Окуломоторная апраксия

Содержание
  1. 5 типов апраксии: различия, симптомы и частые причины
  2. Что такое апраксия?
  3. Основные виды апраксии
  4. 1. Apraxia Ideacional
  5. причины
  6. 2. Apraxia Construccional
  7. 3. Идеомоторная апраксия
  8. 4. Окуломоторная апраксия
  9. 5. Другие типы
  10. Buccofacial, buccolingual или orofacial
  11. Артикуляция или речь
  12. Фрик-Шоу [Савельев] | ПОВЕЛИТЕЛЬ МОЗГА (October 2020)
  13. Апраксия – симптомы и лечение, виды и формы, фото и видео
  14. Что такое апраксия
  15. Причины болезни
  16. Классификация болезни
  17. Формы апраксии
  18. Виды апраксии
  19. Симптомы апраксии
  20. Диагностика
  21. Лечение апраксии
  22. Профилактика и прогноз
  23. Апраксия и её виды
  24. Симптомы
  25. Разделение апраксических расстройств Лурия
  26. Все, что нужно знать о треморе конечностей
  27. Классификация Липмана
  28. Виды моторной апраксии
  29. Диспраксия – что это такое и почему она напоминает алалию, аутизм и другие нарушения развития?
  30. Отличия от дизартрии:
  31. В отличии от алалии при диспраксии ребёнок имеет:
  32. Почему вообще возникает диспраксия?
  33. И что же со всем этим делать?
  34. Апраксия
  35. Апраксия позы, оральная апраксия
  36. Динамическая апраксия
  37. Пространственная и конструктивная апраксия
  38. Апраксия левой руки
  39. Лобная апраксия
  40. Апраксия ходьбы
  41. Апраксия речи или артикуляционного аппарата (в логопедии)
  42. Регуляторная, или идеаторная апраксия (РАС)

5 типов апраксии: различия, симптомы и частые причины

Окуломоторная апраксия

Среди многих функций, которыми обладает мозг, – планирование и координация движений и действий – наиболее часто используются людьми, потому что без них мы мало что могли бы сделать.

Когда эти функции не работают, появляются расстройства, подобные любому из различных типов апраксий, в которых выполнение какого-либо действия или жеста может стать чем-то чрезвычайно сложным, если не невозможным.

  • Рекомендуемая статья: «15 самых частых неврологических расстройств»

Что такое апраксия?

Апраксия – неспособность выполнять маневры или определенные действия и вызвана неврологическим расстройством , Люди, которые страдают от одного из видов апраксии, могут попытаться выполнить действие или жест, так как у них есть физическая способность сделать это, но их мозг не может послать, чтобы построить последовательность движений, чтобы выполнить это. Эти препятствия при выполнении действий могут проявляться по-разному, и один и тот же человек может иметь один или несколько типов апраксии одновременно.

Наиболее эффективными методами лечения этого расстройства являются физиотерапия, логопедия и трудотерапия. Но степень, до которой терапия может облегчить проблему, варьируется среди пациентов. В случаях, когда апраксия лежит в основе другого неврологического расстройства, медицинское лечение этого расстройства может быть эффективным для его лечения.

Основные виды апраксии

Типы апраксии классифицируются в соответствии с их отношением к действию или движению, которые человек хочет совершить. Эти типы следующие.

1. Apraxia Ideacional

Этот тип апраксии отключает человека в выполнении задач, в которых необходимо выполнить ряд шагов , Как например готовка.

Из-за трудностей в концептуальных идеях эти люди также могут найти препятствия при правильном использовании предметов быта; например, даже используя части тела в качестве объекта, попробуйте писать пальцем.

В любом случае, все эти действия не выполняются во временной последовательности, что означает, что эти пациенты не могут получить доступ к памяти, которая позволяет им действовать правильно.

причины

Эта специфическая форма апраксии обычно вызывается нарушением временной последовательности двигательных актов. , Если акт выполнения действия считается цепочкой маневренных связей, человек может правильно выполнять каждое отдельное действие, но не может выполнять последовательность действий слаженно.

Пару примеров можно было сжать акселератор автомобиля, не положив ключи, или положить еду в кастрюлю, не зажег огонь.

2. Apraxia Construccional

Также называется конструктивной апраксией. Во время этого расстройства у пациента возникают трудности при рисовании фигур или построении фигур. .

Но это неврологическое нарушение может принимать различные формы; Например, человек, который просит вас скопировать или нарисовать картинку, может:

  • Переверните или поверните формы
  • Разогнать кусочки форм
  • Пропустить детали
  • Несоответствие углов фигур
  • И т.д.

3. Идеомоторная апраксия

Идеомоторная апраксия характеризуется отсутствием способности выполнять действия в ответ на чисто словесные команды .

Точно так же люди, которые страдают от этого, обычно испытывают трудности при выполнении простых движений по сравнению с другими, более сложными. Как, например, поздороваться или открыть дверь. Тем не менее, эти же люди, как правило, постоянно объясняют все свои действия, таким образом страдая словесным переполнением.

4. Окуломоторная апраксия

Основная характеристика этой апраксии представлена ​​в виде трудности с движением глаз желаемым способом конкретно по горизонтали; это не влияет на вертикальные движения глаза. Человек, который страдает от этого, вынужден делать компенсирующие движения, такие как непрерывное вращение головы, чтобы иметь возможность правильно воспринимать свое окружение.

Этот тип апраксии, вероятно, улучшится с годами, когда это происходит у маленьких детей. Считается, что за счет роста недоразвитой части мозга в первые годы жизни.

5. Другие типы

Апраксия может иметь другие дифференциальные характеристики, например следующие.

Buccofacial, buccolingual или orofacial

Эта апраксия ограничивает движения лица, делая такие действия, как облизывание губ, свист или подмигивание, очень трудными или невозможными.

Артикуляция или речь

Это объясняется дефицитом нервной системы и характеризуется трудностями в планировании и достижении речевых звуков.

Фрик-Шоу [Савельев] | ПОВЕЛИТЕЛЬ МОЗГА (October 2020)

Источник: https://ru.yestherapyhelps.com/the-5-types-of-apraxia-differences-symptoms-and-frequent-causes-13478

Апраксия – симптомы и лечение, виды и формы, фото и видео

Окуломоторная апраксия

Апраксия – основные симптомы:

  • Раздражительность
  • Эмоциональная неустойчивость
  • Депрессия
  • Скованность движений
  • Агрессия
  • Ухудшение ориентации в пространстве
  • Нарушение ориентации во времени
  • Затрудненное открывание глаза
  • Затрудненное закрывание глаза
  • Отсутствие возможности управлять движениями языка и губ
  • Трудности выполнения движений требующих пространственного ориентирования
  • Устойчивое воспроизведение отдельных элементов движения
  • Ходьба мелкими шажками
  • Затруднение процесса одевания
  • Невнятная речь
  • Сложность в воспроизведении последовательных манипуляций
  • Невозможность длительной зрительной фиксации на одном объекте

Что такое апраксия

Апраксия — это заболевание, характеризующееся нарушением выполнения сложных целенаправленных действий, которые человек имеет возможность и желание выполнять. Проблема не связана с мышечной слабостью или расстройством координации движений, а возникает на практическом этапе.

Болезнь развивается при поражении коры или доли головного мозга. Причины могут быть самыми разнообразными, начиная от неправильного лечения черепно-мозговых травм и заканчивая новообразованиями головного мозга.

Довольно часто клинические признаки на протяжении длительного времени не беспокоят человека, поэтому патология выявляется случайно. Тем не менее, к симптомам стоит отнести трудности в выполнении простейших движений или их последовательности, например, человек испытывает затруднение при одевании или в попытках открыть глаза.

Диагностика основывается на тщательном неврологическом осмотре и результатах инструментальных обследований. Могут потребоваться консультации других клиницистов.

Лечение направлено на устранение базового заболевания, может выполняться как консервативным, так и хирургическим способами. Однако лечения, направленного на устранение такого заболевания, как конструктивная апраксия (и других форм) в настоящее время не существует.

Причины болезни

Апраксия — это нарушение процесса выполнения каких-либо движений или жестов, хотя человек физически способен их сделать. Основная причина возникновения аномалии связана с поражением больших полушарий головного мозга и проводящих путей мозолистого тела.

К подобным нарушениям могут привести следующие предрасполагающие факторы:

  • перенесенный ранее инсульт;
  • формирование злокачественных или доброкачественных новообразований в мозге;
  • болезнь Альцгеймера;
  • лобно-височная деменция;
  • кортикобазальная ганглиозная дегенерация;
  • болезнь Хантингтона;
  • черепно-мозговые травмы;
  • нарушение процесса кровообращения в головном мозге хронического характера, что нередко переходит в слабоумие;
  • полное отсутствие или неадекватное лечение воспалительного поражения мозга (энцефалита);
  • болезнь Паркинсона.

Болезнь может возникнуть в любом возрасте, дети — не исключение. У детей патологию часто провоцируют такие факторы:

  • сильнейшие удары по голове;
  • травмы мозга, например, при дорожно-транспортных происшествиях;
  • падение с высоты;
  • ДЦП;
  • опухоли головного мозга;
  • аутизм;
  • энцефалит.

Заболевание никогда не возникает самостоятельно, а всегда развивается в результате того или иного патологического процесса.

Классификация болезни

Опираясь на особенности проявления, клиницисты выделяют такие виды:

  • Амнестическая. Развивается нарушение способности осуществлять последовательные действия по просьбе врача. Пациент попросту забывает, что должен выполнить за предыдущим движением.
  • Идеаторная. Человек может выполнять любые движения в отдельности, но испытывает проблемы, когда необходимо выполнить их в определенной последовательности.
  • Конструктивная. Отмечается нарушение способности составить целый предмет из составных частей.

Формы апраксии

В зависимости от локализации поражения головного мозга неврологами принято выделять такие формы болезни:

  • Моторная апраксия. Человек не может произвести последовательный ряд действий, несмотря на желание.
  • Идеомоторная апраксия. Выражается нарушением приобретенных навыков. Больной не способен воспроизводить сложные движения.
  • Лобная апраксия. Характеризуется отсутствием способности пациента к программированию и координированию последовательных движений.
  • Кортикальная. Выражается на основании стойкого патологического изменения моторной коры головного мозга на поврежденной стороне. Наиболее часто диагностируют левостороннюю форму.
  • Билатеральная. Формируется на фоне поражения мозолистого тела. Такой вид болезни носит только двусторонний характер, приводит к нарушению процесса взаимодействия двух полушарий мозга.

Моторная апраксия имеет собственную классификацию:

  • идеокинетическая — пострадавший выполняет случайные действия, но не может осуществить целенаправленные движения;
  • мелокинетическая — происходит искажение той или иной манипуляции.

По типу снижения памяти, умственной деятельности и других когнитивных расстройств выделяют такие варианты:

  • Пространственная апраксия. Человек ощущает состояние, отличное от реальности. Пациент не понимает разницы между выполнением действий при открытых и закрытых глазах. Самая распространенная форма.
  • Оральная апраксия. Отмечается утрата способности к реализации речевой функции. Второе название болезни — апраксия речи.
  • Эфферентная апраксия. Когда пациент может выполнить знакомые движения, но не в состоянии повторить то, что делают другие люди.
  • Артикуляционная апраксия. Считается наиболее сложной формой болезни, поскольку человек не может членораздельно разговаривать. Не наблюдается парезов или параличей артикуляционных органов.
  • Кинетическая апраксия.
  • Кинестетическая апраксия. Обуславливается поиском нужных движений, что отмечается при нарушении их произвольного действия.
  • Акинестическая. Отмечается отсутствие достаточных побуждений к выполнению какой-либо манипуляции.
  • Регуляторная апраксия.

Виды апраксии

Специфичные типы подразумевают существование следующих видов болезни:

  • апраксия ходьбы — развиваются сложности с передвижением при сохранности мышечной силы в нижних конечностях;
  • апраксия одевания;
  • апраксия руки (синдром чужой руки) — проблема может быть как односторонней, так и двусторонней, заключается в том, что верхние конечности не подчиняются желаниям человека;
  • апраксия век — пациент испытывает трудности с открыванием глаз;
  • апраксия взора — отличается невозможностью двигать глазами или фиксировать взгляд даже на короткий промежуток времени.

Последние две формы объединены в один вид — окуломоторная апраксия.

Локализация поражений при различных типах апраксии

Симптомы апраксии

Клиническая картина специфична, однако в некоторых случаях остается незамеченной или не доставляет ярко выраженного дискомфорта. Часто проблема обнаруживается во время осуществления специального неврологического обследования.

Кинетическая апраксия (как и другие разновидности) может иметь такие внешние проявления:

  • сложность в воспроизведении последовательных манипуляций;
  • трудности выполнения движений, требующих пространственного ориентирования;
  • скованность двигательных операций;
  • ходьба мелкими шажками;
  • затруднение процесса одевания;
  • невнятность речи;
  • отсутствие возможности управлять движениями языка и губ;
  • нарушение временной и пространственной ориентировки;
  • проблемы с открыванием или закрыванием глаз;
  • невозможность длительной зрительной фиксации на одном объекте;
  • устойчивое воспроизведение отдельных элементов двигательной операции.

Кроме специфических симптомов, идеомоторная апраксия (аналогично другим разновидностям) выражается такими аномалиями:

  • раздражительность;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • агрессия;
  • склонность к депрессивному состоянию.

При первом возникновении признаков нарушения у ребенка или взрослого следует как можно скорее пройти консультацию у невролога.

Диагностика

Клинические проявления заболевания довольно специфичны, поэтому правильный диагноз ставят во время первого посещения врача. Чтобы дифференцировать вид болезни, могут потребоваться дополнительные обследования.

Прежде всего клиницисту следует самостоятельно выполнить ряд мероприятий:

  • изучение истории болезни — для поиска провоцирующего фактора, обладающего патологической основой;
  • сбор и анализ анамнеза жизни;
  • тщательный неврологический осмотр;
  • оценка осуществления пациентом простейших движений, в том числе двигательной функции нижних и верхних конечностей, глаз и век;
  • детальный опрос — полученная информация даст возможность выяснить первое время возникновения и степень выраженности симптоматики, что нужно для представления врачом полной клинической картины.

Среди инструментальных процедур стоит выделить:

  • УЗИ;
  • КТ;
  • МРТ головного мозга.

Лабораторные исследования не обладают диагностической ценностью.

Чтобы окончательно поставить диагноз «кинетическая апраксия» (или любую другую форму болезни), могут потребоваться консультации таких специалистов:

  • нейропсихолог;
  • психолог;
  • офтальмолог;
  • логопед;
  • нейрохирург.

Апраксия: а — складывание из спичек фигур по образцу (слева — образец, справа —выполнение); б — нарисованные больным конус, цилиндр и пятиугольник.

Лечение апраксии

В настоящее время не разработано методов, специально направленных на лечение такой болезни, как глазодвигательная апраксия или любой иной разновидности патологии. Терапия делает ударение на устранение этиологического фактора консервативным или операбельным путями.

Часто пациентам предписывают прием таких лекарств:

  • ноотропные средства;
  • антиагреганты;
  • таблетки для улучшения мозгового кровотока;
  • антихолинэстеразные вещества;
  • препараты, направленные на нормализацию кровяного тонуса.

Индивидуально составленная терапия в обязательном порядке должна включать:

  • лечебный массаж;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • трудотерапию;
  • работу с психологом;
  • занятия с логопедом — показаны пациентам, у которых была диагностирована речевая форма болезни;
  • курс ЛФК.

Пациенты с подобным диагнозом нуждаются в постоянном уходе и присмотре.

Профилактика и прогноз

Предупредить развитие такой патологии, как кинетическая апраксия (и других типов заболевания), можно только при помощи общих рекомендаций. Это обусловлено тем, что в настоящее время не существует специфических профилактических мероприятий.

Уменьшить риск развития патологии поможет соблюдение таких правил:

  • полный отказ от пагубных пристрастий;
  • регулярные занятия спортом и пешие прогулки на свежем воздухе;
  • нормализация режима питания;
  • профилактический массаж конечностей, который можно проводить в домашних условиях;
  • контроль над показателями кровяного тонуса;
  • избегание черепно-мозговых травм;
  • проведение регулярных обследований в медицинском учреждении.

Апраксия и агнозия не угрожают жизни пациентов, однако исход расстройства зависит от степени тяжести болезни, ее разновидности и возраста человека.

При отсутствии лечения могут развиться осложнения: невозможность самообслуживания, инвалидность, нарушение социальной и трудовой адаптации.

Если Вы считаете, что у вас Апраксия и характерные для этого заболевания симптомы, то вам могут помочь врачи: невролог, педиатр, психолог.

Источник

Источник: https://novosti-mediciny.ru/apraksiya-simptomy-i-lechenie/

Апраксия и её виды

Окуломоторная апраксия

Формы апраксии бывают очень разнообразные с нарушением ориентации и двигательной активности различных мышечных групп. Но для всех видов расстройства характерным является то, что причина кроется в локальном поражении мозолистого тела либо коры головного мозга.

Что может вызвать развитие патологического очага в мозговых структурах? Этому могут способствовать механические повреждения и травмы мозга различного характера, а также новообразования, причем, не только злокачественные.

Иногда дефект движений, действий и ориентации появляется после тяжелых нейроинфекций или как последствие перенесенного инсульта. В качестве причины апраксии нередко выступает болезнь Альцгеймера и другие дегенеративные изменения мозга, наблюдаемые в инволюционном периоде.

Различные сосудистые патологии, которые приводят к поражению лобных зон, часто вызывают у больного такие симптомы, как неоконченные и непоследовательные действия, прерванные движения. В зависимости от локализации области поражения структур мозга, апраксии разделяют на:

  • лобную;
  • двустороннюю;
  • кортикальную,;
  • динамическую (премоторную);
  • моторную.

Симптомы

Основные признаки такого заболевания проявляются в недееспособности регулировать двигательные акты лицевой мускулатуры, делать точные движения, невозможности повторить действия за другим человеком, иногда изобразить что-то простое на бумаге, воспользоваться каким-либо инструментом или надеть одежду.

При апраксии ходьбы наблюдается сильная сутулость тела, хаотичная походка, человек не в силах преодолеть элементарное препятствие.

Характерная симптоматика данной патологии:

  1. Затруднение исполнения поочередных движений по команде. Больной не помнит последовательные движения некоторых действий.
  2. Возникновение трудностей при осуществлении двигательной активности, требующей ориентации в пространстве. У человека нарушается представление о соотношении пространства и своих действий.
  3. Неуверенная ходьба небольшими шагами.
  4. Затрудненное открытие глаз.
  5. Устойчивое выполнение отдельных движений и заклинивание на них (кинестетическая апраксия).

Нередки случаи, когда человек не осознает, что он болен данной патологией. Иногда симптомы такого отклонения не вызывают беспокойств, и диагностируются только при выполнении определенных исследований.

Разделение апраксических расстройств Лурия

Известный советский нейропсихолог Александр Лурия на основе синдромального анализа выделил следующие виды апраксий:

  1. Регуляторная апраксия. Особенностью этого вида апраксических расстройств является то, что у человека сохраняется высокий уровень силы и тонуса мышц, но способность сознательно контролировать движения отключена. При этом пациент действует как бы по шаблону, повторяя движения врача. Наибольшую сложность у него вызывает необходимость переключиться на другую задачу.
  2. Кинетическая апраксия. Возникает при поражении нижних отделов премоторной зоны мозга. При этом наблюдаются проблемы с организацией движений относительно ориентации во времени. Как это выглядит? У человека имеют место устойчивые повторения (персеверации), элементарные двигательные акты совершаются непоследовательно, одно движение может начинаться бесконечно, появляется патологическая инертность.
  3. Пространственная апраксия или апрактоагнозия. Возникает в связи с поражением затылочно-теменной зоны мозга. Апрактоагнозия приводит к тому, что больной теряется в пространственной ориентации «лево–право», а также «вниз–вверх».
  4. Афферентная апраксия (другое название кинестетическая апраксия). Движения человека, страдающего этой формой заболевания, становятся грубыми, практически неуправляемыми. Здесь очень важен зрительный контроль, ориентация на который позволяет больному показать необходимые действия.

Все, что нужно знать о треморе конечностей

  • Наталия Сергеевна Першина
  • 26 марта 2020 г.

Для утверждения диагноза выполняются следующие исследования:

  1. Анализ анамнеза и жалоб пациента. Здесь учитываются все возможные факторы, провоцирующие данную болезнь: с какими симптомами обратился человек (слабость в нижних конечностях, неуверенность в походке и др), присутствуют ли какие-либо болезни головного мозга (травмы, нарушение кровообращения мозга) и есть ли членов семьи похожие симптомы.
  2. Неврологический осмотр. На данном этапе происходит тщательное исследование больного, и выявляются возможные сопутствующие неврологические нарушения (патологии слуховых и зрительных функций, неясность своей речи, непривычное ощущение своего тела).
  3. Консультация нейропсихолога. При осмотре специалиста оценивается состояние человека при помощи специального анкетирования, проведения психологических бесед и опросников.
  4. Магнитно-резонансная и компьютерная томографии головы. При таком исследовании изучается отдельный слой головного мозга, и выявляются причины развития апраксии (очаговые поражения, которые послужили нарушению в системе кровообращения, наличие опухолевых новообразований, травмы головы).
  5. Консультация нейрохирурга и психолога.

Все эти методы позволяют правильно диагностировать патологию. При выявлении точной причины возникновения данной болезни назначаются специальные лечебные методики, направленные на снижение симптомов и улучшения качества жизни.

Классификация Липмана

До сих пор не существует единой признанной классификации апраксических расстройств. Наиболее широко известно разделение двигательных нарушений, предложенное еще в начале прошлого века Липманом, немецким психологом. Он разделил апраксии на три группы:

  1. Идеаторная апраксия. Поражение мозговых структур в этом случае вызывает неспособность больного самостоятельно выполнить сложное движение, потому что он не знает, в какой последовательности необходимо действовать. Простые двигательные акты он совершает хорошо, но реализовать сложный замысел он не может. Если показать пример, больной способен повторить элементы сложного действия, однако, у него возникают проблемы, когда требуется эти элементы связать между собой.
  2. Моторнаяапраксия. Больной отчетливо понимает, какие действия он должен сделать, но не может их осуществить. То есть, двигательные центры не воспринимают замысел человека. Пациент осознает команды, которые ему дают, но не способен их выполнить, хотя в произвольном порядке все движения он выполняет верно и легко.
  3. Идеокинетическая апраксия. Человек не способен приложить усилия, чтобы выполнить простейшие жесты и движения. Все попытки совершить элементарное действие выглядят неловко, размыто и бесцельно. Патологическая инертность приводит к тому, что больной не может сам одеться, поесть, убрать постель и т.д., нередко имеют место речевые, письменные и другие двигательные персеверации.

Виды моторной апраксии

Моторная апраксия имеет свою классификацию на два подвида – мелокинетическую и идеокинетическую.

При этом независимо от разновидности нарушены действия по образцу или спонтанные движения. Зачастую это односторонняя форма заболевания.

Идеокинетическая апраксия является причиной того, что человек не может производить осознанно какие-либо действия, хотя может производить их случайным образом. Если движение не сложное, но человек способен его произвести, только не по просьбе, а случайно.

При этом он может спутать нос с ухом и дотронуться в совершенного другом направлении.

Источник: https://MemorySafonovo.ru/diagnostika/konstruktivnaya-apraksiya.html

Диспраксия – что это такое и почему она напоминает алалию, аутизм и другие нарушения развития?

Окуломоторная апраксия

В последнее время всё чаще при задержке речевого развития у детей от логопедов и врачей слышно о таком расстройстве, как диспраксия.

Важно: диспраксия нередко сочетается с другими нарушениями (СДВГ, алалия, дизартрия, аутизм, ММД и прочее). Так как в этом “салате” легко запутаться, здесь и далее указываются симптомы и отличия диспраксии без сочетания с другими расстройствами.фото из открытых источников

В МКБ-10 диспраксия находится под кодом F82, соседствуя с алалией и аутизмом в общей группе “Нарушения психологического развития“. Однако диспраксия прежде всего связана с моторикой, поэтому другое её название – “Синдром неуклюжего ребёнка“.

Предвижу, что некоторые читатели могут задаться вопросом: “Ну и причём тут какая-то неуклюжесть к нарушениям развития?” Но дело в том, что диспраксия это не просто неловкость, это нарушение всей моторики: мелкой, крупной, артикуляционной и т.д. Все движения ребёнка плохо управляются им самим. Среди симптомов:

  • В раннем возрасте нередко задержка моторного развития – позже переворачивается, садится, встаёт, ходит. Нередко пропускает стадию ползания;
  • Несвойственная возрасту неуклюжесть, которую нельзя объяснить с медицинской точки зрения: спотыкается, падает на ровном месте, долго не может нормально ловить, пинать и бросать мяч;
  • Долго учится навыкам самообслуживания, несмотря на все усилия родителей – не попадает ложкой в рот и тоже самое с кружкой, ест неаккуратно, предпочитает использовать руки вместо столовых приборов. Также тяжело учится одеваться/раздеваться/обуваться;
  • Задержка развития речи (требуется консультация логопеда, так как для детей до 3 лет это может быть нормой) – первый слог говорит, а дальше ступор, есть нарушения слоговой структуры (перестановка слогов в слове, пропуски слогов: вместо “молоко” – “моко” или “комоло”), пропускает согласные, заменяет сложные согласные простыми (не “сушка”, а “фуфка”), бывают “застревания” – когда ребёнок несколько раз повторяет последнее сказанное слово или слог, пытаясь переключить артикуляцию на дальнейшее высказывание, при этом видно, что это не просто эхолалия – он думает как дальше сказать;
  • Плохо с мелкомоторными действиями – трудно удерживать карандаш в руках, а значит рисовать, писать, раскрашивать. Нелегко даются вещи типа пальчиковой гимнастики, лепки из пластилина, вырезания ножницами, не любит конструкторы. В работе с рисунками, прописями ребёнок может некоторое время продолжать неправильные движения по инерции, даже видя ошибку;
  • Позже, чем другие дети, осваивает сложные моторные движения: прыжки, езду на самокате и велосипеде;
  • Может во время чтения терять строки, поворачивать голову по ходу текста вместо того, чтобы просто следить за предложениями глазами.

Согласитесь, картина на самом деле довольно похожая на симптомы, которые вообще часто встречаются у детей с особенностями развития. Все симптомы исходят от разных форм диспраксии, которых тоже немало.

Например, кинетическая диспраксия– это и есть та самая неловкость в трудности освоения простых движений по самообслуживанию.

Но в плане особенностей развития родителей чаще больше беспокоит артикуляционная диспраксия.

Она напоминает сложные речевые нарушения, однако при этом её тяжесть недостаточна для постановки, скажем, алалии или дизартрии. В сравнение с ними у артикуляционной диспраксии есть свои отличительные особенности:

Отличия от дизартрии:

  • При чистой диспраксии у ребёнка нет парезов (вялости) и параличей мышц рта. Язык подвижный, не напряженный и не висит тряпкой, его не клонит в сторону. Ребёнок может много какие движения выполнять, но они в основном носят непроизвольный характер;
  • Ребёнок при диспраксии ищет правильную артикуляционную позу;
  • В отличие от дизартрии, у ребенка нет стабильного качества произношения одного и того же звука (может то мягко, то твердо говорить согласные, оглушать их или делать звонкими);
  • При артикуляционной диспраксии качество слов зависит от ситуации (спокойная или напряженная обстановка) и степени знакомства ребёнка со словом.

В отличии от алалии при диспраксии ребёнок имеет:

  • Большой словарный запас, которым он пользуется в речи. При алалии дети могут знать много слов, но говорят мало и бедно;
  • Правильную грамматику, в то время как при алалии грамматика это сплошная головная боль;
  • Возможность заниматься словесным творчеством – выдумывать пословицы, рифмы, песни стихотворения. Алалики избегают и просто “поговорить”, так как в целом плохо чувствуют нормы речи;
  • Развернутые высказывания – сам довольно хорошо строит предложения и может пересказать увиденное/услышанное/прочитанное.

Почему вообще возникает диспраксия?

Юлия Садовская, отечественный д.м.н. и врач-невролог, выделила 2 группы диспраксиков по происхождению нарушения, рассмотрев их в своей работе “Проблема постановки диагноза “Диспраксия развития”.

Первичная форма диспраксии связана с незрелостью или недостаточной сформированностью пирамидного пути – системы нервных волокон, тянущейся от больших полушарий к черепным нервам и спинному мозгу, передавая им сигналы активировать или притормозить то или иное движение.

Пока эти нервные пути сохраняют незрелость или неправильно работают, ребёнок будет проявлять несвойственную своему возрасту неуклюжесть и неаккуратность при выполнении целенаправленных движений: плохо рисовать и раскрашивать, спотыкаться на ровном месте, хуже выполнять сложные моторные движения в сравнении со сверстниками.

А вот вторичная форма вызывается нарушениями сенсорной обработки. Казалось бы, а как связаны сенсорные ощущения и движения? Однако чтобы спланировать и осуществить движения, мозгу нужна информация от сенсорных систем.

Например, мозг малыша, прежде чем дать ему подобраться к кубику, оценивает расстояние до вожделенного предмета и примерно прикидывает, что нужно сделать (например, поползти, встать на ноги и достать кубик с полки).

Причем в ходе всех этих действий мозг при помощи сенсоров осуществляет контроль за телом – удерживает равновесие, чтобы малыш не упал и координирует движения при помощи зрения.

При нарушениях сенсорной обработки ребёнок имеет трудности с оценкой обстановки и выбором методов действий, что не даёт ему точно и правильно их осуществлять. А ещё это затрудняет обучение, так как именно сенсорные анализаторы в конечном итоге помогают нам оценить результат действия, получая опыт.

Вторичная форма диспраксии встречается чаще, хуже поддаётся исправлению, имея в сопутствующих проявлениях всё тот же сенсорный дефицит, трудности с коммуникацией и эмоционально-волевой сферой. К слову, при первичной форме такие нарушения встречаются значительно реже, хотя дети с ней и имеют характерные нарушения речи и движений.

Обратите внимание: ещё существует похожее на диспраксию нарушение – апраксия. По МКБ это два отдельных расстройства!Разница между апраксией и диспраксией примерно такая же, как между алалией и афазией. Апраксия развивается у человека после каких-либо травм, заболеваний, нарушающих мозговую деятельность и т.д., нарушая УЖЕ сформированную моторику. Диспраксия, напротив, является нарушением ещё несформированной моторики.

И что же со всем этим делать?

Прежде всего, не надеяться на “перерастет” и работать с нарушениями как только вы заметили, что что-то не так.

Диспраксия не перерастается и не проходит сама по себе. Как и аутизм и тяжёлые нарушения речи, тут нельзя полностью убрать нарушение. Однако это не означает упадническое “Всё пропало!”. Путем тренировок можно значительно улучшить функционирование, доведя его до очень приличного уровня.

Коррекция ведётся исходя из проявлений. Если мы видим проблемы с целенаправленными движениями, то ребенка надо им учить – кататься на велосипеде, самокате, отдать на плавание, ОФП, ритмопластику.

При нарушениях речи поможет логопед и работа с пространственным мышлением и так далее.

Слабые стороны ребенка, особенно не соответствующие уровню его возраста и интеллектуального развития, не должны встречать отмашку родителя по типу “И так сойдёт!“. Чем дольше проблема не прорабатывается и не решается, тем больше вероятность того, что потом это будет исправить значительно тяжелее.

Спасибо что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

“С логопедом/дефектологом работает, а дома ни в какую!” – как преодолеть негативизм ребёнка к домашним занятиям?

Проблемы с математикой, чтением и пониманием речи у ребёнка? Поработайте с его пространственным мышлением

Как учить ребёнка рисовать и раскрашивать? (для родителей алаликов и аутистов)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vse_ob_alalii_autizme_i_zpr/dispraksiia-chto-eto-takoe-i-pochemu-ona-napominaet-alaliiu-autizm-i-drugie-narusheniia-razvitiia-5f706deddf292d1109af71b7

Апраксия

Окуломоторная апраксия

Апраксия является результатом повреждения участков головного мозга в областях: коры, нервных каналов и подкорковых образований. Повреждающими факторами также считаются:

  • Опухоли головного мозга – внутри мозга образуются глиомы, астроцитомы и ганглионерйробластомы, которые, повреждая встречающиеся на своём пути участки коры и подкорковые центры, прорастают в кору, чем нарушают действие на участки, обеспечивающие праксис всей зоны;
  • Инсульты также вызывают кровоизлияния в мозг в результате разрывов церебрального сосуда и образуют спазмы мозговых артерий;
  • Черепно-мозговые травмы способствуют также повреждению церебральных участков, вызывая отёки, ишемии и воспалительные реакции. Нередко образуются посттравматические гематомы;
  • Инфекционные поражения не менее опасны в образовании воспалительных очагов в коре мозга, приводящие к энцефалитам, менингоэнцефалитам, локализуясь также и в подкорковых ганглиях;
  • Дегенеративные процессы, при которых такие заболевания, как Альцгеймера, алкогольная энцефалопатия, болезнь Пика и некоторые другие прогрессирующие атрофии, приводят к токсическим поражениям (как алкоголизм) и дисметаболическим нарушениям, как сахарный диабет;
  • Наиболее уязвимы к апраксии люди пожилого возраста, обычно от 60 лет и старше, либо те, кто имеет предрасположенность, проявления гипертонии, сердечно-сосудистые заболевания, или хронические алкоголики.

В ближайшие дни я продолжу рассказывать про апраксию, её виды, симптомы и причины. До новых встреч!

Апраксия позы, оральная апраксия

В этом случае поражаются постцентральные отделы (1-3, 5 и 7 поля): при этом дифференцированные импульсы плохо направляются к мышцам и человеку тяжело расположить пальцы руки в соответствии с образцом (положить палец на палец) или разместить язык между зубами и верхней губой.

Динамическая апраксия

Возникает при поражении премоторных отделов (6, 8 и 44 поля): затрудняются выполнения ряда последовательных движений (к примеру, ладонь-кулак-ладонь).

Если поражается левое полушарие, с ней появляются моторная афазия (невозможность применения слов, чтобы выразить собственные мысли) и аграфия (утрата написания слов при сохраненном интеллекте и в отсутствие расстройств движений в верхних конечностях);

Пространственная и конструктивная апраксия

Если поражается нижняя теменная долька: при этом пациент начинает путать плоскость (фронтальная или сагиттальная), стороны (левая или правая), ему сложно провести построение геометрической фигуры (треугольника или квадрата), при тяжелых нарушениях – пациенту сложно сделать элементарные движения (надеть одежду, показать жесты, застелить постель).

Нередко сочетается с семантической афазией – нарушение понимания структур логико-грамматического характера, акалькулией – нарушение счета, алексией – неспособность к чтению, и аграфией;

Апраксия левой руки

Это особая форма апраксии, которая возникает у правшей при поражении срединных зон в мозолистом теле (структуре, соединяющей оба полушария), вследствие чего нервный импульс, ответственный за совершение движения, не достигает нижнетеменных отделов в правом полушарии, при этом затрудняется выполнение действия левой рукой, а правой рукой сохранено.

Лобная апраксия

В этом случае поражены полюсы лобных долей ГМ: наблюдается нарушение программы действия и нет контроля за его результатами. Сочетается с изменениями в поведении.

Апраксия ходьбы

Она развивается, когда нарушена регуляция движений в нижних конечностях (когда поражаются лобно-мостомозжечковые пути при лакунарном инсульте, нормотензивной гидроцефалии, опухолях ГМ, дегенеративных болезнях).

Пациент не может нормально использовать свои ноги при ходьбе (ему сложно имитировать движения при сохранности некоторых автоматических), при этом сенсорные, мозжечковые и проявления силового пареза отсутствуют.

Внешне походка у такого человека шаркающая, он ссутулен, часто неспособен самостоятельно перейти препятствие.

Апраксия речи или артикуляционного аппарата (в логопедии)

Встречается при грубой эфферентной моторной афазии. При этом пациенту трудно повторять не отдельные звуки, а целые серии звуков или слогов. Когда просят пациента повторить два слога, он стереотипно повторяет звуки из предыдущего ряда.

Нет функции называния, т.е. когда пациенту подсказывают первый слог, он либо его автоматизировано заканчивает, либо соскальзывает на иное слово, которое начинается с того же самого слога (к примеру, при слоговой подсказке «но», вместо слова «нога» говорит «ножницы», «нос», «носорог»).

В другом случае, у больного наблюдаются явления экспрессивного аграмматизма: он пропускает глаголы, иногда предлоги. В третьем случае, при высказываниях много длительных пауз, персевераций, вербальных парафразий, «растянутых» слов.

Регуляторная, или идеаторная апраксия (РАС)

При данном виде АС имеется недостаточно произвольное планирование в движениях и нарушения при контроле над правильностью выполнения этих движений.

Нарушена последовательность действий, характерно наличие импульсивных сбоев на деятельность, которая не соответствует заданной цели, наличие серийных персевераций (стереотипных повторений движений).

При этом характерны ошибки, когда действия выполняются по команде или когда копируются движения доктора.

Источник: https://psi-6.ru/obsledovanie/ideatornaya-apraksiya.html

О вашем здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: