Обследование импрессивной и экспрессивной речи

Содержание
  1. Причины, симптомы и методы коррекции расстройства экспрессивной речи
  2. Что такое экспрессивная речь?
  3. Причины развития расстройства
  4. Симптомы
  5. Диагностика
  6. Методы лечения и коррекции
  7. Обследование импрессивной речи
  8. 1. Понимание предлогов (перед, около, в, из, на с, за, из-за, под, из-под).
  9. 3. Понимание рода глаголов в прошедшем времени.
  10. 4. Понимание числа глаголов и существительных.
  11. 5. Понимание соотношения между членами предложения.
  12. 6. Понимание значений глаголов с приставками.
  13. 7. Понимание рассказа.
  14. Уровни понимания речи:
  15. Импрессивная речь в логопедии
  16. Этиология и характер отклонения
  17. Последствия расстройства
  18. Коррекция состояния
  19. Диагностика школьной готовности – обследование речи
  20. Цели и задачи
  21. Методы
  22. Обследование речи
  23. Проверка экспрессивной стороны
  24. Проверка импрессивной речи
  25. Обследование просодической стороны речи
  26. Обследование моторной сферы
  27. Обследование фонетико-фонематических процессов
  28. Обследование других психических процессов

Причины, симптомы и методы коррекции расстройства экспрессивной речи

Обследование импрессивной и экспрессивной речи

Расстройство экспрессивной речи, также называемое моторной алалией, характеризуется задержкой в развитии речи ребенка, он медленно увеличивает словарный запас, часто ошибается, используя слова, меняет в них звуки, соединяет слоги разных слов, окружающие с трудом понимают его речь.

Имеет разную степень тяжести, требует продолжительной коррекционной работы с логопедами и психологами.

О негативных проявлениях эмоциональной депривации у ребенка читайте здесь.

Что такое экспрессивная речь?

Экспрессивная речь — механизм возникновения словесного высказывания, которое может быть выражено и устно, и на письме.

Первоначально человек обдумывает, что именно он хочет сказать, после выстраивает в своей голове реплику и лишь затем высказывает ее.

Расстройство экспрессивной речи широко распространено в группе детей дошкольного возраста — два-три ребенка из тысячи будут иметь ярко выраженные признаки нарушения.

Согласно другим данным, 3-10% детей-дошкольников сталкиваются с нарушениями экспрессивной речи разной степени тяжести.

Диагноз может быть впервые поставлен не только в дошкольном, но и в младшем, среднем или даже старшем школьном возрасте.

У подростков обычно обнаруживаются мягкие формы отклонения, которые становятся заметны, когда речь усложняется. Основная часть детей, страдающих расстройством, — мальчики, у них оно встречается в три раза чаще, чем у девочек.

Интеллект детей, имеющих речевую экспрессию, полностью сохранен: нарушение никак не связано с олигофоренией и сходными отклонениями.

Дети развиваются полноценно, способны корректно выполнять задания, не связанные с речевыми умениями: указать на нужные кубики, выстроить игрушки в определенной последовательности.

Они хорошо поддерживают зрительный контакт, быстро обучаются правильно использовать предметы, понимают речь.

Причины развития расстройства

Основной причиной развития нарушения считается возникновение органических повреждений определенных участков мозга, контролирующих процессы формирования речи.

Эти повреждения могут возникать как до рождения ребенка, так и после.

В некоторых случаях моторная алалия сочетается с другими сходными отклонениями. Это происходит в тех случаях, когда церебральные дефекты оказываются достаточно значительными.

Ключевые причины развития отклонения:

  1. Дородовые неблагоприятные воздействия. Это могут быть инфекционные болезни, которые перенесла женщина в процессе вынашивания (к примеру, краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз), острые и хронические отравления токсическими веществами, включая наркотики и алкоголь, нехватка кислорода, резус-конфликты (происходят, если кровь матери имеет отрицательный резус, а кровь ребенка — положительный; иммунная система матери начинает вырабатывать антитела, вредящие плоду), травматические повреждения, сильные стрессы, прием медикаментов, не рекомендованных при беременности.
  2. Родовые травмы, удушье. Крайне неблагоприятно на здоровье ребенка сказываются черепно-мозговые травмы и гипоксия.

    Чаще всего они происходят на фоне осложнений в процессе родовой деятельности: слишком медленные или стремительные роды, узкие бедра роженицы, удушение пуповиной, врачебные ошибки.

  3. Черепно-мозговые травмы, полученные в первые месяцы после рождения. Когда младенец начинает достаточно активно шевелиться, он может скатиться с ровной поверхности и удариться головой. Поэтому родителям важно не оставлять его надолго без внимания на подобных поверхностях.
  4. Осложнения после нейроинфекций. Менингит способен оставить после себя множество нарушений и затормозить процесс развития. Важно прививать ребенка согласно календарю и обращаться в больницу при появлении первых признаков инфекционных болезней, чтобы снизить риск возникновения менингита. А чтобы уберечь подрастающего ребенка от энцефалита, важно избегать областей с энцефалитным клещом либо ставить прививки.
  5. Внутримозговые новообразования (опухоли, кисты), затрагивающие центр Брока: область, ответственную за моторный контроль речи.
  6. Крайне неполноценное питание. Эта причина встречается нечасто в развитых странах мира, но широко распространена в неразвитых.

    Нехватка питательных веществ ведет к развитию гипотрофии, рахита и других болезней, способных серьезно замедлить процесс развития ребенка.

  7. Неблагоприятная психосоциальная обстановка. Если ребенка часто игнорируют родители, не беседуют с ним, не произносят эмоционально окрашенные высказывания, избегают телесного контакта, это негативно скажется на процессах формирования речи. Моторная алалия и другие нарушения часто встречаются у детей, разлученных с матерями и растущих в сиротских приютах.

Некоторые специалисты связывают развитие моторной алалии с наследственностью, но эту точку зрения разделяют не все.

Симптомы

Основная симптоматика:

  1. Задержка речевого развития. В наиболее тяжелых случаях ребенок с этим расстройством не говорит в течение первых нескольких лет жизни, а о своих желаниях и потребностях сообщает невербально: жестами, взглядом. В таких случаях диагноз выставляется уже на первом-втором году жизни. При более мягких формах расстройства дети осваивают некоторые слова, фразы, но могут совершать ошибки, их речь отличается от речи сверстников.
  2. Бедность словарного запаса. Дети медленно, с трудом усваивают новые слова, часто забывая ранее выученные.

    При этом пассивный словарь практически не страдает: дети хорошо понимают речь, обращенную к ним.

  3. Ошибки в произношении и использовании слов. Присутствуют различные речевые расстройства: например, ребенок может заменять или терять слоги, звуки в словах, заменять буквы на сходные по звучанию («б» превращается в «п» и так далее), комбинировать слоги разных слов, неправильно сочетать слова.
  4. Затруднения при попытке выстроить связную фразу. Предложения, которые выстраивают дети с этим расстройством, короткие, упрощенные, не соответствуют правилам грамматики: могут выпадать союзы и предлоги, часто отсутствует согласование по времени, падежам, могут неправильно выбираться слова. Также ребенку сложно повторить предложение или слово по просьбе взрослого.
  5. Поведенческие нарушения. У детей с моторной алалией часто обнаруживаются и другие отклонения: повышенная агрессивность, импульсивность. Они либо чрезмерно активны, либо малоподвижны, спокойны. Склонны к эмоциональной лабильности, тревожности, слезливости, плохо спят. Мелкая моторика недостаточно развита, координация движений также может быть нарушена.

Часто наблюдаются и другие нарушения когнитивных функций: дети с алалией хуже запоминают информацию, их мышление менее гибкое, им сложно долгое время концентрироваться на чем-либо. Их речевые отклонения затрудняют процесс адаптации в коллективах и обучения.

Диагностика

Ребенка с любыми речевыми нарушениями важно показать педиатру: он осмотрит его, задаст вопросы родителю и направит к более узким специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, логопеду, психологу.

Основная цель обследования — определить причины возникновения расстройства, отличить его от сходных нарушений и определить оптимальную тактику лечения.

Процесс диагностики состоит из:

  1. Общего обследования. Специалисты беседуют с родителями, изучают анамнез, выясняют, были ли нарушения в процессе вынашивания ребенка и во время родов. Также проводится проверка рефлексов. После этого ребенка направляют на дополнительные обследования, перечень которых зависит от выводов специалистов. Как правило, в этом списке есть электроэнцефалография, МРТ или КТ головного мозга.
  2. Осмотра логопедом. Логопед определяет, насколько глубоки речевые нарушения, используя тесты, беседует с ребенком, подмечает, насколько хорошо тот владеет собственным артикуляционным аппаратом, как использует слова и строит предложения.
  3. Диагностики психической сферы. Проверки осуществляются детским психологом в форме игры. Он отслеживает особенности поведения ребенка, общается с ним. Также ребенок проходит тесты, определяющие степень развитости его когнитивных способностей и коэффициент интеллекта.

После комплексного обследования выставляется диагноз. Чем раньше будет начата коррекция нарушения, тем более благоприятным будет прогноз.

Методы лечения и коррекции

В основе коррекции расстройства экспрессивной речи лежит продолжительная работа с логопедом и психологом.

Также ребенок проходит курсы физиотерапевтических процедур, принимает медикаменты, улучшающие функционирование мозга (церебропротекторы, витамины, минералы).

При наличии нарушений сна подбираются средства, обладающие успокоительным и снотворным эффектом (препараты на основе мелатонина, травяные седативные медикаменты).

Детям с речевыми расстройствами важно проходить обучение в специализированных детских садах, в которых есть опытные логопеды, педагоги и психологи. Наиболее высокую эффективность покажет коррекция, которая будет начата в раннем дошкольном возрасте (до трех лет).

В процессе логопедической коррекции ребенок активнее наращивает словарный запас, учится правильно выстраивать предложения, в процессе коррекционных игр начинает понимать лучше, как поддерживать разговор, как реагировать на те или иные ситуации.

Логопед помогает ему избавляться от ошибок в процессе использования слов, обучает умению мысленно формулировать фразы, верно использовать артикуляционный аппарат.

Работа с психологом показана в случае наличия поведенческих нарушений, эмоциональной лабильности.

Родителям важно поддерживать общение с логопедами и психологами, прислушиваться к их рекомендациям, выполнять упражнения дома.

Категорически не допускается обвинять ребенка, насмехаться над ним: это негативно скажется на его психике и значительно замедлит процесс коррекции.

Если мать или отец чувствуют внутренний дискомфорт, подавленность после постановки диагноза, им следует обратиться к психологу.

Прогноз зависит от тяжести расстройства, качества коррекционной работы и возраста ребенка. Мягкие формы моторной алалии легко поддаются коррекции, их можно быстро устранить полностью.

Более тяжелые требуют комплексного и продолжительного лечения, но их также можно успешно скорректировать, если родители и логопеды приложат достаточно усилий.

Если диагноз был поставлен со значительным опозданием, прогноз скорее неблагоприятен.

Что такое алалия? Узнайте из видео:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/deti/rasstrojstvo-ekspressivnoj-rechi.html

Обследование импрессивной речи

Обследование импрессивной и экспрессивной речи

Обследование импрессивной речи начинается с пониманием ребенка предлогов, падежных окончаний существительных, рода глагола в прошедшим времени, числа глаголов и существительных, соотношения между членами предложения, значений глаголов с приставками и пониманием рассказа. Далее схема на обследование импрессивной речи.

1. Понимание предлогов (перед, около, в, из, на с, за, из-за, под, из-под).

Оборудование: знакомые игрушки.

Методика обследования: ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Спрячь кубик под (за, в) коробку». «Достань кубик из-под (из-за, из) коробки». «Поставь кубик на коробку, перед коробкой, около коробки». «Поиграй с мишкой» и др.

Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.

2. Понимание падежных окончаний существительных.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку выполнить действия в соответствии с инструкцией: «Покажи карандашом ручку». «Покажи карандаш ручкой». «Покажи дочку мамы». «Покажи маму дочки»

Фиксируется: понимание инструкции, выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.

3. Понимание рода глаголов в прошедшем времени.

Оборудование: сюжетные картинки.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку показать на картинке действующее лицо в соответствии с инструкцией.-Покажи, где Женя поймал рыбку:-Покажи, где Женя поймала рыбку.

Фиксируется: понимания рода глаголов в прошедшем времени

4. Понимание числа глаголов и существительных.

Оборудование: сюжетные картинки.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку показать картинки в соответствии с инструкцией.- Покажи, где сидит аист.- Покажи, где сидят аисты.

Фиксируется: понимание числа глаголов и существительных.

5. Понимание соотношения между членами предложения.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку показать на картинке, чем мальчик ловит рыбу, кто ловит рыбу, кого ловит мальчик, кого ловит девочка, чем она ловит бабочку, кто ловит бабочку.

Фиксируется: понимание соотношения между членами предложения.

6. Понимание значений глаголов с приставками.

Методика обследования: взрослый предлагает  ребенку выслушать слова и объяснить значения слов:Вылетает, подлетает, залетает;играл, выиграл, проиграл;выезжает, въезжает, объезжает, отъезжает.

Фиксируется: понимание детьми смысловых оттенков значений глаголов, зависящих от разных приставок

7. Понимание рассказа.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку послушать рассказ и ответить на вопросы.

Запасливый еж

В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду еж находил целые яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.

— Кто жил в лесу? — Что он делал с яблоками? — Куда еж относил яблоки? — Что он заготавливал на зиму?

 Собака Лайка и её щенки

У охотника была собака Лайка, хорошая помощница на охоте. Уши у неё длинные, хвост короткий. У Лайки было четверо щенков. Один щенок все время ест и спит. Из него лентяй получится. Другой щенок злой.

Рычит и со всеми драться лезет. Третий щенок тоже лезет ко всем. Только он не дерётся, а лижется. Последний щенок любит всё искать: нюхает, нюхает — и находит то, что спрятано.

Настоящим охотником будет!

— О ком рассказ?- Какая была Лайка?- Сколько щенков было у Лайки? — Почему одного щенка называли лентяем?- Каким был другой щенок?- Что любил делать третий щенок?- Почему последний щенок будет охотником?

Фиксируется: понимание детьми смысла рассказа, способность отвечать на вопросы по содержанию.

Уровни понимания речи:

  • нулевой (ребёнок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих; иногда реагирует на своё имя, реже на интонации запрета или поощрения);
  • ситуативный (понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром; знает имена близких, названия игрушек; может показать части тела; но не различает на картинке изображения предметов, хорошо знакомых ему в быту);
  • номинативный (правильно называет нарисованные предметы, затрудняется в назывании изображённых на сюжетной картинке действий совершенно не понимает вопросов косвенных падежей);
  • предикативный (знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, различает значение нескольких простых предлогов; не различает грамматических форм слов (род, число, время, вид глагола));
  • расчлененный (различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (улетел — прилетел, стол – столик – столы)).

Источник: https://govorynchik.ru/diagn/impresrech/

Импрессивная речь в логопедии

Обследование импрессивной и экспрессивной речи

Речь подразделяется на экспрессивную (активную) и импрессивную (пассивную). В норме дети владеют двумя ее видами, именно понимание устной или письменной речи является пассивной формой и предшествует возникновению активного общения.

Например, при глухоте она присутствует и основывается на получении информации с помощью органа зрения. Слепые люди владеют письменной рецептивной речью через тактильные ощущения. Импрессивная речь у детей может быть устной и письменной.

Речевая деятельность состоит из восприятия звукового состава слова, его грамматической формы, понимания интонации и других средств языка. Она начинается с различия чужой и своей речи. Этот процесс происходит с помощью фонематического слуха.

При этом важно уметь различать звуки, как твердые, так и мягкие; обособленно от других и при слитном произношении. Полностью формирование фонематического слуха заканчивается в 4,5-5,5 лет. В противном случае речь идет о задержке развития.

Этиология и характер отклонения

Тесно связаны между собой понятия восприятия и понимания речи. В первом случае это означает, как человек слышит и воспроизводит отдельные звуки. При этом он может не понимать значения сказанного. Например, прочитав непонятную фразу, вы ее воспримите частично, а после уточнения значения отдельных слов придет понимание. То есть, в речи первично восприятие с помощью слуха или зрения.

Причины нарушения импрессивной речи:

  • инверсия (перестановка подлежащих и сказуемых в предложении);
  • неумение изменять формы слов;
  • нераспознавание речевых звуков.

Как происходит понимание речи в различные периоды жизни видно из приведенной таблицы.

Умения и навыкиВозраст ребенка
Ребенок уже реагирует на голос родителей1-1,5 мес.
Активная реакция при обращении взрослых (улыбка, махи руками, ногами)3 мес.
Отличает перемены интонации и реагирует соответственно4 мес.
При обращении к нему возникает ответное гуление5 мес.
Узнает свое имя6 мес.
Воспринимает просьбы, сопровождаемые жестами7 мес.
Знает названия частей лица7,5 мес.
Понимает просьбы без подкрепления жестами8,5 мес.
Может найти известные уже предметы в комнате9-10 мес.
Начинает ориентироваться по простым картинкам в книге10-11 мес.
Знает значение слова «нельзя»11 мес.
Понимает фразы типа: «подойди», «пойдем кушать». Может показать минимум два цвета.1 г.
Отвечает на вопросы в книжках по картинкам2 г.
Воспринимает небольшие рассказы и сказки. Малыш может понимать характеристики знакомых предметов, значения слов больно, громко и т. д.2 г. 5 мес.
Знакомится с антонимами3 г
Поддерживает диалог, отвечая на вопросы3 г. 5 мес.
Воспринимает речь в общепринятом виде, фразы с 10 и более словами4 г. 5-6 мес.
Может ответить на вопросы: что такое дружба или страх, радость5-6 лет

Еще один признак восприятия речи в логопедии – ориентация в быстром темпе разговора, анализ информации. В этом помогают паузы, но при быстром темпе могут образовываться новые слова из-за слияния фонем.

В письменной речи важным моментом является соотношение между собой слов, изменение их форм в словосочетаниях. Если падеж будет неправильным, невозможно понять смысл фразы. Устным средством импрессивной речи является интонация.

Естественно, сложнее воспринимаются предложения с однородными членами, деепричастными оборотами.

Совет родителям: пока у ребенка пассивная речь не сформирована до конца, используйте для общения короткие и понятные фразы из 7-8 слов. Запреты или похвала также должны быть лаконичными.

Последствия расстройства

Импрессивная речь в своем развитии проходит несколько этапов: от восприятия чужой до составления собственных высказываний. Чтобы понимать фразы, нужно знать грамматическую основу слова и его значение.

Этапы развития рецептивной речи:

  • I − понимание интонации взрослых;
  • II – оценка ситуации в повторяющихся условиях;
  • III – ребенок называет предметы, события и действия;
  • IV – завершающий, на котором малыш выполняет просьбы взрослых.

Нарушения рецептивной речи вызывают отставание в развитии экспрессивной. Общее недоразвитие речи (ОНР) приводит к проблемам фонематического и грамматического характера, скудности словарного запаса.

Также отмечаются снижение интеллекта, слабохарактерность. На фоне патологических процессов ослабевает мышечный тонус, ухудшается статическая координация и выносливость.

Детям дошкольного возраста свойственна неуклюжесть, неловкость, недостаточность мимики, нарушение координации движений.

Пациент не способен различать звуки, в результате речь получается скомканной и нечленораздельной. При нарушениях легкой тяжести возможна замена звуков на похожие, что называется литеральной парафазией. Проверяют это быстрым чтением вслух, так значительно увеличивается количество оговорок. В случае тяжелого течения человек вообще не способен понять, что ему говорят.

В. П. Глухов в процессе исследования выявил у детей с ОНР инертность, быструю истощаемость комбинаторных функций, слабое пространственное воображение.

При вовлечении в игровой процесс у них снижены наблюдательность, мотивация и самоконтроль. Из-за неуверенности в себе они замкнуты, агрессивны, обидчивы, что затрудняет их адаптацию в социуме.

Сложнее всего им воспринимать информацию зрительно в связи с расстройствами внимания и памяти.

Условия для организации рецептивной речи:

  • умение распознавать звуки;
  • понимание слова и значения фраз;
  • формирование коммуникативных навыков и лексики с помощью подражания и восклицания;
  • обучение семантике слова и грамматике;
  • обучение ребенка диалогу.

Дети-аутисты часто не обращают внимания на интонационные свойства речи. Так, если родители скажут ему с укором за проступок «ну, ты молодец!», он посчитает эти слова похвалой и продолжит совершать это действие.

Коррекция состояния

Диагностикой и развитием импрессивной речи занимаются сурдолог, невролог, дефектолог и логопед. Необходимо убедиться в отсутствии патологии со стороны органов слуха. Обследование головного мозга проводят с помощью МРТ-диагностики, ЭЭГ, УЗИ сосудов.

Что могут обнаружить:

  • тугоухость;
  • кровоизлияние в головной мозг;
  • кисты;
  • гидроцефалию;
  • эписиндром.

При отсутствии физических отклонений ребенка направляют к психиатру. Помощь дефектолога потребуется в любом случае. Расширять знания ребенка об окружающем мире должны взрослые через свои поступки, в игровой форме. В разговоре нужно показывать связь названия слова с его конкретным действием.

Например, части тела – одежда, еда – кормление. До 1,5 лет с детьми говорят о том, что они видят в конкретный момент.

После двух расширяют смысловое значение, обсуждая с ними предметы и действия, которые происходили раньше. Так малыш учится сравнению и обобщению. Кроме этого, нужно поощрять его называть предметы.

Хорошо способствует развитию активной речи подражание и повторение: «топ-топ», «куп-куп». Или: «Дождик кап-кап. Скажи: кап-кап».

Ваша речь должна быть простой, но понятной. До полутора лет можно использовать короткие упрощенные версии слов («биби» — машина, «куп-куп» — купаться, «ав-ав» — собачка).

Чем старше становится ребенок, тем богаче должен быть его словарный запас. Кроме демонстрации действий на игрушках, можно показывать живых животных, наблюдать за рыбками в аквариуме, учить короткие стихотворения и т. д.

Чтобы малышу было интересно и комфортно, интонация голоса должна быть выразительной, родители должны поощрять его маленькие победы. На занятиях с логопедом детям показывают сначала один, затем два-три предмета. Игрушки подбираются похожие на те, что дома.

Примеры упражнений в логопедии:

  • разделение предметов по признакам;
  • действия со знакомыми игрушками;
  • подражание звуками;
  • обучение эмоциональности;
  • введение в речь глаголов для описания действий;
  • использование уменьшительно-ласкательной формы слова;
  • отработка вопросительной, побудительной интонации.

Например, ребенку предлагают уложить спать куклу. Это упражнение развивает внимание, слух, учит подражанию звуков. Или за ширмой прячут знакомые игрушки, которые малыш должен угадать по воспроизводимому звуку, а затем тактильно их определить.

Логопедическая работа может применяться в любом возрасте и вне зависимости от имеющегося диагноза задержки речевого развития. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем легче справиться с патологическими нарушениями и адаптировать ребенка к социуму.

Источник: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/impressivnaya_rech_v_logopedii/

Диагностика школьной готовности – обследование речи

Обследование импрессивной и экспрессивной речи

Одна из главных задач логопеда, работающего в дошкольном учреждении, – это приблизить речевое развитие ребенка к норме и подготовить к школе. Тогда в дальнейшем он сможет успешно освоить школьную программу. Вовремя скорректированное речевое нарушение позволит избежать появления дисграфии и дислексии – трудностей в освоении письма и чтения.

У детей с речевыми дефектами имеются особенности развития эмоционально-волевой сферы. Поэтому важно перед поступлением в школу определить готовность к ней ребенка. Для этого проводят специальную диагностику.

Цели и задачи

Дети в возрасте 7 лет должен обладать определенным набором качеств:

  • личностная готовность;
  • интеллектуальная готовность;
  • желание и стремление учиться в школе;
  • коммуникативная готовность.

Отражением психического и интеллектуального развития ребенка является качество его речи. Поэтому в подготовительной группе обязательно проводят диагностику. Что должен уметь ребенок в 6-7 лет:

  • правильное звукопроизношение;
  • умение выделять звук в слове на слух;
  • умение делить слова на слоги и составлять из них новые слова;
  • знать, что такое предложение;
  • владеть навыком согласования;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • пересказывать сказки и рассказы;
  • составлять рассказ по картинке.

Диагностика готовности к школе детей, имеющими речевые расстройства, направлена на проверку всех компонентов его речи. Специалист смотрит не только на ее соответствие перечисленным критериям, но и на состояние эмоционально-волевой сферы:

  • концентрацию и удержание внимания;
  • объем памяти;
  • возможность образовывать логические цепочки;
  • усидчивость;
  • понимание и соблюдение социальных норм.

Задача диагностики – проверка сформированности всех перечисленных умений и навыков. Специалист беседует с другими педагогами и родителями, чтобы получить представление о поведении ребенка. На основе всех собранных данных специалист определяет готовность ребенка к школе.

Методы

Обследование детей с расстройствами речи включает в себя:

Особое внимание специалист обращает на то, как ребенок ведет себя в привычной для него среде: общении со сверстниками, другими педагогами, родителями. Кроме состояния речи смотрят на понимание правил игры, соблюдения режимных моментов, поведение на занятиях.

Все это позволит понять сможет ли ребенок быть усидчивым, внимательным на уроках . У многих детей с речевыми нарушениями трудности в переходе от игровой деятельности к учебной. Им сложно запоминать и выполнять все требования учителя.

С помощью наблюдения можно определить лидерские качества ребенка, его готовность заводить новые социальные контакты. Специалист оценивает сформированность связной речи: насколько развернутыми предложениями он общается, как логично выстраивает свои суждения. У педагога появляется представление о грамматическом оформлении фраз, словарном запасе.

Еще один метод, применяемый в диагностике готовности к школе – это беседа. У ребенка, не имеющего трудностей в речевом развитии, не возникнет сложностей в поддержании диалога.

Он поддержит его репликами, будет задавать вопросы, а не только отвечать на них.

Во время беседы специалист обращает внимание на то как дошкольник умеет управлять высотой и силой голоса, насколько его речь интонационно окрашена.

Детям предлагают выполнить различные упражнения на оценку понимания инструкций, концентрацию внимания на определенной задаче. Все перечисленные методы помогают оценить состояние речевого развития и эмоционально-волевой сферы.

Обследование речи

Специалист оценивает сформированность экспрессивной и импрессивной сторон речи. Импрессивная – это состояние словарного запаса и понимание обращенной речи. Под экспрессивной стороной понимают умение ребенка использовать свой словарный запас для построения высказываний.

Проверка экспрессивной стороны

Сюда входит обследование не только связной речи, но и грамматического строя. Ребенку предлагают выполнить задания на:

  • словообразование разных частей речи;
  • составление предложений или рассказа по картинке или серии изображений;
  • повторение за взрослым предложением различной сложности;
  • составление предложений из определенных слов;
  • вставить пропущенные предлоги или слова;
  • придумывание концовки предложения;
  • образование множественного числа существительных.

Все перечисленные задания позволяют оценить сформированность грамматического строя речи. Для проверки нужно использовать картинки и графические схемы. Чтобы проверить качество связной речи дошкольнику показывают картинку или несколько изображений и предлагают составить рассказ. В возрасте 6-7 лет дети должны уметь составлять не только рассказ-описание, но и повествование.

Еще одно задание на оценку сформированности связной речи – пересказ текста. Его выбирают в соответствии с возрастом ребенка. Сначала взрослый читает текст, а дошкольник внимательно его слушает. Тем, у кого есть речевые нарушения, текст нужно прочитать несколько раз. Затем ребенок пересказывает рассказ.

Педагог смотрит на то нужна ли помощь взрослого при пересказе или опорный план. Использует ли дошкольник интонационные средства выразительности. Обязательно в качестве опоры нужно использовать наглядный материал.

Проверка импрессивной речи

Специалист обследует состояние словарного запаса. Для этого предлагает перечислить названия предметов на картинках; объединить их в группы и назвать обобщающим словом. Это также позволяет проверить его умение выделять общие признаки предметов и классифицировать их.

Также взрослый просит ребенка послушать и выполнить инструкцию. Начинает с простой и заканчивает инструкциями, состоящими из нескольких действий. Логопед предлагает такое задание на проверку точного употребления слов в речи: он описывает предмет, а ребенок должен назвать его.

Импрессивная и экспрессивная стороны речи взаимосвязаны. Если у ребенка – маленький словарный запас, то и экспрессивная речь не будет выразительной. У дошкольника возникнут сложности при построении предложений. А ограниченный запас слов затруднит понимание окружающих, что скажется на коммуникативных навыках.

Обследование просодической стороны речи

К 6-7 годам у дошкольников должно быть сформировано звукопроизношение полностью. Искаженное произношение фонем может привести к появлению ошибок при чтении и письме. Поэтому логопед проверяет и состояние звукопроизношение. Оно осуществляется в следующем порядке:

  • изолированное произнесение фонем;
  • их произнесение в слогах и словах;
  • использование в связной речи.

Кроме звукопроизношения в этот блок входит и обследование темпоритмической стороны. Для этого используют задания на чтение фраз с разной высотой и силой голоса (сказать громко, тихо) и интонацией (побудительной, вопросительной и повествовательной). Для оценки дикции используют скороговорки и чистоговорки.

Чтобы проверить чувство ритма дошкольнику предлагают повторить за взрослым определенный ритмический рисунок. Сформированность просодической стороны речи позволяет дошкольнику лучше воспринимать услышанный текст и не делать ошибок на письме. Но одним из главных условий правильного произношения фонем – сформированность артикуляционной моторики.

Обследование моторной сферы

Моторика тесно взаимосвязана с работой речевых центров коры головного мозга. От ее сформированности зависит качество речи и готовность руки к письму. Для проверки мелкой моторики ребенку предлагают выполнить следующие задания:

  • повторить за взрослым определенные движения рук;
  • штриховка фигур – логопед смотрит в каком направлении выполняет ребенок штриховку, не выходит ли за пределы контура;
  • логопед дает прописи и смотрит на то, как аккуратно дошкольник обводит элементы букв, может ли самостоятельно их повторить.

Для проверки артикуляционной моторики дошкольник выполняет артикуляционные пробы на статическую сторону (удержание позы) и динамическую составляющую. От работы органов артикуляционного аппарата зависит состояние звукопроизношения.

Обследование фонетико-фонематических процессов

Логопед проверяет состояние фонематического слуха. В возрасте 6-7 лет дошкольник должен уметь выделять нужный звук, определять его место в слове.

В подготовительной группе ребенок может делить слово на слоги также на слух. Также специалист дает задание на различение слов-паронимов. Детям с речевыми нарушениями в помощь предоставляют изображения.

Сформированность фонематического слуха влияет на состояние чтения и письма.

Также дошкольник в подготовительной группе должен определять:

  • количество звуков в слове и их порядок;
  • начало, середину и конец слова;
  • сколько слогов в слове;
  • начало и конец предложения.

Одна из причин появления дисграфии – несформированность звуко-буквенного анализа. Проверка фонетико-фонематических процессов позволит выявить и решить возможные проблемы.

Все компоненты речи важны для успешного овладения школьной программой. Также у детей в возрасте 6-7 лет проверяют начальные навыки чтения. Ребенок должен знать алфавит, слитно читать. Это база для освоения письменной речи в школе.

Обследование других психических процессов

Готовность ребенка к школе зависит и от уровня развития психических процессов. Это внимание, память, мышление и эмоционально-волевая сфера. Эмоционально-волевую сферу оценивают посредством наблюдения.

Для оценки психических процессов специалисты используют пробы, разработанные А.Р. Лурией. Ребенку предлагают самому нарисовать рисунки к словосочетаниям, чтобы ему было легче запомнить. Затем спустя какое-то время ребенку выдают рисунки обратно и ему нужно вспомнить к какому высказыванию каждый относится.

Для оценки пространственного мышления используют методику А.Л. Венгера “Лабиринт”. Ребенку нужно найти путь к домику. Ему помогать будут указания мимо каких объектов должен пройти. Это проверка его умения ориентироваться в схемах.

Для оценки словесно-логического мышления используют следующие методики:

  • “Объяснение сложных картин” – позволяет проверить умение выделять главное;
  • “Последовательность событий” – показывают 3-6 картинок, изображающих поэтапность знакомого ребенку действия. Дошкольник раскладывает их в правильной последовательности и рассказать, что на каждой изображено.

Еще один популярный тест на проверку школьной зрелости – тест Керна-Йирасека. Он состоит из трех заданий. В первом ребенок рисует мужскую фигуру по памяти; второе – списывание прописных букв; третье – срисовывание группы точек. Все они оцениваются по 5-балльной шкале. Они направлены на оценку пальчиковой моторики и координации движений и зрения. Это важные навыки для овладения письмом.

Диагностика готовности к школе детей с речевыми нарушениями – это проверка не только речевого, но и умственного, психического состояния. Обследование проводит логопед, психолог, воспитатель. Это дает возможность собрать полную информацию о ребенке и вынести заключение о его школьной зрелости.

Проведенная в дошкольном возрасте коррекционная работа позволит избежать трудностей при дальнейшем обучении грамоте. Успешное преодоление речевого нарушения – залог овладения письменной речью в школе.

Источник: https://logoprav.ru/diagnostika/diagnostika-shkolnoj-gotovnosti

О вашем здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: