Олигофрения и деменция отличия таблица

Содержание
  1. Симптомы умственной отсталости у взрослых
  2. Критерии и симптоматика УО
  3. Причины возникновения психического отклонения
  4. Разновидности малоумия
  5. Умственная отсталость и деменция
  6. Развитие и лечение заболевания
  7. Деменция при болезни Пика, Дауна, Паркинсона, Гентингтона, олигофрении, гиперпаратиреозе и врожденном слабоумии – отличия, таблица сравнения
  8. Связь деменции с другими заболеваниями
  9. Лобарный склероз
  10. Идиопатический синдром паркинсонизма
  11. Олигофрения
  12. Гентингтона
  13. Гиперпаратериоз
  14. Дауна
  15. Сходства и различия — таблица сравнений
  16. Обязательно ли развитие маразма при данных недугах
  17. Можно ли предотвратить
  18. Отличие деменции, умственной отсталости и олигофрении
  19. Что такое умственная отсталость?
  20. Описание деменции и олигофрении
  21. Историческая справка
  22. Схожесть и отличия олигофрении и деменции
  23. Постановка диагноза
  24. Прогноз
  25. Олигофрения и деменция
  26. 1.     Охарактеризуйте понятие “олигофрения” и “деменция”. Какой принцип положен в основу данной классификации?
  27. 2. Сопоставьте цели учебно-воспитательной и коррекционной работы с умственно отсталыми дошкольниками. Раскройте общее и специфическое решение этих задач
  28. Список литературы

Симптомы умственной отсталости у взрослых

Олигофрения и деменция отличия таблица

Люди с умственной отсталостью (другие названия – малоумие, интеллектуальная инвалидность, олигофрения) на протяжении длительного времени вызывали отчуждение у окружающих, и анамнез их заболевания исследовался недостаточно глубоко. Однако современная медицинская практика поменяла свою концепцию, акцентируя внимание не только на физиологических и психических особенностях таких больных, но и на их интересах и потребностях в обычной жизни. 

Необходимо отметить, что, невзирая на отождествление таких медицинских терминов, как «умственная отсталость» и «олигофрения», под которыми подразумеваются нарушения интеллектуального и психоэмоционального развития, первый имеет более широкие рамки.

Недоразвитость в данном случае может быть спровоцирована социальными и педагогическими аспектами воспитания.

Однако, и олигофрены, и умственно отсталые индивидуумы характеризуются одним общим признаком – неспособностью к самостоятельной адаптации в окружающем мире. 

Критерии и симптоматика УО

Под умственной отсталостью подразумевается устойчивое, трудно поддающееся обратимости замедление развития психической, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, которая характеризуется наличием врожденных или приобретенных в процессе жизни патологий.

Существенные ограничения в навыках, которые сопровождают малоумие, влекут за собой проблемы в области адаптивного поведения человека. Это подразумевает собой низкую приспособленность личности к окружающей среде, трудности во взаимодействии с социумом.

Вопрос о наличии интеллектуальной инвалидности необходимо рассматривать в сочетании с индивидуальными особенностями человека.

Диагностируя данное психическое отклонение, следует также учитывать условия окружающей среды, в которой находится больной.

Именно она определяет не только адаптацию индивида в обществе, но и психологическую поддержку, в которой такие люди нуждаются на протяжении всей жизни.

Умственную отсталость у взрослого человека определяют следующие критерии:

  • дефицит интеллектуального развития. Он проявляется через трудности в ходе решения повседневных проблем, невозможность абстрактно мыслить, рассуждать, обучаться на основе полученного опыта;
  • низкий уровень адаптивного поведения. Заключается в невозможности приспособиться к общепризнанным в обществе культурным и социальным стереотипам. Люди с психической патологией мало или совсем не адаптированы к самостоятельной жизни, испытывают сложности в процессе общения, ведении общественной жизни. Поэтому они требуют регулярной помощи и поддержки окружающих;
  • затруднения в сфере интеллектуального воспитания и адаптивных возможностей у олигофренов развиваются в течение всего периода заболевания. Поэтому очень важно своевременно диагностировать заболевание, первые симптомыкоторого можно увидеть в раннем детстве. Дальнейшее биологическое, психологическое и социальное развитие ребенка необходимо построить таким образом, чтобы минимизировать усугубление патологии в более зрелом возрасте.

Кроме главных признаков, свидетельствующих о наличии умственной отсталости, специалисты отмечают вспомогательные, которые могут заметить окружающие больного люди:

  • неспособность решать математические и логические задачи, особенно если при этом необходимо дополнительно использовать чтение, речь и т. п. Концентрация внимания и памяти имеет невысокие показатели, что приводит к низкой степени обучаемости;
  • человек часто не понимает своих мыслей, не может внятно их выразить для окружающих. Возникают проблемы с общением – в связи с отсутствием необходимого опыта межличностных отношений ему тяжело сблизиться с окружающими, подружиться. Если это все же случается, что больной склонен к чрезмерной внушаемости и подчиненности посторонним людям;
  • низкий уровень самостоятельности – индивид может плохо ухаживать за собой, не способен организовать свой досуг, часто безответственно относится к работе, не умеет грамотно распоряжаться личными финансами; 
  • плохой контроль поведения. Вспышки агрессивности, раздражительности, злости могут возникнуть вследствие разных факторов – дискомфорта, который вызван коммуникативными трудностями или невозможностью выражения личных потребностей и желаний, социальной изолированности, общественной дискриминации и т.п.;
  • тяжелые случаи умственной отсталости у взрослых сопровождаются заторможенной моторикой, невнятной речью, низким уровнем словарного запаса;
  • ритм развития олигофренов замедленный, поэтому умственную отсталость легче всего определить в школьном возрасте ребенка;
  • в случае генетического синдрома интеллектуальной инвалидности больные имеют специфический внешний вид;
  • люди с данной патологией больше, чем остальные подвержены психическим, неврологическим и физическим расстройствам (проблемы со сном, ожирение, диабет и т. д.).

Причины возникновения психического отклонения

Среди факторов, которые влияют на возникновение психической патологии, выделяют следующие:

  • генетическая предрасположенность к заболеванию. Приблизительно в половине случаев олигофрения передается по наследству;
  • хромосомные нарушения, аномалии генов, их мутация вследствие излучения, инфекционных заболеваний, употребления матерью токсических веществ в период вынашивания плода;
  • тяжелая родовая деятельность, которая привела к травмам ребенка (особенно в случае повреждения головы), асфиксия, гипоксия головного мозга;
  • преждевременные роды;
  • заболевания инфекционного характера, поражающие центральную нервную систему;
  • недостаток воспитания, негативная атмосфера в семье, психологическая травма в раннем возрасте, позднее диагностирование заболевания и др.

Следует отметить, что единой причины возникновения умственной отсталости ученым найти на сегодняшний день не удалось. Как правило, возникновение заболевания связывают с несколькими неблагоприятными факторами, которые наступают одновременно или поочередно. 

Разновидности малоумия

В зависимости от характера возникновения различают два вида психической патологии:

  • врожденная;
  • приобретенная.

Врожденная олигофрения или, другими словами, непрогредиентный процесс – это патология, которая возникает во внутриутробном развитии плода или в связи с осложненной родовой деятельностью матери.

Ее признаки наблюдаются сразу после рождения ребенка.

Данный дефект психического развития почти не поддается коррекции, однако приблизить интеллектуальное развитие такого человека под установленные стандарты представляется возможным при условии своевременной и грамотной терапии. 

Приобретенная умственная отсталость – это вид патологии, при которой снижение уровня интеллекта происходит в определенный период жизни человека. Характерной ее особенностью выступает прогредиентное течение заболевания, при котором развитие и нарастание симптоматики происходит постепенно. 

Следующая классификация психического отклонения базируется на основе определения коэффициента интеллекта, который психотерапевт устанавливает с помощью специальных тестов. Диагностируя умственную отсталость в соответствии со степенью тяжести, специалисты различают следующие ее виды:

  • легкая;
  • умеренная (относительная);
  • тяжелая;
  • глубокая. 

Человек, который страдает легкой умственной отсталостью, неспособен к абстрактному мышлению, обладает кратковременной памятью. В данном случае имеет место нарушение функциональных умений (например, чтение, письмо, приготовление пищи и т. п.

). В социальных взаимосвязях с окружающими такие люди создают впечатление незрелых, поэтому нередко они подвергаются манипуляциям со стороны. При выполнении сложных жизненных вопросов и задач такой человек испытывает потребность в помощи.

Человек с умеренным малоумием нуждается в обязательном контроле. Не будучи способен справляться с повседневными задачами, он нуждается в непрерывной поддержке близких, которые вынуждены выполнять некоторые обязанности больного.

В социальной сфере основным инструментом которой является устная речь, больной чувствует себя некомфортно, его словарный запас беден, поэтому часто он не может правильно изложить свои мысли и требования.

Для образования благополучных межличностных отношений олигофрену необходимо постороннее коммуникативное содействие.

В повседневной, обычной жизни такие люди способны развить определенные навыки и умения исключительно в результате настойчивого, продолжительного обучения. 

Концептуальные навыки у людей с тяжелой умственной отсталостью характеризуются ограниченностью и локальностью. Они плохо воспринимают речь окружающих, не осознают таких понятий, как «число», «деньги», «время» и т. п.

Устная речь больного ограничена, поэтому состоит в основном из примитивных фраз, единичных слов. Такие люди концентрируются исключительно на том, что происходит вокруг них в настоящий момент.

Человек с тяжелой формой умственной отсталости имеет потребность в назначении ему опекуна, который осуществляет постоянный уход и наблюдение за ним (покупка продуктов и одежды, приготовление пищи, личная гигиена и прочее).

При глубокой форме психического отклонения отсталости человек практически утрачивает визуально-пространственные умения. К примеру, он может указать на определенный предмет, но не знает, как использовать его по предназначению. Функциональному применению вещей препятствуют сопутствующие существенные сенсорные и моторные отклонения.

Навыки больного с точки зрения восприятия речевых оборотов и жестикуляций окружающих очень ограничены, что создает проблемы общения в социуме. Базовые желания и эмоции такой человек выражает при помощи языка тела. При этом его сознание способно воспринимать только простые инструкции. Такой больной полностью зависим, и нуждается в постоянной опеке. 

Умственная отсталость и деменция

Отождествлять и взаимозаменять эти понятия ошибочно.

Как уже было сказано, олигофрения –  это задержка в развитии психики, которая вызвана патологическим изменением головного мозга, проявляется через нарушения интеллекта, и приводит к социальной неприспособленности.

А деменция – это возрастное слабоумие, которое имеет приобретенный характер, и заключается в постепенном, стойком снижении когнитивной (познавательной) деятельности, потерей полученных ранее знаний и навыков, с последующей невозможностью усвоения новых. 

Среди главных критериев, отличающих деменцию от олигофрении, выделяют такие (включая вышеизложенный):

  • УО – недоразвитие психики, а деменция – разрушение имеющихся функций психики, которое происходит в результате поражения головного мозга. Такое нарушение мозговой деятельности чаще всего наблюдается в старости. Однако психические расстройства возможны в молодом возрасте в результате аддитивного поведения (осознанное изменение сознания, зависимость); 
  • распад психики при деменции начинает прогрессировать по истечении определенного периода, на протяжении которого происходило нормальное, естественное развитие ребенка. К возрасту 3 года большая часть мозговых структур уже сформирована, поэтому диагностировать деменцию, в отличие от олигофрении, можно только начиная с этого возраста;
  • умственная отсталость характеризуется непрогрессивным (прогредиентным) течением, тогда как распад психики при деменции начинает усиливаться по истечению периода активного, нормального развития. Появившаяся в детском возрасте олигофрения не обладает прогрессирующим характером – развитие человека не останавливается полностью, а лишь замедляется его темп. При этом главное различие вышеуказанных психических отклонений – наличие интеллектуального дефекта, которые появляется только при диагнозе «деменция»; 
  • при деменции наблюдается неравномерность познавательных функций. В одной области мозга могут наблюдаться выраженные нарушения, при этом в другой прослеживается сохранность всей полученной ранее информации и навыков.

Необходимо отметить, что дифференцирование олигофрении и деменции в раннем возрасте (до 3 лет) крайне затруднительно.

Любое повреждение мозга может повлечь за собой распад или утрату психических функций, что может привести к общему отставанию в психическом развитии, кратковременному, постоянному или прогрессирующему.

Поэтому диагностировать заболевание должен только квалифицированный специалист, который обладает необходимыми знаниями и опытом.   

Развитие и лечение заболевания

У каждого человека УО развивается индивидуально. Своевременная диагностика дает возможность начать терапию на самом раннем этапе развития психического отклонения, что дает возможность положительного исхода терапии.

Перед оказанием помощи олигофрену необходимо учесть его индивидуальные особенности и потребности. Индивидуальный подход к каждому больному дает возможность подобрать ему максимально подходящий метод лечения. В зависимости от этого выделяют следующие методики терапии:

1. Медикаментозная. Она заключается в назначении препаратов, предотвращающих появление возможных психических расстройств (в случае, если необратимое поражение головного мозга еще не наступило), а также улучшению общего состояния внимания, памяти, восприятия.

Важную роль играет также витаминотерапия, которая способствует улучшению метаболических процессов в области центральной нервной системы.

В особо сложных случаях (грубые расстройства поведения, выраженные психозы, неврозы, затяжные депрессивные состояния) врач может принять решение о госпитализации больного в психиатрический или дневной стационар.

2. Немедикаментозная (психолого-педагогическая коррекция). Данная методика играет важную роль в социализации больного, интеграции его в общество.

С этой целью больной посещает специализированную школу, где у него имеется возможность приобрести навыки, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности.

Для больных с легкой формой психического отклонения важную роль играет комплексное психотерапевтическое лечение. 

Люди, которые страдают УО, крайне нуждаются в поддержке, помощи и понимании со стороны социума. В последнее время появляется все больше специализированных учреждений, где таким больным создают максимально благоприятные условия для их жизни и деятельности.

Проблема состоит в другом – отношение окружающих к олигофренам. Важно помнить одно: сформировать из умственно отсталого человека гармоничную, целостную личность можно только с помощью понимания, терпения, толерантности и настойчивости.

Источник: https://arbat25.ru/myi-lechim/psixicheskie-rasstrojstva/simptomyi-umstvennoj-otstalosti-u-vzroslyix

Деменция при болезни Пика, Дауна, Паркинсона, Гентингтона, олигофрении, гиперпаратиреозе и врожденном слабоумии – отличия, таблица сравнения

Олигофрения и деменция отличия таблица

Деменцией называют необратимое поражение головного мозга, при котором происходит полная утрата социализации, потеря всех ранее приобретенных навыков (речь, мышление, память и т. д.).

Для возникновения слабоумия достаточно 6-7 месяцев, а появляется оно, чаще всего, не само по себе, а как следствие более тяжелых патологий.

Бытует мнение, что недуг поражает только людей преклонного возраста, но это не так. Нередко он диагностируется у молодежи, и даже у детей. Каковы причины появления этой опасной патологии, и какие болезни могут его спровоцировать?

Связь деменции с другими заболеваниями

Деменция часто развивается на фоне такой патологии, как болезнь Пика, при которой поражаются лобные клетки мозга.

В качестве причины слабоумия это заболевание занимает второе место в мире. На третьем месте по частоте возникновения деменции находится болезнь Паркинсона.

Лобарный склероз

Болезнь Пика, или лобарный склероз, — заболевание редкое, в основном, встречается у женщин старше 60 лет, а проявляется в форме поражения лобно-височной доли мозговой коры.

Причиной могут послужить как наследственность, так и травмы головы, опухоль мозга, алкоголизм (наркомания), нехватка витаминов группы В.

На раннем этапе у больного ярко проявляется асоциальное поведение, значительные личностные изменения, расторможенность. Это и служит сигналом постепенного развития слабоумия.

Как связаны депрессия и деменция? При поражении левого полушария, симптомы наблюдаются на фоне глубокой депрессии, а патология правого, сопровождается эйфорией. Поражение лобной доли чревато эмоционально-психической неустойчивостью, апатией.

Второй шаг в развитии недуга имеет следующие симптомы:

  • кратковременная или постоянная потеря памяти;
  • ухудшение зрения и слуха;
  • нарушение речи;
  • утрата способности логически мыслить и действовать.

На последней стадии человек абсолютно не способен к самообслуживанию, не отвечает за свои действия. В этот период диагностируется тяжелая форма слабоумия, не поддающаяся лечению. Продолжительность жизни больного – не более 10 лет.

Идиопатический синдром паркинсонизма

На фоне этого недуга (особенно в тяжелой форме) также развивается слабоумие. Синдром Паркинсона (или идиопатический синдром паркинсонизма) – это патология, вызываемая гибелью нейронов, из-за которой нарушаются межклеточные связи. Отличается характерным дрожанием рук, изменением походки, сильным мышечным напряжением.

Нарушение мышления при этом не происходит, страдает только память и речь.

Деменция развивается в 20-25% случаев, очень медленно, и только на последней стадии. Сначала наблюдаются легкие эмоциональные расстройства, депрессия. Позже, начинаются проблемы с речью.

Олигофрения

Так называют врожденное слабоумие, проявляющееся как у детей до 3 лет, так и внутриутробно.

Ухудшения и прогрессирования патологии не наблюдается.

Человек с олигофренией перестает интеллектуально развиваться, у него изначально отсутствует самостоятельность и способность к обучению. Все это сопровождается недостатком психического и физического развития.

Гентингтона

Довольно редкое наследственное заболевание, поражающее молодых людей в возрасте 25-45 лет. Имеет длительный процесс развития, при котором отмечаются психические отклонения и непроизвольные мышечные подергивания.

Вызывается расстройством внутриклеточного белкового обмена, при котором происходит сбой в работе ЦНС. Вследствие чего происходит тотальная атрофия некоторых долей мозга.

На последней стадии недуга наблюдается полная потеря личности.

Гиперпаратериоз

Так называют эндокринную патологию, вызванную повышенной выработкой паратиреоидного гормона.

Распознать появление гиперпаратериоза непросто, и сделать это можно только при клиническом исследовании сыворотки крови. Анализ покажет высокое содержание кальция в крови и низкий уровень фосфатов.

Страдает не только нервная система, но и сердечно-сосудистая, почки, костная ткань.

Дауна

Есть ли у человека, страдающего болезнью Дауна, врожденное слабоумие?

Болезнь Дауна — это врожденный генетический синдром, вызывающий неизлечимую умственную отсталость.

Часто сопровождается лейкемией, пороком сердца, ожирением, потерей слуха и зрения, низким иммунитетом, небольшой продолжительностью жизни.

У детей, рожденных с этим недугом, с первых лет жизни отмечается отставание в развитии, сложности с обучением. Деменция может проявиться в зрелом возрасте, и сопровождаться эпилептическими припадками.

Сходства и различия — таблица сравнений

Все вышеперечисленные недуги имеют свои причины и симптомы, некоторые из которых очень похожи на раннее слабоумие.

ПатологияМеханизм развитияСимптомыЛечение, препараты
ДеменцияНачинается в любом возрасте. Причиной служат множественные факторы: алкоголизм, инсульт, сосудистые патологии, травмы мозга, гипертония, СПИД, Медленное прогрессирование.Три стадии протекания: легкая, средняя, тяжелая.Нарушение речи и мышления, потеря памяти и ориентации в пространстве, асоциальное поведение. Наблюдается непроизвольное мочеиспускание, агрессивность, изменения личности.Нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы. Симптоматическая терапия.
Болезнь ПикаДиагностируется у пациентов старше 50 лет. Развивается из-за атрофии лобного отдела мозга, вследствие опухоли и травмы мозга, алкоголизма, наследственной предрасположенности.Длительное время протекает бессимптомно. В начале развития, характерна раскрепощенность, отсутствие самокритики, нарушение речи. На второй стадии отмечается амнезия, потеря зрения, слуха и осязания. Третья стадия – глубокая деменция.Нейролептики и нейропротекторы, ноотропы, снотворное, сеансы психотерапии.
ПаркинсонВозникает на фоне нарушения кровообращения мозга, генетической расположенности, сосудистой патологии, травм и опухолей мозга. Диагностируется у людей старше 40 лет.Тремор рук, замедленные движения, депрессия, нарушение сна, слюнотечение. На конечном этапе развития – слабоумие.Препараты, способствующие выработке дофамина (на ранней стадии). Комбинированная терапия.
ОлигофренияЯвляется врожденным и неизлечимым заболеванием. Может быть спровоцирована инфекционными или генетическими причинами в процессе внутриутробного развития.В отличие от деменции, олигофрения не прогрессирует, отличается тотальным недоразвитием всех функций, с самого рождения.Гормоны, препараты йода, ноотропы, транквилизаторы и нейролептики.
Хорей ГентингтонаГенетический недуг, развивающийся после 30 лет.Ослабление мышечного тонуса, расстройство речи и интеллекта, эмоциональные и эндокринные нарушения.Симптоматическая терапия
ГиперпаратериозВызван эндокринными нарушениями.Слабость, лихорадка, хрупкость костей, гипертония, депрессия, психозы, умственная отсталость.Паратиреоидэктомия, гормоны, бисфосфонаты.
Синдром ДаунаВрожденная хромосомная патология.Специфическая внешность, слабый мышечный тонус, легкая или средняя умственная отсталость.Симптоматическая терапия, психологическая и физическая реабилитация.

Обязательно ли развитие маразма при данных недугах

Почти все вышеперечисленные болезни имеют схожие симптомы и практически одинаковое лечение.

Протекать они могут по разным схемам, в зависимости от того, чем вызвана патология, в каком возрасте, при каких условиях она развивается.

Так, болезнь Пика или Паркинсона, в большинстве случаев, заканчивается слабоумием. Оно является заключительным этапом формирования заболевания.

Олигофрения – это врожденная умственная отсталость, не имеющая отношения к слабоумию. Может проявляться в легкой степени дебильности (не мешает полноценной социализации) или в тяжелой форме.

Олигофрения не прогрессирует, но отличить ее от приобретенного слабоумия непросто (на ранней стадии).

Гиперпаратериоз, синдром Дауна и Гентингтона, нередко (в 80-90% случаев) заканчивается тяжелой формой умственной отсталости.

Можно ли предотвратить

При болезни Пика избежать прогрессирующей умственной отсталости не удастся. Все признаки заметны уже в самом начале болезни, приводя к постепенной деградации и утрате социально-адаптивных навыков.

Обе патологии тесно взаимосвязаны. Такая же клиническая картина наблюдается при хорее Гентингтона.

Болезнь Паркинсона приводит к деменции лишь в 15-20% случаев. Причем страдает лишь речь и память, а мыслительные процессы не затрагиваются.

Гиперпаратериоз и синдром Дауна могут закончиться тяжелым, необратимым слабоумием в большинстве случаев. Происходит это на заключительном этапе недуга, даже при правильно назначенной терапии.

Резюме:

  1. Деменция редко возникает без сопутствующих расстройств психики.
  2. Большинство указанных патологий заканчивается приобретенным слабоумием.
  3. При наличии генетического или наследственного фактора, избежать умственной неполноценности с возрастом не получится.
  4. Алкоголизм, гипертония, ожирение, нездоровый образ жизни, недостаток витаминов, могут спровоцировать слабоумие.

Как отличить болезнь Альцгеймера от болезни Паркинсона, болезни Пика и сосудистой деменции:

Источник: https://nerv.guru/zabolevaniya/demenciya/svyaz-s-drugimi-boleznyami.html

Отличие деменции, умственной отсталости и олигофрении

Олигофрения и деменция отличия таблица

Олигофрения и деменция – две формы умственной отсталости, тяжелые и неизлечимые болезни, которые характеризуются поражением мозга и сопровождаются расстройствами интеллектуальной сферы и когнитивных функций. Эти заболевания имеют ряд схожих симптомов, из-за чего иногда возникают проблемы с постановкой диагноза.

Что такое умственная отсталость?

Умственная отсталость – это врожденное или приобретенное нарушение психического развития вследствие поражения мозга, которое характеризуется снижением интеллекта, общей заторможенностью, обеднением эмоций, снижением социальной активности.

Если умственная отсталость проявляется в раннем возрасте, ее называют олигофренией и выражается она в значительном отставании развития ребенка от своих ровесников: он намного позже начинает узнавать родных, сидеть, ползать, ходить, говорить. Вырастая, такой ребенок не имеет тяги к познанию мира, общению с другими детьми. Он социально не адаптирован, интеллектуально не развит, при этом физические данные страдают редко.

Иногда умственная отсталость бывает приобретенной и развивается на фоне болезни, травмы или других, непонятных на первый взгляд, причин. Это состояние называется деменцией и характеризуется, кроме снижения умственной деятельности, прогрессирующей потерей памяти, сменой уже сложившегося характера, эмоциональными изменениями вплоть до полного разрушения личностного ядра.

Описание деменции и олигофрении

Понятие умственная отсталость, олигофрения и деменция тесно связанные между собой, тем не менее, это не одно и то же. Врожденное или раннее возникновение болезни проявляется у 1-3% детей. Это может происходить по ряду причин:

  1. Наследственность.
  2. Значительная недоношенность.
  3. Проблемы, возникшие в процессе родов (например, асфиксии) или родовые травмы.
  4. Хромосомные аномалии.
  5. Инфекционные поражения плода.
  6. Влияние алкоголя, наркотиков во время беременности.

Также причиной олигофрении могут стать тяжелые травмы головы в период жизни до 3-х лет.

Справка. От деменции чаще всего страдают пожилые люди в возрасте от 65 лет, преимущественно женщины, детей болезнь поражает редко.

Деменция – это снижение когнитивных способностей в результате атрофии мозга, вызванной его недостаточным питанием, гипоксией. Это приобретенная болезнь, которая проявляется у детей от 3-х лет и в таком возрасте может быть вызвана различными причинами:

  • травмами головного мозга;
  • инфекционными заболеваниями;
  • опухолевыми процессами;
  • авитаминозами;
  • тяжелыми болезнями внутренних органов.

В старшем возрасте основные причины отличаются, в 50-70% случаев развитие слабоумия провоцирует болезнь Альцгеймера, реже – сосудистые заболевания, болезнь Пика, Паркинсона, с тельцами Леви.

Историческая справка

Умственные отклонения у детей и взрослых долгое время не имели четкой классификации.

Впервые обратил внимание на различия симптоматики известный врач, основоположник французской психиатрии Филлип Пинель, он же автор понятий аменция, деменция и умственная отсталость.

В свою очередь, термин «олигофрения» появился еще позже, более чем через 100 лет. Он был предложен немецким психиатром Эмилем Крепелином.

В XX веке изучением олигофрении занялись несколько ведущих врачей-психиатров. Тогда же было предложено деление болезни на три типа: дебильность, имбецильность, идиотия.

В 1989 году в ходе разработки МКБ-10 классификацию изменили, исключив понятия, которые вышли за рамки диагнозов и приобрели негативный окрас. Теперь олигофрения официально имеет 4 стадии:

  • легкая (ранее – дебильность), отвечает уровню знаний 9-12 летнего ребенка;
  • умеренная (незначительная имбецильность), уровень знаний 6-9 летнего ребенка;
  • тяжелая (имбецильность по старой классификации), уровень 3-6 лет;
  • глубокая (ранее – идиотия), уровень 3 и менее лет.

Определение стадии олигофрении важно для установления уровня помощи, необходимой пациенту.

Схожесть и отличия олигофрении и деменции

Хотя понятия олигофрении и деменции давно разделены, путаница в постановке диагноза случается до сих пор. Основная причина этого заключается в том, что олигофрения, хоть и является в большинстве случаев врожденной, часто проявляется в возрасте 3, а иногда и 5 лет и напоминает слабоумие в ранней стадии.

Чем похожи врожденная умственная отсталость и деменция?ДеменцияОлигофрения
Первопричиной может быть инфекционный процесс, травма, опухолевый процессВ случае если олигофрения не врожденная, причиной часто становится травма, немного реже – инфекционные процессы
Характеризуется изменениями личности: заострением черт характера, агрессивностью, раздражительностью или наоборот, ранимостью, слезливостью и меланхоличностью. Пациент замыкается в себе, изолируется от обществаОлигофрения влияет на эмоциональную составляющую, подавляя ее. Ребенок замкнутый, подавленный, социально неадаптированный
Чаще всего на первой стадии страдает память, мышление, речьТак как в первую очередь страдают интеллектуальные способности, ребенок испытывает трудности в общении, формировании логических цепочек, мыслей.

Первое отличие умственной отсталости от деменции – период начала болезни. В большинстве случаев олигофрения врожденная, при этом начальные проявления заметны уже в первый год жизни ребенка. Деменция же никогда не диагностируется раньше 3-х лет.

Второе отличие — течение болезни. Олигофрения не прогрессирует, ребенок может развиваться в физическом и даже умственном плане, значительно отставая от сверстников.

Прогноз деменции менее утешительный, и если на ранних стадиях пациент испытывал лишь незначительные проблемы (чаще всего это забывчивость и трудности в формировании мысли), то с течением времени болезнь прогрессирует, происходит полная потеря всех навыков и умений, возможности ориентироваться во времени, пространстве, собственной личности. При олигофрении в отличие от деменции приобретенные навыки не теряются.

Сравнительная таблица отличия симптомов деменции и олигофренииУмственная деменцияОлигофрения
Диагностируется после 3-х летПоявляется с рождения, очень редко – с 3-5 лет
Постепенно прогрессируетХарактер заболевание постоянный, не прогрессирующий
Нарушения проявляются локально, атрофия мозга частичнаяОбщее недоразвитие мозга, из-за чего одновременно страдают все нервно-психические функции
Охватывает различные когнитивные функции: память, мышление, речь, интеллект, эмоциональную составляющую.Олигофрения затрагивает исключительно интеллект, механическая память не страдает.

Также стоит отметить, что больной деменцией не может существовать без посторонней помощи, соблюдать личную гигиену, питаться, иногда даже передвигаться. Человек с олигофренией не теряет возможности ухаживать за собой сам, заниматься физическим трудом, часто способен жить самостоятельно.

Постановка диагноза

Чтобы выявить различия олигофрении и деменции и поставить правильный диагноз, специалистом проводится опрос близких родственников, тесты с пациентом, оценка его соматического, психологического и неврологического состояния, инструментальные обследования.

В ходе опроса выясняется, поражены ли когнитивные функции или исключительно интеллект, проводятся тесты (на уровень IQ или определение стадии деменции). Оценивается умение выражать мысли, быстрота и адекватность ответов на легкие вопросы.

С помощью компьютерной или магниторезонансной томографии врач замечает очаги поражения, определяет вид умственной отсталости или деменции.

Прогноз

Дифференциальная диагностика олигофрении и деменции очень важна для дальнейшего лечения и ухода за пациентом. Поэтому она должна проводиться опытным специалистом сразу, как только замечены первые симптомы.

Важно. Заниматься определением вида и степени болезни самостоятельно категорически запрещено!

К сожалению, умственная отсталость, олигофрения и деменция – необратимые процессы, которые в 99% случаев (излечимы лишь некоторые виды деменции) не могут быть полностью вылечены.

Тем не менее, ранее выявление слабоумия помогает замедлить и облегчить течение болезни, улучшить состояние больного, продлить ему жизнь.

Детям с олигофренией и их родителям также необходимо своевременное посещение специалиста, который в обязательном порядке назначит консультации с психологом с целью улучшить социальную адаптацию ребенка.

084

Источник: https://demenciya.ru/demenciya/dementsiya-umstvennaya-otstalost-i-oligofreniya/

Олигофрения и деменция

Олигофрения и деменция отличия таблица

СОДЕРЖАНИЕ

1.   Охарактеризуйте понятие “олигофрения” и “деменция”. Какой принцип положен в основу данной классификации?  3

2. Сопоставьте цели учебно-воспитательной и коррекционной работы с умственно отсталыми дошкольниками. Раскройте общее и специфическое решение этих задач. 6

Список литературы   7

1.     Охарактеризуйте понятие “олигофрения” и “деменция”. Какой
принцип положен в основу данной классификации?

Деменция – приобретенное слабоумие прогрессирующего характера, при этом присутствуют расстройства мышления, памяти, эмоциональных проявлений.

Больной постепенно утрачивает все свои навыки и знания, со временем происходит полный распад личности, на поздней стадии недуга такой человек полностью зависит от помощи окружающих.

Причиной развития данной патологии являются органические поражения мозга в результате различных заболеваний, наследственности, травм головы, инфекций и др.

Наиболее часто недуг поражает людей преклонного возраста, существует даже такое понятие, как старческий маразм. Но в редких случаях деменция развивается и у детей.

В отличие от деменции, олигофрения – врожденное слабоумие, представляющее собой необратимый процесс; его характерными чертами являются недостаточность психического и даже физического развития. Интеллектуальные способности такого человека остановились в развитии. Болезнь может развиться как в раннем, до трех лет, возрасте, так и до рождения ребенка.

Таким образом, умственные способности человека, появившегося на свет с олигофренией, таковыми и останутся.

В случае, когда болезнь приобретена в детстве, интеллектуальное развитие прекращается. Умственная отсталость при олигофрении, в отличие от деменции, остается стабильной, без дальнейшего ухудшения. У таких больных отсутствует любознательность, тяга к знаниям, самостоятельность. Эмоции приглушены, отвлеченные понятия недоступны, умозаключения даются с трудом.

Установить точную причину этой патологии удается лишь у 25% пациентов. Среди наиболее распространенных:

·        недостаточность функций желез внутренней секреции (к примеру, у беременной женщины при гипофункции щитовидной железы в результате йодного дефицита ребенок будет страдать кретинизмом)

·        нарушение обмена веществ под действием генетического фактора (например, фенилкетонурия)

·        аномалии развития хромосом (синдром Дауна)

·        инфекционные заболевания во время беременности матери, кислородное голодание плода, болезни, перенесенные в раннем возрасте (коклюш, корь)

Нередко недоразвитие психики у ребенка путают с деменцией. Однако между олигофренией и деменцией имеются некоторые отличия.

·        при деменции недостаток интеллекта развивается, когда структуры мозга в большинстве своем уже сформированы, психика также достигла определенного уровня. Ее распад начинается после времени нормального развития.

·        Различие олигофрении от деменции заключается в непрогрессивном характере. И хотя темп развития психики заторможен, тем не менее, болезнь не прогрессирует, при этом интеллектуальный дефект не увеличивается.

·        Познавательные функции при деменции отличаются неравномерностью: яркие нарушениям в одной области сочетаются с сохранностью других отделов в большей или меньшей мере. При олигофрении недоразвитие всех функций (речи, восприятия, моторики, мышления, памяти, эмоций и др.) имеет тотальный характер.

Однако следует учитывать, что в раннем возрасте разграничить эти две патологии не всегда легко.

Как правило, при распаде психических функций, приобретенных ранее, при любом повреждении головного мозга присутствует задержка психического развития.

Дефект интеллекта, причина которого в заболевании мозга, имеет сложную структуру, при этом сравнительные показатели деменции и олигофрении включают в себя черты обоих заболеваний. В более старшем возрасте отграничения между этими заболеваниями становятся более четкими.

В детстве, когда процессы познавания развиваются интенсивнее, любая патология, в результате которой происходит снижение познавательной деятельности, ведет к приостановке развития интеллекта.

У детей до трехлетнего возраста нарушение интеллектуальных процессов, как правило, преобладает над значением распада интеллектуальной функции, т.к. они еще развиты недостаточно.

Поэтому отграничение врожденного и приобретенного слабоумия представляет определенные трудности, в связи с этим любые проявления недостаточности развития в раннем возрасте, которые не связаны с психической болезнью прогрессирующего характера (эпилепсия, шизофрения и др.), классифицировать, как олигофрению.

Разграничение этих двух патологий позволяет составить прогноз болезни, на который влияет форма умственной отсталости. При олигофрении, в зависимости от степени развития отклонений, возможна социальная адаптация (в степени дебильности).

При деменции необходима своевременная диагностика и лечение, благодаря которым можно предупредить дальнейшее прогрессирование болезни.

2. Сопоставьте цели учебно-воспитательной и коррекционной работы с
умственно отсталыми дошкольниками. Раскройте общее и специфическое решение этих задач

Цель учебно-воспитательной работы  с умственно-отсталыми дошкольниками – создание условий, способствующих развитию личности ребёнка и эффективному усвоению учебного материала.  

Коррекционная работа, обеспечивающая формирование навыков у детей, предполагает:

·         диагностическое изучение ребёнка на момент поступления его в школу для уточнения стартовых возможностей, проектов и темпов обучения;

·         обратную связь с семьёй с целью получения полной информации о развитии ребёнка и консультация семьи;

·         взаимодействие с врачами-специалистами с целью контроля за состоянием здоровья детей и оказания своевременной помощи;

·         построение занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

·         построение обучения по спиралям (на каждом следующем этапе усложнение задач работы; в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются);

·         использование игровой мотивации на всех занятиях;

·         совместная работа учителя, психолога, воспитателя, логопеда, родителей.

Список литературы

1.     Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. — М., 2006.

2.     Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. — Т. 2: Общие основы специальной педагогики. — М., 2008.

Источник: https://xn--80aaowabp5a6h2a.xn--p1ai/besplatnye-gotovye-studencheskie-raboty/2016-10-10/oligofreniya-i-dementciya

О вашем здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: