Обязательные методы интенсивного наблюдения

Сущность метода наблюдения и его примеры

Обязательные методы интенсивного наблюдения

Определение 1

Наблюдение – это исследовательский описательный психологический метод сбора первичной социологической информации, касающейся изучаемого объекта

Метод наблюдения относится к общенаучным и широко используемым в естествознании и обыденной жизни, а широкое его применение началось с конца XX века.

Этот старейший психологический метод применяется там, где особенное значение имеет фиксация поведения человека в различных условиях – прежде всего, в клинической, социальной психологии, педагогической психологии, психологии развития и в психологии труда.

В социологии применение этого метода ограничено, потому что социальные явления далеко не все поддаются визуальному и слуховому восприятию.

Замечание 1

Наблюдение необходимо применять в комплексе с другими методами сбора информации.

Социологическое наблюдение имеет важную особенность, которая заключается в том, что это способ непосредственного визуального восприятия изучаемого объекта. При непосредственном восприятии объекта особенности поведения человека фиксируются непосредственно в момент его проявления и независимо от того, умеет респондент описать словами свое поведение или нет.

  • Курсовая работа 420 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

Наблюдение дает возможность лучше понять смысл действий наблюдаемых, их поведение в той или иной ситуации, суть их реакций на происходящие события.

Метод наблюдения одновременно является самым простым и самым сложным, в психологии его можно использовать как для получения предварительного материала, так и для получения иллюстративных данных.

Замечание 2

Наблюдение является основным методом получения первичной информации.

В тех случаях, когда вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой, метод наблюдения не применяется.

Особенностью метода является связь наблюдателя и наблюдаемого объекта, а также пристрастность и сложность повторного наблюдения.

Взаимодействие наблюдателя и наблюдаемого относится к одной из психологических проблем, поскольку присутствие исследователя оказывает влияние на поведение испытуемого.

Объектами исследования могут быть вербальное и невербальное поведение, перемещения человека, дистанция между людьми, физические воздействия, т.е. всё то, что объективно возможно зарегистрировать, причем свойства психики исследователь не наблюдает.

Поскольку психика проявляется в поведении человека, то психолог, на основании полученных при наблюдении данных, может только строить гипотезы о психических свойствах испытуемого.

Наблюдение широко используется в общественной практике, сохраняя основные черты, например, наблюдающий за показаниями приборов оператор энергосистемы, следователь, наблюдающий на допросе за поведением преступника, врач, при проведении осмотра больного.

На основании поставленных целей определяется, какой характер будет носить наблюдение – научный или практический. Результаты наблюдения в области практической деятельности сразу используются для достижения основной цели.

Классификация наблюдений

Специалисты выделяют два вида наблюдений в зависимости от того, в какой степени исследователь вовлечен в изучаемую среду.

К первому виду относится включенное наблюдение, когда наблюдатель принимает личное участие, а другие участники принимают его участником события.

Ко второму виду относится стороннее наблюдение, при котором наблюдатель действует как бы «со стороны», без непосредственного участия.

Включенное наблюдение имеет два варианта:

  1. наблюдаемые знают, что их поведение фиксируется наблюдателем, например, поведение в группе альпинистов или экипажа подводной лодки;
  2. наблюдаемые не знают, что их поведение наблюдателем фиксируется, например, заключенные в общей камере.

В основном, когда человек замечает, что за ним наблюдают, свое поведение резко меняет.

Исходя из характера взаимодействия с объектом, есть скрытое и открытое наблюдение.

При скрытом наблюдении, человек не знает, что является объектом наблюдения. В этом случае используется зеркало Гезелла, скрытая камера или психолог маскируется под обычного участника событий.

Открытое наблюдение говорит о том, что человек осведомлен о наблюдении.

В зависимости от объекта выделяют интроспекцию, т.е. самонаблюдение, правда, результаты этого наблюдения в современной психологии на веру не принимаются, но, учитываются в качестве фактов и внешнее наблюдение за поведением других людей.

Различают наблюдение и относительно времени исследования – они могут быть однократные, периодические, лонгитюдные, т.е. проводимые в течение длительного времени.

Исходя из характера восприятия, наблюдения могут быть сплошными и выборочными. При сплошном наблюдении исследователь в равной степени обращает внимание на все объекты, ему доступные.

При выборочном же наблюдении выбираются только определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций.

Подразделяются наблюдения и по характеру регистрации данных, есть наблюдение констатирующее, задача которого зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения и оценивающее наблюдение, когда исследователь сравнивает факты по степени их выраженности, используя шкалу рейтинга.

Результаты наблюдения можно фиксировать в процессе наблюдения или через какое-то время, правда, тогда память наблюдателя будет иметь большое значение, а достоверность полученных результатов будет не совсем надежной.

По степени стандартизированности процедур выделяют свободное или поисковое наблюдение в котором при необходимости возможно изменение правил и предмета исследования.

Данное наблюдение, несмотря на определенную цель, лишено четких ограничений в выборе того, на что необходимо обращать внимание и какие моменты надо фиксировать.

Подобное наблюдение используется на ранних стадиях научной работы. Кроме этого есть ещё структурированное наблюдение, а также несистематическое и систематическое наблюдение.

Рисунок 1. Метод наблюдения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Примеры использования наблюдений

Примеры довольно хорошо раскрывают метод наблюдения и таких примеров можно привести довольно много.

Военному исследователю, допустим, надо выяснить склонность военнослужащих к различным правонарушениям, например, пьянству, насилию, стяжательству и др. Новобранцы, в данном случае, будут объектом наблюдения. На первом этапе информация о них собирается исследователем через офицеров подразделений. Такую информацию офицеры могут получить от тех, кто сопровождал новобранцев с призывного пункта.

Особое внимание обращается на то, в какой социальной среде воспитывался и рос солдат – благополучная семья или нет, полная или неполная, какие у неё ценностные ориентации, были ли претензии со стороны правоохранительных органов, каковы черты характера новобранца, его психологические и физиологические характеристики и др.

Исходя из анализа этой первоначальной информации, исследователь выделяет потенциально неблагополучных солдат, определяет их особые признаки, по которым можно судить о склонности объектов к отклоняющемуся (девиантному)поведению.

Девиантное поведение солдат не соответствует правовым и нравственным нормам в этом обществе. Девиантное поведение может проявляться в недобросовестном отношении к служебным обязанностям, оскорблению сослуживцев, упрямстве, неподчинении командирам, в попытках доминирования и др.

На основании этих признаков и с помощью случайного наблюдения исследователь собирает уточняющую информацию и составляет подробную программу исследования.

Среди примеров типичных ситуаций, когда реализуется метод наблюдения, является учебное занятие, во время которого можно определить умения, знания, усердие солдат, сплоченность коллектива в целом.

В часы досуга наблюдатель может выяснить темы разговоров, мнения и точки зрения солдат. В вопросах хозяйственных работ определяется интерес и отношение к труду, взаимоотношения во время выполнения этих работ, лидеры и подчиненные.

В ситуациях смены караула, несения службы и развода выявляется степень воинской подготовки, убеждения солдат, мотивация к выполнению обязанностей.

Во время вечерней поверки внимание можно обратить на общую дисциплину, реакцию на служебные обязанности и их распределение.

Очень ярко взаимоотношения между солдатами и их поведение проявляются в конфликтных ситуациях. Здесь важно отметить зачинщиков, выявить причину, динамику и развязку конфликта, определить роль каждого участника.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/suschnost_metoda_nablyudeniya_i_ego_primery/

Метод наблюдения

Обязательные методы интенсивного наблюдения

Наблюдение – это научно целенаправленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Научное наблюдение отличается от житейского наблюдения научной организацией (теоретическое обоснование, наличие четких целей и задач, схемы и способы фиксации наблюдаемого).

Метод наблюдения относится к эмпирическим методам психологии (методам сбора психологических данных) наряду с методами опроса и психометрическими методами.

Объект и предмет наблюдения

Объектом наблюдения являются отдельные лица в различных ситуациях социального взаимодействия либо большие и малые группы, общности.

Предметом наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации:

  1. речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхронизация;
  2. выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков;
  3. движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения;
  4. физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка;
  5. сочетание перечисленных признаков.

Объективное наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Здесь внешняя сторона деятельности и поведения — лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.

Классификации видов наблюдения

Существует несколько классификаций видов метода наблюдения в зависимости от:

  1. степени формализованности — контролируемое и неконтролируемое;
  2. степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации — включенное и невключенное (при включенном наблюдении страдает объективность);
  3. условий организации — открытое и скрытое (при открытом наблюдении люди ведут себя неестественно);
  4. места проведения — полевое и лабораторное;
  5. регулярности проведения — систематическое и случайное;
  6. констатирующее и оценочное;
  7. сплошное и выборочное (при выборочном наблюдении фиксируется поведение одного человека);
  8. наблюдение и самонаблюдение.

Самонаблюдение, в свою очередь, может быть непосредственным (самоотчет) и опосредованным (анализ дневников, писем, автобиографий). Достоинством самонаблюдения является возможность получить информацию, недоступную другим методам исследования.

Требования к проведению наблюдения и его эффективность

Для того, чтобы наблюдение было эффективным, оно должно отвечать ряду требований:

  • оно должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный аспект изучаемого объекта;
  • оно должно быть плановым и систематическим, т.е. строиться на основе определенного плана и проводиться на протяжении определенного времени;
  • важно как можно подробнее зафиксировать наблюдаемое явление, т.е. необходима полнота наблюдения;
  • в обязательном порядке необходимо определять ситуации наблюдения, выделять единицы и признаки наблюдения, а также способы их фиксации.

Для максимального учета всех этих требований, как правило, составляется программа наблюдения, которая в формализованном виде включает в себя следующие пункты: цели и задачи наблюдения, объект наблюдения, предмет, способ и вид наблюдения, наблюдаемые ситуации, единицы наблюдения, инструментарий наблюдения.

Эффективность наблюдения существенно зависит от значимости данной ситуации для личности наблюдателя. Повышение эффективности наблюдения возможно при наличии отказа от преждевременных оценок и обобщений, многократности наблюдения, подкрепление другими методами, наличия специального оборудования (например, зеркала обратного видения).

Типичные ошибки наблюдателя:

  1. Эффект снисхождения – наблюдатель не решается поставить отрицательную оценку;
  2. Эффект центральной тенденции – тенденции ставить средние оценки;
  3. Логические ошибки (речистый оценивается как умный и т.п.);
  4. Галоэффект – выделив яркую черту, наблюдатель изменяет оценки всех других качеств.

Преимущества и недостатки метода наблюдения

Преимуществами метода наблюдения являются:

  • непосредственное восприятие и фиксация признаков в реальном времени;
  • оперативность получения информации;
  • объективность и конкретность данных;
  • более точное измерение степени интенсивности актов или способов поведения;
  • возможность проверки опосредованных способов получения информации (анкет и опросников);
  • снятие влияния установок на стереотипность ответов вопросников и соответствующих форм психологической защиты;
  • возможность целостной оценки социальной ситуации.

К числу недостатков метода наблюдения следует отнести:

  • ограниченные возможности наблюдения (не все ситуации можно найти в жизни и создать соответствующие условия);
  • сильное влияние установок и психических состояний наблюдателя;
  • перцептивная готовность на подтверждение своей гипотезы;
  • возможность утомления исследователя вследствие монотонии;
  • влияние исследователя и наблюдаемых им лиц друг на друга;
  • трудности интерпретации вследствие каузально-атрибутивных искажений;
  • значительные затраты времени;
  • поведение наблюдаемых не всегда или не всегда однозначно связано с теми психическими явлениями, которые изучаются;
  • ошибки личностного и психологического происхождения:
    • а) «гало-эффект», основывающийся на обобщенном впечатление наблюдателя, тенденции к оценке ситуации в «черно-белых красках»;
    • б) «эффект снисхождения», который состоит в тенденции давать слишком положительную оценку происходящему под влиянием действительно положительной, но частной черты;
    • в) «ошибка центральной тенденции», которая заключается в стремление усреднять оценки наблюдаемых процессов, т.к. крайние признаки поведения встречаются реже;
    • г) логическая ошибка, основывающаяся на ложности суждения о тесноте связи каких-либо качеств человека («любезность» «добродушие»);
    • д) «ошибка контраста», т.е. подчеркивание черт наблюдаемого, противоположных имеющимся у наблюдателя;
    • е) стереотипы «первого впечатления» профессионального, этнического, возрастного планов (например, имеющиеся у наблюдателя стереотипы, ранее сложившиеся по отношению к подросткам вообще, милиционерам вообще и т.п., сказываются в отношении наблюдаемых лиц — представителей этих же категорий).

Отличия наблюдения от эксперимента:

  1. Контроль и управление независимой переменной выше в эксперименте;
  2. В наблюдении контроль побочных влияний очень слаб;
  3. Гипотезы наблюдений менее строги и четки;
  4. В наблюдении менее строгая процедура и менее точное измерение психологических явлений.

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/metod-nablyudeniya/

Метод наблюдения в психологии – виды, характеристика, плюсы и минусы исследования

Обязательные методы интенсивного наблюдения

В социальной, клинической и педагогической психологии наблюдение как метод исследования используется с конца XIX века, а в прошлом столетии его стали применять в трудовой науке. Это наиболее древний метод познания окружающих предметов и явлений. В повседневной жизни человек сам не замечает, как начинает наблюдать за кем-то или чем-либо.

Наблюдением нельзя назвать процесс, при котором вмешательство экспериментатора изменит условия его проведения. Но оно поможет в том случае, когда необходимо получить целостную картину происходящих событий и отразить ее в записях и таблицах. Главные особенности процедуры:

  • связь между наблюдателем и субъектом;
  • пристрастность — эмоциональная составляющая;
  • сложность, а иногда и невозможность повторного проведения.

Если наблюдение осуществляется в естественных условиях, то человек никак на него не повлияет. Но когда субъект знает, что его исследуют, то он меняет свои повадки.

Первыми экспериментаторами стали В. Прайер, В. Штерн и А. Гвоздиков. Они наблюдали за развитием ребенка в семье и записывали полученную информацию в свои дневники.

Объект и средства наблюдения

Объектом наблюдения может выступать любой предмет, живое существо, явление, которых можно зарегистрировать. Их делят на несколько групп:

  • вербальное и невербальное поведение;
  • дистанция между людьми;
  • их перемещение;
  • физические взаимодействия.

Под вербальным общением понимают все явления, связанные с речью — интенсивность, продолжительность, содержание. Невербальное — это мимика, жесты тела, выражение глаз, особенности походки. К физическим воздействиям относят объятия, удары, рукопожатия, побои, толчки и другие прикосновения.

Во время эксперимента наблюдатель не может узнать свойства психики, он видит только те явления, которые можно зафиксировать. Исследователь лишь строит предположения о состоянии психологического здоровья испытуемого, за основу он берет данные, полученные в ходе процедуры.

Для изучения объекта используют специальные приборы: фотоаппараты, видеокамеры, диктофоны, специальные карты наблюдения. Но исследователь может наблюдать самостоятельно, без каких-либо средств.

Принятая классификация

Наблюдение обычно используется в том случае, когда непозволительно или просто невозможно вмешаться в естественное течение события. Его разделяют на несколько видов:

  • внешнее и внутреннее;
  • непосредственное и опосредованное;
  • прямое и косвенное;
  • включенное и невключенное;
  • полевое и лабораторное;
  • сплошное и выборочное.

А также есть разные виды наблюдения в зависимости от систематичности, форме, фиксируемым объектам, осознанности. В первом случае бывают несистематические и систематические исследования.

Последние проводятся по определенному плану, а во время эксперимента человек фиксирует особенности поведения субъекта и создает классификацию условий окружающей среды.

Несистематические позволяют создать общую картину явления в определенных условиях. Обычно такие исследования являются полевыми.

Наблюдение противопоставляются экспериментам по двум критериям: непосредственность и пассивность исследователя. Он не может вмешиваться в ход процесса, но обязательно записывает увиденное в протоколе.

По фиксируемым объектам разделяют сплошные и выборочные наблюдения. При первом человек старается законспектировать все особенности поведения. А при втором он записывает только определенные акты или параметры. В зависимости от форм поведения выделяют несколько исследований: осознанное, неосознанное внешнее и внутреннее, окружающего мира.

При осознанном субъект знает о том, что за ним наблюдают. То есть исследователь контактирует с ним, заранее рассказывает ему о задаче эксперимента и своем социальном статусе. Но иногда ему сообщают неверную информацию, чтобы проследить за поведением в определенной ситуации. Хотя подобные действия приводят к этическим проблемам и отрицательным результатам.

Такой способ используется только в том случае, если это обусловлено требованиями наблюдения. Необходимо провести несколько исследований, так как действия субъекта зависят от влияния ученого, и при некорректной постановке задания результаты не оправдают ожиданий. Ситуация наблюдения может стать стрессом для испытуемого, и итоги негативно повлияют на его жизнь.

Неосознанное внутреннее

Отличается неосознанное внутреннее наблюдение, ведь при нем субъект не знает ничего об исследовании. Тот, кто проводит оценивание, становится частью системы. К примеру, психолог может внедриться в компанию представителей какой-либо субкультуры для детального изучения поведения. Наблюдатель тесно контактирует с испытуемыми, но они не догадываются о его цели.

Этот метод используется для исследования социальных особенностей малых групп. Наблюдатель должен вести себя естественно, тогда его работа не сможет повлиять на их действия и заключения протокола.

Но проблемой могут стать этические вопросы: исследователю придется обманывать группу. А также у него возникнут трудности с записями — фиксировать результаты нужно тайно, чтобы этого никто не заметил.

Факт того, что ведется наблюдение, никак не повлияет на поведение субъекта. А при непосредственном контакте исследователь получит больше информации. Но это может вызвать и некоторые проблемы: иногда психологи перенимают систему ценностей изучаемой группы, возникают моральные конфликты.

Внешний тип

Определение внешнего неосознанного наблюдения заключается в том, что субъекту неизвестно об эксперименте. Исследователь при этом не контактирует с группой, он фиксирует информацию со стороны. К примеру, в психиатрических больницах доктор следит за пациентом через специальное окно. Со стороны врача оно прозрачное, а больной видит его, как зеркало.

Такая организация наблюдения позволяет не стеснять субъектов, не провоцировать их на определенные действия. Благодаря этому исследователь может собрать объективную информацию о поведении или явлении. Еще один плюс — если на каком-либо этапе наблюдатель устал, его незаметно сменит другой.

Естественность действий не нарушается из-за давления исследователя, появляется возможность использования технических средств записи информации. Но из-за ограниченности придется изучать ситуацию только с одной стороны, более подробно узнать о поведении субъектов не получится.

При наблюдении окружающей среды удается узнать больше об условиях, от которых зависят действия людей. Моделирование определенных ситуаций поможет изучить все факторы, влияющие на исследуемых.

Этический кодекс

Для правильного использования и характеристики метода наблюдения нужно соблюдать основные правила психологии, установленные Этическим кодексом Американской психологической ассоциацией. Исследователь должен придерживаться мер предосторожности.

Если испытание проводится в общественном месте, то получать согласие участников необязательно. А при индивидуальном исследовании нужно получить разрешение субъекта. Психологи должны вести себя аккуратно и стараться не причинить вред окружающим. Если избежать этого не получается, то рекомендуется снизить ущерб.

Вторжение в личную жизнь участников также должно быть минимальным. Но при наблюдениях за поведением членов семьи нужно получить их согласие и объяснить цель задачи.

Если человек занимается самонаблюдением, то он может изучать любую сферу своей жизни. Все данные о субъектах остаются конфиденциальными, психологи не имеют права их разглашать.

Публиковать можно только полученные результаты без указания имен, адресов и другой личной информации.

Этапы наблюдения:

  • выбор объекта;
  • регистрация данных;
  • создание плана;
  • подбор метода обработки информации;
  • проведение самой процедуры;
  • интерпретация данных.

На первом этапе психолог выбирает объект и субъект, время и место проведения наблюдения. Затем он подбирает наиболее подходящий способ исследования и регистрирует все данные. После плана и выбора методов обработки он приступает непосредственно к самому наблюдению. Полученные результаты интерпретируются для составления отчета.

Преимущества и недостатки

Есть у любого вида метода наблюдения в психологии достоинства и недостатки. К плюсам относится возможность охватить и записать интересующие акты поведения, включить их в отчетный протокол. Психолог одновременно исследует отношения субъектов друг с другом и к иным предметам, явлениям. В некоторых случаях не понадобится даже их согласие или подготовка.

Фиксировать можно сразу несколько параметров — перемещения и физическое взаимодействие, вербальное и невербальное общение. Информацию психологи получают быстро, а сам метод довольно дешевый. Если не использовать специальной записывающей аппаратуры, то не потребуется никаких затрат.

Но есть у наблюдения и свои минусы. Существует слишком много отвлекающих и мешающих исследованию факторов. Обстоятельства редко повторяются, поэтому при упущении одного явления не получится сделать верный обобщающий вывод. Все результаты нужно классифицировать по конкретным параметрам. При разных видах наблюдения потребуется затратить много времени и усилий.

Психологические методы исследования позволяют не предполагать, а точно узнать некоторую информацию из жизни субъектов. С помощью наблюдения можно понять сущность поведения индивидуума, его отношения к окружающим и самому себе.

Источник: https://nauka.club/psikhologiya/metod-nablyudeniya-v-psikhologii.html

Методика и программа наблюдения

Обязательные методы интенсивного наблюдения

При применении метода наблюдения в границах конкретного исследования, необходима методика наблюдения. Она разрабатывается в соответствии со структурой исследования, имеющей специфические особенности, касающиеся наблюдения.

Проблемы, решаемые при помощи наблюдения

В начале исследования следует сформулировать тот вопрос, ответ на который хотел бы получить исследователь. При помощи методики наблюдения решается проблема ознакомления с новой областью, о которой нужно составить представление, выделить объекты, зафиксировать феномены устойчивого типа для более подробного анализа.

Вопросы, которые должен задать себе исследователь: что нового для психологии открывает область исследования? Что можно изучить, опираясь на материалы наблюдения, и какие гипотезы выдвинуть?

Еще один круг проблем, решаемый при помощи метода наблюдения, исследования специфического характера, которые не решаются при помощи других методов.

Например, какие стратегии ведения спора выбирают женщины и мужчины? В чем они схожи и чем различаются? На эти вопросы исследователь ответит, прибегнув к методу наблюдения.

Затраты усилий, количество искажений будут наименьшими при выборе данного метода в отличие от опроса или эксперимента.

Постановка целей и задач наблюдения

Цели и задачи наблюдения также нужно ставить, исходя из решаемой проблемы. Будет это поиск материала для дальнейших исследований или разработка конкретного вопроса. Любое научное наблюдение подразумевает постановку цели и разработку программы.

Постановка цели – основной признак, который отличает научное наблюдение от обычного. Цели могут быть разными, от обобщенных до узких, специфических. С точки зрения сформулированной цели наблюдение можно разделить на поисковое и исследовательское.

Если имеющихся данных об объекте мало и предполагается эти данные получить, то цель наблюдения будет общей: наблюдать в целом. Для исследователя важна вся информация, собранная об объекте. Наблюдения исследовательского типа основываются на предварительных знаниях об объекте.

В процессе исследования ставится частная задача и проверяется конкретная гипотеза. То есть следует формулировать цель более узко.

От постановки цели зависит выбор единиц наблюдения. Также в соответствии с целями выстраивается программа наблюдения – подробное описание того, что будет наблюдаться, в каких условиях, как будет организовано наблюдение в рамках каждой сессии и как будут регистрироваться данные.

Программа наблюдения должна ответить на следующие вопросы: что наблюдать, когда, у кого и каким образом? Ответы на эти вопросы и являются задачами наблюдения, которые четко должны быть поставлены в программе.

Если хоть одна задача не будет решена в ходе наблюдения, значит цель не достигнута.

  • Что наблюдать? – выбор единиц наблюдения и способов их фиксации.
  • Когда наблюдать? – выбор ситуации наблюдения и ее временного промежутка.
  • У кого наблюдать? – выбор способов формирования выборки испытуемых.

Выборка испытуемых является общей для всех научных методов. Более подробно рассмотрим вопрос о единицах и ситуациях наблюдения.

Выбор единиц наблюдения

Основным этапом разработки программы наблюдения является выбор ключевых показателей, который позволяет разбить возможные проявления наблюдаемого момента на части и выбрать те из них, которые должны быть зарегистрированы.

От того, на каких теоретических позициях стоят исследователи и какие цели преследуют, зависит выбор единиц наблюдения. Количество проявлений поведения огромно, они варьируются от легко наблюдаемых до сложно поддающихся наблюдению. Легко наблюдать за жестами, мимикой, высказываниями.

Сложно наблюдаемыми проявлениями являются краткосрочные мимические проявления, саккады, определенные движения глаз.

Если объектом психологического наблюдения становится группа, то набор поведенческих проявлений в разы увеличивается. Такое количество результатов наблюдения зафиксировать трудно. Для этого и нужен четко поставленный исследовательский вопрос и сформулированная цель, чтобы определить проявления, подлежащие наблюдению.

Например, цель наблюдения – изучение особенностей взаимодействия молодого рабочего с членами бригады. Исследователю не нужно наблюдать за тем, как ведет себя молодой рабочий в семье, с друзьями, не работающими с ним вместе, даже как он проявляет себя во взаимодействии с начальством.

При наличии конкретной цели это становится ненужным, намного упрощается работа исследователя.

Выбор единиц наблюдения – один из важных этапов планирования, где определяются как явление, так и поведенческие проявления, связанные с ним. Задаются рамки наблюдения, происходит определение языка описаний и способы фиксирования результатов.

Определение 1

Выбор единиц наблюдения – это формулирование операциональных определений изучаемого явления, теоретических конструктов в терминах наблюдаемых явлений и операционного набора при помощи которого эти явления могут быть измерены.

Идея операциональных определений пришла в психологию из физики, ее применение делало действия по изучению явлений более согласованными. В психологии операциональные определения тоже очень важны, поскольку выбор измерительных инструментов для внутренних переменных сложен.

Одному и тому же явлению в различных исследованиях могут быть даны разные операциональные определения, причем, в зависимости от конкретной операционализации изучаемого психологического феномена, полученные результаты могут оказаться разными.

Например, умственное развитие операционально может быть определено как количество правильно решенных заданий в тесте Амтхауэра или как число верных ответов в любом другом тесте. Кроме того, можно спросить человека о том, высокое ли у него умственное развитие.

Психологическая характеристика во всех случаях будет одинаковой – умственное развитие. Операционализации будут разными, соответственно результаты тоже будут различаться.

Операционализации могут быть качественными и количественными. Качественный показатель дает ответ на вопрос, есть ли исследуемая характеристика в психике и картине поведения человека.

Например, рассержен человек или нет, чувствителен к холоду или нет и т.д. Количественный показатель дает ответ на вопрос, в какой степени выражена исследуемая характеристика у человека.

Например, насколько хорошо человек ориентируется в незнакомой местности.

Опиши задание

Таблица 1. Примеры качественной и количественной операционализации заботы об окружении.

Качественная операционализация

Количественная операционализация

  • Позвонив по телефону, спрашивает ли человек собеседника, удобно ли ему говорить?
  • Разговаривает ли он громко в кабинете, где работают еще несколько сотрудников?
  • Доносит ли он мусор на улице до урны, или не задумываясь, бросает себе под ноги?

Анализируя ответы на вопросы, можно прийти к выводу, заботится ли человек о том, как будут чувствовать себя люди в результате его действий или это его не волнует.

  • Сколько раз человек спрашивает у собеседника, уместен ли звонок, если он совершил десять телефонных звонков?
  • Сколько раз человека просили разговаривать потише, так как это мешает другим?

Частота происходящих событий, говорит о том, насколько человек заботится об окружающих.

Существует несколько подходов к выбору единиц наблюдения. В простых случаях выбираются 1-2 единицы, которые лучше всего отражают исследуемую реальность. Например, изучая плохое настроение младенца, можно фиксировать только его плач.

Такой подход упростит работу наблюдателя, но другие моменты, имеющие отношение к этому явлению будут упущены. Обычно внутренняя переменная к одному-двум признакам не сводится, чаще всего наблюдению подлежат несколько признаков.

При этом в одних признаках интересующее явление будет отражено полно, в других – частично.

Категории наблюдения

Т.В.Корнилова акцентирует внимание на двух способах выделения ключевых показателей: при помощи единиц и категорий наблюдения.

Определение 2

Единицы наблюдения – это проявления поведения, описанные обычным языком ( человек занервничал, повернулся в сторону шума, улыбнулся).

Определение 3

Категории – теоретически нагруженные единицы (человек демонстрирует синдром эмоционального выгорания).

Категории содержат в себе как описание поведения, так и его теоретическую интерпретацию. Строго разработанная теория может быть воплощена в системе категорий наблюдения. Примером может служить методика Р.Бейлза, она описывает 12 категорий поведения, которые могут обнаруживаться при групповом решении задач.

Наблюдатель должен относить к одной из этих категорий каждое высказывание участников группы, принимая во внимание не только содержательную сторону, но и эмоциональную составляющую, а также на какой стадии решения задачи находится группа.

Категории дополняют друг друга и полностью дают описание всего процесса решения задачи группой.

После того, как выбраны ключевые показатели происходит распределение ситуаций наблюдения. Ситуации должны быть выбраны так, чтобы они имели репрезентативность по отношению к изучаемому явлению.

Должно быть обеспечено максимальное проявление характеристики и возможность наблюдения.

При этом частота проявления характеристики в ситуации должна соответствовать частоте проявления в реальной жизни.

Выбор ситуации зависит от сформулированной цели. Если это изучение особенностей поведения в специфических условиях, то ситуации должны включать в себя эти специфические условия.

Например, если изучается состояние волнения, то ситуации должны включать в себя наличие этого состояния: выступление перед аудиторией, чтение доклада, защита диссертации, сдача экзамена.

А вот ситуация домашнего обеда сюда явно не подойдет, поскольку рассматриваемый признак не будет проявляться. Такой подход называется выборкой событий.

Если изучается общее поведение человека, то выбираются разнообразные ситуации, в которых проявляются разные стороны поведения. Такой подход называется выборкой ситуаций.

В наблюдении важна не только ситуативная специфика , но и количество ситуаций. Оно должно быть объемным, так как это гарантирует получение полных, не искаженных сведений

Важно правильно распределить ситуации наблюдения по времени и определить частоту сессий наблюдения. Более надежными считаются данные, полученные при длительных наблюдениях с большим количеством ситуаций.

Сессий наблюдения должно быть несколько через определенные временные промежутки. Достаточность сессий наблюдения и ситуаций определяется целями и задачами исследования.

Например, при доказательстве того, что улыбка возникает чаще в социальных ситуациях, нежели в ситуациях достижения цели, Р. Краут и Р. Джонстон изучали видеозапись игры в боулинг в течение нескольких часов. Существование выученной беспомощности М.

Зелигман доказал при помощи наблюдения за шестью собаками. А способность животных решать интеллектуальные задачи доказывалась при помощи круглосуточной видеозаписи на протяжении долгого времени.

Следующим вопросом является, как в течение сессии будет происходить регистрация результатов. При наблюдении непрерывного вида фиксирование происходит безостановочно в ходе всей сессии наблюдения.

Исследуя динамику работоспособности сотрудников, наблюдение ведется весь рабочий день, и выбранные единицы наблюдения постоянно фиксируются. Такой подход имеет свои преимущества, которые заключаются во всеобъемлющем охвате изучаемого явления.

Данный подход предъявляет очень высокие требования к наблюдателю.

Можно использовать сокращенное непрерывное наблюдение. Суть его в том, что фиксация происходит непрерывно в определенное время.

Наблюдение за сотрудником производится не весь день, а по одному часу утром, днем и вечером. При таком подходе важно выбрать время, когда наблюдаемое явление проявляется наиболее ярко.

Исследуя работоспособность, необходимо наблюдение в разные части рабочего дня, иначе результаты не будут объективными.

Определение 4

Временной сэмплинг – выбор временных моментов для фиксирования показателей.

Можно использовать выборку временных интервалов, выборку временных точек, случайную выборку временных точек.

Определение 5

Выборка временных интервалов – вся сессия разбита на непродолжительные интервалы времени.

Длина интервала зависит от особенностей наблюдаемых явлений и подробности протокола. В течение интервала данные фиксируются по принципу «было – не было». Если ключевая характеристика проявилась во время интервала, отметка об этом заносится в протокол. Отметка будет только одна, независимо от того сколько раз в интервале повторялось это явление.

Так было организовано наблюдение, изучающее имитацию детьми элементов агрессии. 20 минут – время сессии наблюдения, оно разделено на 5-секундные интервалы, их оказалось 240. В каждом интервале отмечалось присутствие или отсутствие единиц наблюдения. Таким образом, выводилась частота проявления конкретного вида поведения.

Выборка временных точек (срезов) дает моментальные срезы поведения во время непосредственной фиксации. Сессия при этом также делится на интервалы, регистрация осуществляется в конце интервала и фиксируется только момент временной точки. Если единицы наблюдения проявляются в интервале, но не наблюдаются в момент временной точки, они не фиксируются.

Например сессия разграничена на 5-минутные интервалы, фиксируется то поведение, которое наблюдается в конце пятой минуты. Продолжительность временных интервалов должна быть подобрана так, чтобы выборка срезов была репрезентативной.

Этот метод чувствителен к длительности интервалов, и качество данных зависит от верности выбора времени для осуществления срезов.

В целях избежания ошибок, связанных с цикличностью записи данных, используют модифицированную версию этого метода – случайную выборку временных точек. Общая идея прежняя: фиксация данных в конце каждого интервала.

Однако длительность интервалов разная, устанавливается не произвольно, а на основании таблиц случайных чисел. Каждое число указывает на то, сколько времени должно пройти между срезами.

Этот вариант лучшим образом показывает реальную частоту проявления целевого поведения.

Когда определены все содержательные моменты программы наблюдения, необходимо определить способы фиксации данных и вид протокола наблюдения. Должны быть предусмотрены технические средства, которые могут понадобится при протоколировании.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschepsihologicheskij-praktikum/metodika-i-programma-nabljudenija/

О вашем здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: