприятий, функции здоровья в процессе формирования личности и развитии общества.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/sociologiya_mediciny/

Методические рекомендации Москва 2015 Согласовано Срешением Методического Совета Протокол № от 20 г

Объект и предмет медицины

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Объектнаяобласть исследования— это область, сфера практическойдеятельности медицинской сестры/фельдшера,в которой находится объект исследования).

Объектная область исследованияопределена основными направлениямипрофессиональной деятельности медицинскойсестры/фельдшера, которые предусмотреныПриказомМинистерства здравоохранения исоциального развития РоссийскойФедерации от 23 июля 2010 г.

N 541н «Обутверждении Единого квалификационногосправочника должностей руководителей,специалистов и служащих, раздел”Квалификационные характеристикидолжностей работников в сферездравоохранения».

Вкачестве объектной области исследованиядля выполнения ВКР по специальности060501Сестринское деломогут избраны следующие направленияработы медицинской сестры: «Медицинскаясестра»,«Медицинскаясестра участковая», «Медицинская сестраврача общей практики (семейного врача)»,«Медицинская сестра палатная (постовая)»,«Медицинская сестра процедурной»,«Медицинская сестра перевязочной»,«Операционная медицинская сестра»,«Медицинская сестра-анестезист»,«Медицинская сестра по физиотерапии»,«Медицинская сестра по массажу»,«Медицинская сестра диетическая»,«Медицинская сестра патронажная»,«Медицинская сестра приемного отделения(приемного покоя)», «Медицинская сестрапо приему вызовов и передаче их выезднымбригадам», «Медицинская сестрастерилизационной», «Инструктор полечебной физкультуре», «Инструктор потрудовой терапии», «Инструктор погигиеническому воспитанию», «Медицинскийстатистик». Подробную информацию обуказанных направлениях работы, отребованиях к уровню профессиональныхзнаний и подготовки, объем трудовойфункции указанной должности, можнополучить из Приказа МЗ и СР РФ от 23 ноября2010 г. № 541н «Об утверждении Единогоквалификационного справочника должностейруководителей, специалистов и служащих,раздел “Квалификационные характеристикидолжностей работников в сферездравоохранения».

Вкачестве объектной области исследованиядля выполнения ВКР по специальности060101Лечебное деломогут избраны следующие направленияработы фельдшера: «Фельдшер»,«Акушерка»,«Фельдшер-водительскорой медицинской помощи»,«Фельдшер(скорая медицинская помощь)».

Подробнуюинформацию об указанных направленияхработы, о требованиях к уровнюпрофессиональных знаний и подготовки,объем трудовой функции указаннойдолжности, можно получить из ПриказаМЗиСР РФ от 23 ноября 2010 г.

№ 541н «Обутверждении Единого квалификационногосправочника должностей руководителей,специалистов и служащих, раздел”Квалификационные характеристикидолжностей работников в сферездравоохранения».

Объектисследования -это крупная, относительно самостоятельнаячасть объектной области, в которойнаходится предмет исследования.

Пример1.

Если избирается объектная область —деятельность фельдшера ФАП, то объектомисследования могут быть видыпрофессиональной деятельности фельдшераФАП (в общем или при конкретной патологиипациентов, в отношении всех возрастныхгрупп пациентов с указанной патологиейили конкретной возрастной группы):«Диагностическая деятельность фельдшера»,«Лечебная деятельность фельдшера»,«Дифференциальная диагностика и оказаниенеотложной медицинской помощи фельдшеромна догоспитальном этапе», «Профилактическаядеятельность фельдшера», «Медико-социальнаядеятельность фельдшера»,«Организационно-аналитическаядеятельность фельдшера». Так же вкачестве объекта исследования могутбыть рассмотрены конкретные профессиональныекомпетенции фельдшера или узкиенаправления его деятельности, определяемыесодержанием программы соответствующегоМДК профессионального модуля.

Объект исследования:Диагностическая деятельность фельдшера ФАП при постановке на учет по беременности пациенток в возрасте старше 40 лет.
Предмет исследования:Объем (перечень) проведения обязательных диагностических мероприятий, осуществляемых фельдшером ФАП при постановке женщины на учет по беременности.

Пример2.

Если объектная область – медицинскаясестра участковая, то объектом исследованиямогут быть виды профессиональнойдеятельности участковой медицинскойсестры (в общем или при конкретнойпатологии пациентов, при всех возрастныхгруппах или в отношении определеннойвозрастной категории пациентов):«Проведение профилактических мероприятийучастковой медицинской сестрой»,«Участие в лечебно-диагностическом иреабилитационном процессах участковоймедицинской сестры», «Оказание неотложноймедицинской помощи» и т.д. (в пределахпрофессиональных компетенций).

Объект исследования:Сестринский уход за пациентами при сахарном диабете, организованный участковой медицинской сестрой городской поликлиники в ходе активных патронажей.
Предмет исследования:Уровень сформированности навыков самоухода у пациентов, получающих сестринский уход в ходе активных патронажей на дому участковой медицинской сестрой городской поликлиники

Основноетребование к выбору объекта дляисследования медицинской сестрой/фельдшеромв рамках написания ВКР – это областьпрофессиональной деятельности специалистасо средним профессиональным образованиемпо соответствующей специальности впределах их профессиональных компетенций,которые определяются действующимиприказами и иными нормативными актами.

Предметисследования —это конкретная часть объекта или процесс,в нем происходящий, или аспект проблемы,который предполагается исследовать.Предмет всегда изучается в рамкахкакого-то объекта.

(Например, еслиобъектомизбрана«диагностическая деятельность», то вкачестве предметаисследования можетвыступать любой из диагностическихметодов и приемов, либо их сочетание.

Например, предметом исследования могутбыть методы, формы, алгоритмы, особенностивыполнения различных мероприятий врамках лечебно-диагностическогопроцесса, осуществляемого фельдшеромв условиях ЛПО или ССиНМП).

Аналогичнымобразом, если для медицинской сестрыобъектом исследования избран сестринскийуход за пациентом при конкретномзаболевании, то предметом исследованияв этом случае могут быть – принципыорганизации лечебного питания, мероприятияпо организации гигиенического ухода идр.

3.4.Определение цели и задач исследования(Приложение13)

Цельисследования– результат исследования, которыйпредполагается получить по окончанииработы.

Цельюисследования в курсовых и выпускныхквалификационных работах являетсяразработка и обоснование методикоказания медицинской помощи, разработкаи обоснование плана мероприятий поорганизации и проведения квалифицированногоухода и пр. Формулировка цели исследованиядолжна быть краткой и точной.

Формулировкацели обычно начинается с глаголов винфинитивной форме: «Выявить…»,«Обосновать…», «Определить…»,«Разработать…», «Оценить… и разработать…»,«Оценить эффективность… и составить…»,«» и т.д.

Задачиисследования– это конкретизированные аспекты цели.Задачи исследования представляют собойлогически взаимосвязанные «шаги»достижения цели, отражающие хронологическуюпоследовательность исследования. Задачи– это пошаговый алгоритм ВКР. Обычноони формулируются как пункты плана всейработы (по главам). Соответственно ввыпускной работе должно быть представленопорядка 5-6 задач.

3.5.Разработка рабочей гипотезы

Гипотеза(отгреч. основание, предположе­ние) –это предположительное суждение озакономерной (причинной) связи явленийизучаемых в работе и вероятное ихизменение по действием оцениваемыхфакторов, методов и пр.

Из этого определениявытекают, по меньшей мере, два следствия.Первое, что гипотеза должна содержатьпредположение. Второе, что это предположениедолжно касаться установления закономерной(причинной) связи исследуемых явлений.

Рабочаягипотеза представляетсобой временное предположение длясистематизации имеющегося фактическогоматериала.

Какпроисходит формулирование рабочейгипотезы? Гипотеза – это один из вариантоврешения поставленной про­блемыисследования.

Поскольку, как ужеговорилось выше, гипотеза со­держитпредположение, то применительно к нашемупри­меру одна из возможных формулировокможет звучать так: «Раннее осуществлениедиагностических и скрининговыхмероприятий в отношении беременнойпозволит фельдшеру ФАП своевременновыявить факторы риска и угрозы дляздоровья женщины.

Гипотезаявляется обязательной при написанииВКР эмпирического типа, однако в рамкахнаписания ВКР по специальностям среднегопрофессионального образования,формулирование гипотезы не являетсяобязательным условием, если в результатеработы не планируется открытие новыхметодов/методик или новых теоретическихзнаний.

3.6.Выбор методов исследования

Длябольшинства студентов при выполнениивыпускной квалификационной работыособую трудность составляют организацияи проведение эксперимента. Он требуетумения владеть основными методаминаучного исследования, с которымистуденты знакомятся на консультативныхзаняти­ях по профессиональным модулямпри написании курсовых работ.

Выборметодов исследования зависит от темы,пробле­мы, гипотезы, цели и задачисследования. Существуют и другиеоснования, по которым классифицируютсямето­ды исследования. По уровнюпро­никновения в сущность выделяетметоды эмпирического и теоретическогоисследования.

К эмпирическим методам— способам выявления и обобщения фактовнепосредствен­но в опыте, в практике— относятся: наблюдение, бесе­ды,рейтинг (оценки компетентных судей),самооценка, создание диагностическихси­туаций, изучение литературы идругих источников, практическогомедицинского опыта и др.

Методыисследования согласно виду ВКРпредставлены в Приложении 13.

Ктеоретическим методам, направленнымна раскры­тие внутренней структурыизучаемого предмета, механиз­мов егоразвития и функционирования, относятсятеоре­тический анализ и синтез,абстрагирование, конкретиза­ция иидеализация, индукция и дедукция,аналогия, моделирование, сравнение,классификация, обобщение. По функциямвыделяют методы диагностики, объяснения,прогнозирования, преобразования,коррекции, статисти­ческой обработкиматериала и др.

Изэтого разнообразия методов необходимовыбрать такие, которые обеспечатмаксимальный эффект.

Причем следуетучитывать, что для каждого этапа и частииссле­дования, так же как и для каждогообъекта, предмета, общих задач исследования,накопленного материала, обыч­ноотбираются наиболее адекватные методы,чтобы в ко­нечном счете они соответствовалисовременным принци­пам научногоисследования, т.е.

давали надежныерезуль­таты; соответствовали логическойструктуре (этапу) исследования; обладалимаксимальной направленностью обучаемых;находились в гармоничной взаимосвязис дру­гими методами в единой методическойсхеме работы.

3.7.Подготовка и проведение экспериментальнойчасти работы

Курсовыеи квалификационные работыопытно-экспериментального типаориентированы на проведение практическогоэксперимента. Структураработы включа­ет констатирующийэксперимент (проверочный), форми­рующийили созидательно-преобразующий(конструиру­ющий) и контрольныйэксперимент (В.И.Загвязинский, И.Ф.Харламови др.).

Констатирующийэкспериментпроводится в начале ис­следования иставит своей задачей выяснение напрактике изучаемого явления. Приэтоммогут быть использованы разнообразныеметоды исследования (наблюдение, бесе­ды,анкетирование, анализ деятельностимедицинского работника, анализ действийпациента или его родственников приосуществлении ухода/медицинскоговмешательства и др.).

Формирующийэкспериментявляется следующим основ­ным этапомработы.

В процессе его студенты организуютпроверку выдвинутой гипотезы, вводятновыеусловия, изучая их влияние на повышениеэффективности медицинского вмешательстваили обучения пациента.

На этом этапеочень важны методика фиксации хода ирезультатов опытной работы и методикаанализа полученных данных, статистическаяобработка дан­ных, составление таблиц,построение графиков и др.

Контрольныйэкспериментдает возможность уточнить результатыпроведенной работы (правильности илиоши­бочности гипотезы).

Послезавершения экспериментальной части ееследует обработать: описать проведенныйурок/занятие в школе здоровья, проведеннуюбеседу с пациентом или его родственниками,выполненный алгоритм исследования илилечения/ухода и оценить его эффективность,описать положительные и отрицательныестороны, возможные трудности. На основанииописанного следует сделать выводы иразработать рекомендации по устранениюпрепятствий и дальнейшего практическогоприменения.

3.8.Анализ, обобщение, интерпретациярезультатов исследования

Анализ,обобщение, интерпретация результатовисследования – наиболее ответственныйэтап ВКР, характеризующий творческиеспособности студента, его самостоятельность,знание и владение научной информациейпо изучаемой проблеме. Данный этапработы предусматривает обсуждениерезультатов экспериментальногоисследования. Для этого необходимо:

  • выделить основные положения для анализа;
  • определить логическую последовательность обсуждаемых вопросов;
  • сопоставить полученные в эксперименте факты с результатами других авторов (они могут совпадать, не совпадать, противоречить);
  • дать оценку причин, вызывающих расхождение результатов (разные условия, другой возраст, неоднородный контингент, недостаточно продолжительный эксперимент и др.);
  • определить с позиции какой научной теории или концепции можно объяснить полученные результаты;
  • дать заключение о подтверждении (или опровержении) рабочей гипотезы.

3.9.Формулировка выводов

Выводыдолжны отражать суть работы в соответствиис выбранной темой, актуальностьюпроблемы, рабочей гипотезой, целью изадачами исследования. Выводы излагаютсяв лаконичной форме и отвечают на задачи,поставленные в исследовании.

Выводыраспространяются лишь на сферыдеятельности, контингент и возрастныегруппы, рассмотренные в исследовании.

На основании выводов работы должны бытьпредставлены соответствующие рекомендации,которые будут направлены на устранениевыявленных

Источник: https://gigabaza.ru/doc/160632-p3.html

Социальная медицина – это что такое? Основные понятия, категории, задачи, факторы и развитие

Объект и предмет медицины

В начале прошлого столетия известный немецкий врач Альфред Гротьян впервые провел курс лекций о медицине как предмете, рассматривающем влияние социальных факторов на здоровье населения. Он поднимал вопросы о регуляции рождаемости, алкоголизме, венерических заболеваниях, став одним из основоположников науки об общественном здоровье.

Работы Гротьяна и его единомышленников получили отклик и начали стремительно распространяться во многих государствах. Это привело к тому, что развитие социальной медицины имело мощный скачок в ХХ веке. Тем не менее содержание самого предмета все еще остается темой научных полемик.

Итак, что такое социальная медицина, что она изучает и какие задачи готова решать, попытаемся разобраться.

Понятие социальной медицины

Вопрос здоровья населения занимает приоритетное место в системе государственных ценностей, поскольку оно является мощным экономическим потенциалом и ресурсом, который позволяет обеспечить соответствующий уровень и безопасность жизни, следовательно, и дальнейшее ее развитие.

Общественное здоровье формируется путем воздействия социальных, поведенческих, биологических, генетических и других факторов, из которых некоторые могут нести вполне серьезную угрозу риска заболеваний.

Исходя из вышесказанного, тандем социальной работы и медицины имеет огромную значимость.

Социальная медицина – это дисциплина о здоровье общества, о всевозможных методах его укрепления и сохранения, а также улучшении медико-социальной помощи.

Термин «социальная медицина» впервые был употреблен французскими учеными Рашу и Фарко еще в середине XIX столетия. В Англии, отмечая тяжелые условия рабочих, это определение использовали санитарные инспекторы Э. Чедвик и Дж. Саймон. В русской публикации оно было отмечено у земского врача В. О. Португалова – общественного деятеля и революционера.

Предмет социальной медицины

Общее мнение ведущих социал-гигиенистов определяет, что целью изучения социальной медицины является общественное здоровье, а именно процессы его формирования, воздействующие факторы, способы оценки и прочее.

Другими словами, в рамках системы здравоохранения данный предмет изучает и устраняет проблемы воздействия социальных, экономических, социологических условий на здоровье населения.

В фокусе его внимания будут находиться не отдельные лица, а общество в целом или намеченные социальные группы.

Из вышесказанного следует, что и социальная, и клиническая медицина связаны со здоровьем и заболеваниями людей, решая одни задачи разными подходами и методами. Если клиническая медицина сконцентрирована на самих заболеваниях, то социальная медицина – на проблемах, вызывающих эти заболевания и сопровождающих их.

Социальная медицина – это результат объединения теоретической и практической медицины, профилактики болезней, социальной диагностики, социологии, антропологии, статистического прогноза и других наук естествознания. Ее основными направлениями и объектами являются:

  • характеристика болезни и социальной патологии;
  • диагностирование социальных болезней и патологий;
  • распространение и передача социальных заболеваний и патологий;
  • патологические отклонения определенных сообществ;
  • организация медико-социальной работы;
  • социальная гигиена (питания, труда, коммунального проживания, общественных туалетов и прочее);
  • социально-медицинская экология;
  • организация здравоохранения.

На сегодняшний день особое ударение ставится на социально-медицинской экологии и диагностике, которые позволяют своевременно выявить патологии у социальных групп и отдельных граждан.

Разделы социальной медицины

Структура социальной медицины состоит из нескольких разделов, каждый из которых представляет собой отдельное самостоятельное направление.

  1. Общественная медицина направлена на сохранение качества жизни и здоровья как нации в целом, так и каждого человека. Она решает проблемы ухудшения здоровья и уровня жизни отдельных лиц, перенесших насилие, террор или определенные заболевания. Также в рамках этого раздела проводится профилактика нежелательных ситуаций, решаются проблемы семьи и брака.
  2. Пенитенциарная медицина изучает места лишения свободы (закрытые общества). Ее деятельность является особенно актуальной в условиях современной демократии и появления высокого уровня генетических мутаций, в результате которых все чаще встречаются лица с социопатическим характером.
  3. Военная социальная медицина исследует моральное и психофизическое состояние участников боевых походов и военных операций, оценочные показатели людей и местности боевых действий. В настоящее время социальная медицина этого раздела находится в стадии становления и проработки методов изыскания и оказания помощи пострадавшим лицам.
  4. Социологическая медицина изучает, разбирает и анализирует непонятные и сложные медицинские явления. К примеру, тотальное старение населения или возросшую численность людей, страдающих заболеванием Альцгеймера. Ко всему прочему она занимается исследованиями научно-практических достижений в области медицинской генетики и электронных технологий, которые могут существенно повлиять на организацию современных обществ.

Методы исследования

В работе социальной медицины применяются разнообразные подходы и методы исследования, по результатам которых будут определяться дальнейшие меры здравоохранения.

  • Статистический метод является ведущим в оценочном учете здоровья населения, на нем базируется государственная и ведомственная отчетность.
  • Метод экспертизы применяется в медицинских учреждениях при установлении качества, эффективности лечения.
  • Демографический метод используется для выявления потребности общества в амбулаторной и стационарной помощи.
  • Исторический метод оценивает события и факты в их связи со временем и пространством.
  • Социологический метод изучает условия жизни и труда граждан, выявляет факторы риска.
  • Экономический метод обеспечивает эффективное использование ресурсов здравоохранения.
  • Экспериментальный метод ищет рациональные формы работы медицинских учреждений, проверяет гипотезы и проекты.

Помимо этого, часто употребляются такие подходы, как моделирование, прогнозирование, эпидемиология и другие.

Немного истории

Основы социальной медицины были заложены еще в цивилизациях Древнего мира, когда лекари не ограничивались только медицинской помощью, но и осуществляли санитарный контроль за состоянием колодцев, рынков, общественных бань, процедурой похорон и вели надзор за кварталами бедных. При египетском фараоне Эхнатоне впервые были сформированы такие понятия, как боль, болезнь, здоровье, а профессия врача обрела социальный статус.

В Средние века стремительные распространения инфекционных заболеваний подвигли местные сообщества принять и законодательно оформить ряд мер по ликвидации эпидемических очагов: изоляция больных, сжигание домов и вещей заболевших, карантин поселений, устройство лепрозориев и другое.

В XVI-XVII веках труды Томмазо Кампанеллы и Томаса Мора сумели обратить внимание общества на важность здорового образа жизни, гигиены и питания.

Значимое место в истории социальной медицины имеют работы итальянского врача Бернардино Рамаццини, который занимался исследованиями профессиональных заболеваний у ремесленников.

В 1784 году в Германии был введен термин «медицинская полиция», понятие которого подразумевало инспекцию лечебниц и аптек, наблюдение за здоровьем общества и предупреждение эпидемий.

Во Франции вопрос здоровья населения стал рассматриваться как национальный ресурс во времена Великой революции, вследствие чего были приняты законы и проведены реформы. В Англии в 1848 году было сформировано ведомство общественного здоровья и принят соответствующий закон.

В это же время ведущими мировыми державами были подписаны первые договоренности о способах борьбы с инфекционными заболеваниями.

На рубеже XIX и XX столетий социальная медицина была окончательно утверждена как научная дисциплина.

Развитие отечественной медицины

История отечественной социальной медицины перекликается с общей историей. Первоначально ведущая роль в социальной помощи принадлежала церкви, которая брала на себя заботу о страждущих единоверцах. Монархам также не чужды были страдания людские.

Царь Иван Грозный радел о государственной помощи обездоленным (1551 год), он утверждал, что больницы, приюты и богадельни должны быть в каждом городе. Ощутимый вклад в общественную медицину внес Петр I, создавая сеть социальных учреждений и требуя от городских магистрат наличия госпиталей.

При Екатерине II также были основаны территориальные институты помощи.

Дальнейшему прогрессу общественной медицины посодействовала земская реформа 1864 года, на основании которой земство несло ответственность о «народном здравии». Результатом преобразований стала организация медицинской помощи по участковому принципу.

Необходимо также отметить, что основные вложения в становление, развитие и решение проблем социальной медицины принадлежали трудам некоторых людей, работавших в этой сфере. Это М. В. Ломоносов, С. Г. Зыбелин, И. Л. Данилевский, Е. О. Мухин, С. П. Боткин, М. Я. Мудров, Е. Т. Белопольский, Ф. Ф. Эрисман и Н. А. Семашко.

Сегодняшние задачи

Социальная медицина, помимо защиты здоровья общества, несет ответственность и за его социальное благополучие, являясь непосредственным блюстителем социальной защиты населения. Ее поставленные задачи включают:

  • исследование влияния образа жизни граждан и социально-экономических факторов на здоровье отдельных групп и общества в целом;
  • аргументация принимаемых мер, направленных на минимизацию или устранение действия негативных факторов окружающей среды;
  • создание условий для высокого уровня медицинского обслуживания всех категорий граждан;
  • программы улучшения здоровья и увеличения активного долголетия всех членов общества.

Основные функции социальной медицины – это прежде всего защита и сохранение общественного здоровья при любых политических, идеологических, социально-экономических, природных и других обстоятельствах.

Источник: https://FB.ru/article/404282/sotsialnaya-meditsina---eto-chto-takoe-osnovnyie-ponyatiya-kategorii-zadachi-faktoryi-i-razvitie

О вашем здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: