Онтогенез просодики

Содержание
  1. Что такое просодика в логопедии
  2. Что это такое и важные составляющие просодики
  3. Симптоматика нарушения просодики
  4. Виды и причины нарушения
  5. Особенности диагностики
  6. Подготовка
  7. Формирование интонационной выразительности
  8. Этап автоматизации
  9. Особенности работы со взрослыми
  10. Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста
  11. Что такое просодические компоненты в речи в логопедии
  12. Развитие просодической стороны речи
  13. Словесное ударение
  14. Говорить голосом персонажа
  15. Говорим с выражением
  16. Просодическая сторона речи у детей с ОНР
  17. Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией
  18. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста
  19. Нарушения звукового оформления речи как результат заболеваний
  20. Ролевой диалог «Жил-был цыпленок» по мотивам произведения К. И. Чуковского «Цыпленок»
  21. Здоровьесберегающие технологии в логопедии
  22. Литотерапия в логопедии
  23. Приемы коррекции недостатков выразительности речи
  24. Развитие речевой функции в онтогенезе
  25. Периодизация по А. Н. Леонтьеву
  26. Подготовительный этап
  27. Этап развития до трех лет
  28. Период дошкольного развития
  29. Школьный период
  30. Закономерности нормального речевого развития по А. Н. Гвоздеву
  31. Аморфные слова-корни
  32. Усвоение грамматической структуры предложения
  33. Первый период
  34. Второй период
  35. Третий период
  36. Четвертый период
  37. Пятый период
  38. Диспросодия
  39. Дизартрия
  40. Ринолалия
  41. Нарушение темпа речи
  42. Заикание
  43. Алалия
  44. Нарушения голоса
  45. Болезнь Паркинсона
  46. Нарушения слуха
  47. Редкие причины
  48. Диагностика
  49. Медицинская реабилитация
  50. Речевая терапия

Что такое просодика в логопедии

Онтогенез просодики

Просодика − важная составляющая правильной и красивой речи. Именно ее сформированность и делает речь выразительной. Но многие родители не обращают внимания на ее состояние, поэтому в дальнейшем во время обучения у детей возникают затруднения с выразительным чтением. В логопедические занятия включают упражнения на ее формирование.

Что это такое и важные составляющие просодики

Просодика включает в себя следующие компоненты:

  • тембр;
  • темп;
  • логическое ударение;
  • мелодика;
  • ритм:
  • интенсивность;
  • дикция.

Сформированность всех перечисленных выше компонентов является главной задачей коррекционной работы просодической стороны речи. Дикция − это четкое проговаривание звуков в словах. Мелодика характеризуется высотой и силой голоса, умением управлять интонацией. Тембр − это окраска звучания речи, а темп − скорость, с какой человек произносит слова.

Логическое ударение − при помощи его человек выделяет наиболее значимые слова. Также для развития просодической стороны важную роль играет и сформированность речевого дыхания.

Оно влияет на темп, тембр речи, ее выразительность.

В просодику также входит такой компонент, как пауза − человек делает остановки между словами, чтобы окружающим было понятно о чем идет речь и какая главная мысль высказывания.

Поэтому просодическая сторона речи − важная составляющая гармоничного речевого развития. Многие родители не обращают внимания на ее состояние, поэтому у некоторых детей в дальнейшем возникают затруднения с уроками выразительного чтения. Чем раньше начата коррекционная работа по коррекции просодики, тем успешнее она будет проходить.

Симптоматика нарушения просодики

Когда же родителям стоит обратиться за консультацией к логопеду, чтобы исправить состояние просодической стороны речи?

  • Ребенок не может менять высоту голоса. Голос либо слишком тихий, либо чересчур громкий.
  • У говорящего слишком ускоренный или замедленный темп речи, что затрудняет ее восприятие.
  • Речь невыразительная.
  • В речи нет пауз между словами, из-за чего трудно определить границы предложения.
  • Речь монотонная, невыразительная.
  • Несформированное речевое дыхание.
  • У речи имеется назальный оттенок.
  • Нарушения ритмической структуры высказывания.

Если у ребенка имеется что-то из вышеперечисленных признаков, нужно обратиться за консультацией к логопеду. Он подберет подходящие коррекционные упражнения.

Виды и причины нарушения

Нарушение просодической стороны речи может быть как отдельным речевым расстройством, так и частью более сложных речевых нарушений:

  • Расстройства голосообразования (его силы, модуляции). Это может быть как афония (практически отсутствие голоса − человек общается шепотом) и дисфония (голос может быть «затухающим» или слишком громким; также могут наблюдаться периоды угасания или благополучия голоса).
  • Нарушения темпа речи. Он может быть или слишком ускоренный, или замедленный. При любом варианте окружающим трудно воспринимать речь говорящего.
  • Заикание − одно из наиболее сложных расстройств просодической стороны речи. У человека сформированы средства для оформления высказывания. Но при их использовании возникают судороги в речевом аппарате.

Кроме того, нарушения просодики могут быть частью более сложного речевого расстройства (дизартрии, алалии, афазии, ринолалии). Поэтому перед началом занятий логопед проводит диагностику, чтобы определить структуру дефекта и причины недостаточной сформированности просодической стороны речи.

Особенности диагностики

Чтобы оценить сформированность просодики логопед обращает особое внимание на следующие компоненты:

  • звукопроизношение;
  • слоговую структуру;
  • силу и длительность выдоха;
  • темп речи;
  • интонационное оформление.

Звукопроизношение влияет на состояние дикции, поэтому специалист обращает внимание на то, произношение какой группы звуков вызывает затруднение у ребенка. Во время проверки слоговой структуры смотрит на четкость произношения всех звуков в слове, особенно со стечением согласных.

Чтобы проверить силу и длительность выдоха, специалист предлагает сыграть на духовом инструменте. Также он дает задание на пропевание гласных. Особенно логопед смотрит на состояние связной речи. Меняет ли человек интонацию или его речь монотонная; может ли управлять высотой и силой голоса.

Конечно, логопед проверяет и другие компоненты речи. Логопедическая диагностика должна быть комплексной, чтобы специалист смог определить этиологию нарушения и подобрать подходящие коррекционные упражнения.

Подготовка

Работа над просодическим компонентом речи состоит из нескольких этапов. На подготовительном специалист формирует основу для формирования просодики. Обязательно в занятия включают упражнения для речевого дыхания, являющегося основой темпо-ритмической стороны речи.

Логопед проводит работу по формированию диафрагмального дыхания. Эффективно следующее упражнение: стоя/сидя с прямой спиной, одна рука на животе, другая на груди. Вдох делают через нос, а выдох через рот.

При этом внимание акцентируется на том, что при диафрагмальном дыхании живот округляется, а грудь остается неподвижной.

Если имеется назальный оттенок, проводится работа по дифференциации ротового и носового дыхания.

Следующее направление работы на этом этапе − работа над голосом. Логопед предлагает задания на расширение диапазона. Это различные пропевки, состоящие не только из гласных.

Также дают задания на прочтение фраз с различной высотой голоса (громко, тихо, в обычном тембре). Логопед спрашивает у детей, когда нужно говорить громко и тихо − это формирует предпосылку для интонационного оформления высказывания.

Ведь ребенок должен еще и уметь пользоваться просодическими средствами.

Еще одно направление − работа над темпо-ритмической стороной.

Это отстукивание определенного ритма; проговаривание фраз и предложений в ускоренном и замедленном темпе. Можно совмещать работу над темпом и ритмом с развитием общей моторики. Также можно добавить проговаривание движений с определенной интонацией.

На подготовительном этапе формируется основа для дальнейшей коррекции просодической стороны речи. Перечисленные направления работы используют и на занятиях по развитию интонационного оформления высказывания.

Формирование интонационной выразительности

Интонация − важная составляющая просодического компонента речи. Начинать работу нужно со знакомства с понятием интонации: ребенку объясняют, что с ее помощью можно передавать настроение персонажей, чтение становится интереснее. Чтобы ребенку было легче усвоить это понятие и проводить дифференциацию, используют картинки с изображением эмоций.

Каждую интонацию отрабатывают отдельно. Начинают работу с повествовательной, далее идут вопросительная и восклицательная. Ребенку объясняют, когда следует использовать определенную интонацию. Взрослый сначала сам читает фразу, затем проговаривает ее вместе с ребенком, который потом произносит ее самостоятельно.

Кроме работы с интонацией, логопед занимается постановкой логического ударения и расстановкой пауз. Для этого можно использовать схемы, чтобы было проще ориентироваться.

Хорошо, если взрослый сможет на примере показать значение расстановки пауз и постановки логического ударения. Для отработки этих компонентов просодики подходят стихотворения.

Постепенно упражнения можно усложнить, используя простой нерифмованный текст.

Этап автоматизации

Сначала взрослый дает образец, несколько занятий с ребенком отрабатывают умение расставлять паузы и логические ударения. Затем предлагают сделать это задание самостоятельно. Для отработки интонационной выразительности хорошо подходят небольшие театрализованные сценки или пальчиковый театр. Используя эти приемы логопеду проще закрепить навыки интонирования в связной речи.

Для отработки четкой дикции используют чистоговорки и скороговорки. Нужно следить за тем, чтобы все звуки проговаривались четко. В скороговорках, кроме отчетливого звукопроизношения, отрабатывается темп речи. Начинают их проговаривать медленно, постепенно ускоряя темп. При этом скороговорка должна быть понятной окружающим.

Автоматизация просодической стороны может проходить и во время сюжетно-ролевых игр. Для речевого дыхания и высоты голоса стоит петь песни. Этот этап лучше всего проводить на групповых занятиях. Так у детей формируется речевая активность, а навыки интонирования закрепляются быстрее.

Особенности работы со взрослыми

В работе со взрослыми нужно использовать как можно больше практических заданий. Им не нужно, как детям, подробно объяснять значение понятий, когда их можно использовать. Поэтому специалист старается как можно скорее закрепить полученные навыки на практике. Приемы работы такие же, как и с детьми.

Просодическую сторону речи дополняют также и невербальными средствами общения − мимикой и жестами. С помощью них человеку удается лучше донести смысл своего высказывания и сделать выступление эффектнее.

Работа над просодической стороной речи может проводиться как отдельно, так и быть одним из направлений по коррекции более сложных речевых нарушений. Выразительную речь окружающим воспринимать проще, что также хорошо влияет на развитие коммуникативных навыков.

Просодика в современной логопедии − одна из важных составляющих речевого развития.

Источник: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/chto_takoe_prosodika_v_logopedii/

Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста

Онтогенез просодики

Что такое просодика речи в логопедии? Именно ее нарушение влияет на выразительное и правильное изложение мыслей. Так как просодика отвечает за тон, интонацию и тембр.

Она придает эмоциональный окрас разговорам, с помощью нее человек выражает свои эмоции. Нарушения и разговорная недоразвитость возникает обычно у детей дошкольного возраста.

Чтобы скорректировать ее, применяется комплексная методика из множества различных упражнений.

Что такое просодические компоненты в речи в логопедии

Компоненты просодики речи в логопедии:

  • темп и ритм;
  • логическое ударение;
  • тембр;
  • интонация;
  • тон.

Нарушение просодики означает невыразительную и безэмоциональную речь

Тон и интонация передают эмоции человека: радость, воодушевление, недоверие. Ритм и темп вносит порядок в звуковой состав и скорость протекания изложения мыслей вслух.

Развитие просодической стороны речи

Просодическая сторона детской речи развивается с обучением его говорить. Даже в маленьком возрасте, ребенок начинает говорить односложные слова с определенной интонацией и тембром.

Уже с этого возраста необходимо разговаривать с малышом. Возможно, он будет не понимать маму, но просодика поможет разгадать ее эмоции.

Для развития просодики в разговоре детей используются игровые упражнения:

  • ритм и темп голоса развивает упражнение прочтения одного стишка несколько раз с разной скоростью;
  • тембр голоса развивает звукоподражание животным;
  • интонацию тренирует произнесение одного слога разными эмоциями (страх, радость, печаль).

Словесное ударение

Словесное ударение — выделение определенного, чаще всего одного слога, в слове. Слог, который оказывается под ударением всегда произносится с большим усилием и выделением в нем гласного звука. Если разобрать ударение с просодической стороны, то слог выделяется из-за удлинения времени звучания и изменения частоты тона.
Ударение бывает таким:

  • динамическое;
  • музыкальное;
  • экспираторное;
  • тоновое;
  • количественное;
  • тоническое.

Говорить голосом персонажа

Развитию просодики помогает подражание голосу персонажа из мультфильма или сказки. Герои мультфильмов имеют очень эмоциональную и выразительную речь. Повторение диалогов с интонацией, тембром и ритмом персонажей помогает ребенку различать чувства и настроение.

Дополнительная информация! Читая сказку и подражая героям, проводится параллель между письменной и устной речью.

Читать диалоги в книгах голосом животных развивает речь

Говорим с выражением

Грамотная речь в логопедической сфере, это не только правильно произнесенные слова, но и ее выразительность и эмоциональность.

Все люди имеют разные уровни компонентов просодии, но общая экспрессивная окраска разговора у всех похожа.

Для прививания просодики в разговоре, логопеды логопедические педагоги советуют делать упражнения на использование в разговоре максимально выраженной экспрессивности. Каждую эмоцию необходимо выражать максимально сильно.

  Игры для детей от 2 до 4 лет для развития речи — советы родителям

Просодическая сторона речи у детей с ОНР

Дети с общим недоразвитием речи чаще всего имеют нарушения просодических компонентов. У этих детей неразборчивая без эмоциональная речь, с однотонным темпом и ритмом. Голос имеет контраст: либо слишком высокий, либо низкий.

Отличительной особенностью является ослабленный речевой выдох.
Ограниченные возможности здоровья ребенка с ОНР не должны стать помехой для формирования у ребенка правильно поставленной речи.

Перед непосредственным прохождением программы по просодии, ребенка рекомендуется отправить на обследование, чтобы избежать обучения по неверной методике.

Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией

Для формирования просодики у детей с дизартрией необходимо регулярно выполнять специальные логопедические упражнения. Они включают игровые, двигательные, музыкальные и речевые задания. Выполняются они не только в ДОУ, но и по приходу домой.

Сначала ребенок делает зарядку, с элементами логоритмических упражнений. После проводится занятие по звукопроизношению и развитию разговорного языка. Желательно проводить занятие по методикам разных авторов.

В каждой работе можно найти разные варианты упражнений, чтобы детям не было скучно.

Дополнительная информация! Занятия должны включать музыкальную распевку, для вырабатывания ритма и темпа.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи возникает у детей дошкольного возраста при наличии нарушений в восприятии звука. Если ребенок имеет такое недоразвитие, то его особенностями будут следующими:

  • картавость, шепелявость;
  • нечеткое и невыразительное произношение;
  • нарушенный синтез и анализ фонем;
  • слияние фонем;
  • неспособность произнести некоторые фонемы;
  • затруднение в общении со сверстниками;
  • проблемы с письмом и чтением.

Ребенок при таком нарушении не может ясно и правильно выразить свои мысли. Он хорошо понимает и знает слова, может быть намного умнее своего возраста и сверстников.

Нарушения речи бывают из-за врожденных и приобретенных заболеваний

Нарушения звукового оформления речи как результат заболеваний

Нарушения речи бывают при врожденных и приобретенных заболеваниях:

  • повреждениях речевой зоны тела во время родов;
  • врожденные дефекты в строении органов в речевой зоне (зубы, небо, губы, челюсть);
  • ДЦП;
  • психических заболеваниях;
  • наследственности.

Ролевой диалог «Жил-был цыпленок» по мотивам произведения К. И. Чуковского «Цыпленок»

Ролевые диалоги направлены на коррекцию недоразвитых просодических компонентов и повышения эмоционального фона. Презентация стихотворения Чуковского «Цыпленок», как ролевого диалога — хороший способ развить нарушенные элементы просодии.
Действующие лица произведения — животные, которые, помимо текстового разговора, имеют свои звукоподражания:

«Пи-пи-пи, пи-пи-пи
Ой, какой огромный мир…»

«Куд-куда, куд-куда, Вот это да!» «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Ухожу я далеко»

«Посмотрите, как могу
Я кричать — ку-ка-ре-ку!»

«Ква-ква-ква, ква-ква-ква Далеко тебе до петуха»

Здоровьесберегающие технологии в логопедии

Для коррекционной работы над нарушенной просодикой, в логопедии используются здоровьесберегающие технологии. Их широко применяют в ДОУ и других учреждениях, занимающихся улучшением речевых нарушений, так как они соответствуют ФГОС.
Само определение метода «сберегать здоровье» означает применение различных видов активной деятельности:

  • дыхательной гимнастики;
  • упражнений для глаз;
  • артикуляционной гимнастики;
  • главного компонента — логоритмики.

Литотерапия в логопедии

Согласно словарю, литотерапия в логопедии — это нетрадиционный способ лечения речевых нарушений с помощью камней, песка, глины.
Основные примеры лечения с помощью литотерапии при речевой недоразвитости:

  • массаж пальцев, при сжимании и перекатывании камней в руках;
  • раскладывание из камней и песка узоров;
  • закапывание камней в песке;
  • логопедические упражнения с применением камней.

Коррекцию речевой недоразвитости проводит логопед

Приемы коррекции недостатков выразительности речи

Известный профессор Л. С. Волкова и доцент Р. И.

 Лалаева, имеющие множество дипломов по логопедии и читающие лекции по этой теме, разработали методику по коррекции нарушений речевой выразительности.

Эта структурная работа — хороший помощник для специалистов, занятых в сфере устранения недоразвитости речи.
По Волковой к основным направлениям деятельности учителя логопеда относятся следующие:

  • различение интонации отдельно экспрессивной и импрессивной речи;
  • занятия для речевого дыхания;
  • упражнения для ритма и темпа голоса;
  • различения тона при утверждении, вопросе и восклицании;
  • работа над силой и диапазоном голоса;
  • упражнения с логическим ударением.

Просодическая сторона речи — это, в логопедии означает ее выразительность. В дошкольном возрасте, чаще всего, нарушения возникают именно в просодии. Нет средства, чтобы исправить разговорную недоразвитость за одно мгновение. Это довольно длительный и сложный процесс. Но при правильном и комплексном лечении, его возможно исправить.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/razvitie-prosodicheskoj-storony-u-detej-doshkolnogo-vozrasta

Развитие речевой функции в онтогенезе

Онтогенез просодики

В современной логопедии под термином «онтогенез развития речи» понимают закономерности овладения всеми ее компонентами, особенности формирования языковой системы у человека.

Начало – это появление первых слов, но некоторые специалисты включают и проявление речевых реакций (гуление, лепет).

Понимать эти особенности важно для составления коррекционной логопедической работы и выявления дизонтогенеза у ребенка.

Существует несколько классификаций, предложенных известными логопедами и лингвистами. Самая популярная периодизация была составлена А. Н. Гвоздевым, который подробно описал усвоение ребенком частей речи. Также часто ссылаются на закономерности, выявленные А. Н. Леонтьевым. На основе знаний о нормальном речевом онтогенезе, логопеды могут определить его нарушение у детей.

Периодизация по А. Н. Леонтьеву

А. Н. Леонтьев выделил 4 основных этапа развития речи в онтогенезе, которые начинаются с рождения и охватывают школьные годы. Их краткое описание представлено ниже.

Подготовительный этап

В промежуток времени с рождения до года создаются предпосылки для овладения компонентами языковой системы. Первые ые реакции – крик и плач, способствующие развитию дыхательного, ого и артикуляционного отделов.

В возрасте нескольких недель малыш начинает прислушиваться к голосам окружающих людей и реагировать на них. К концу 1-го месяца он уже успокаивается, когда слышит колыбельную. В первые месяцы появляется комплекс оживления: это улыбка, двигательные движения конечностями на появление родных. Появляется реакция на интонацию взрослого.

В 2 месяца появляется гуление, а к 3-4-м месяцам начинается стадия лепета. С 5 месяцев ребенок пытается повторять артикуляцию за взрослыми. С 6 месяцев в речи появляются слоги. Подражая, малыш осваивает все основные элементы просодической стороны речи.

В период с 6 месяцев до года ребенок различает определенные звуковые сочетание и сопоставляет их с предметами или действиями.

Постепенно малыш повторяет за окружающими все более сложные сочетания звуков. Конец периода отмечается появлением первых слов и активизацией коммуникативной функции речи.

Родителям в это время очень важно создать благоприятные условия для усвоения ребенком языковой системы.

Этап развития до трех лет

В период от года до трех дети обращают особое внимание на артикуляцию окружающих. Ребенок повторяет за взрослыми, пытается произносить все более сложные слова. В его речи возникают смешения фонем, замены, искажение из-за несформированных в силу возраста правильных артикуляционных укладов.

С года до 1,5 лет детская речь носит ситуационный (контекстный) характер. Понять, что хочет ребенок, получается лишь с учетом ситуации. Малыш активно использует невербальные средства общения. Начиная с 1,5 лет речь приобретает более обобщающую направленность. Он начинает понимать инструкции взрослых. С 2-х до 3-х происходит активное накопление словарного запаса.

К началу 3-го года жизни осваиваются простые грамматические категории. Возникает переход от односложных высказываний к простым фразам с нарушенными нормами согласования.

Постепенно ребенок осваивает навык грамматической связи слов в предложении. К двум годам им практически полностью усвоена категория единственного и множественного числа; появляются падежные окончания.

Понимание речи опережает произносительные возможности ребенка.

Период дошкольного развития

У многих детей звукопроизношение искажено, потому что органы артикуляции еще не готовы к сложным укладам. Совершенствуется навык самоконтроля за своей речью и окружающих; формируются фонетико-фонематические процессы.

Словарный запас продолжает расти, к 4-6 годам дети используют примерно 3 000–4 000 слов. Происходит уточнение значения слов, но иногда их употребляют в несоответствии со значением. В 4-5 лет возникает явление словотворчества, во время которого происходит формирование языкового чутья.

Развивается грамматический строй и связная речь. Предложения усложняются, становятся более распространенными. В 4 года в детской речи преобладают сложные конструкции предложений.

В возрасте 5 лет предложения составляются с учетом грамматической связи слов. Детские ответы похожи на короткий рассказ.

Начинается овладение монологической формой речи, дошкольник может пересказывать короткие сказки без помощи взрослых.

К концу дошкольного периода оказываются полностью сформированными правильное звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы и контекстная речь.

Школьный период

Его продолжительность с 7 до 17 лет. Отличительная особенность – сознательное усвоение речи. Происходит овладение навыком звукового анализа, усвоение грамматических правил родного языка. роль отводится письменной речи. Ребенок учится сознательно использовать приобретенные речевые навыки.

Закономерности нормального речевого развития по А. Н. Гвоздеву

В основе предложенной схемы – особенности появления у детей частей речи и грамматических категорий. А. Н. Гвоздев выделяет два этапа:

  • использование аморфных слов;
  • овладение грамматическими категориями.

Логопеды при построении коррекционной работы опираются на данные закономерности онтогенетического развития речи.

Аморфные слова-корни

А. Н. Гвоздев начинает рассматривать усвоение родной языковой системы с года и 8 мес., когда у малыша уже есть первые слова. Данный этап делится на два подпериода, в каждом из которых имеются свои особенности.

  • Однословный – малыш использует только отдельные слова, которые выступают в качестве предложений. Некоторые из них служат для выражения его желаний, ощущений. В это время он активно использует мимику и жесты. Первые слова не имеют четкой грамматической формы: он использует их в одном звуковом образе в разном контексте («би» − автомобиль, едем и т. д.).

Большую часть составляют имена существительные, звукоподражательные комплексы и лепет. Всего в словаре ребенка в этот период около 29 подобных аморфных слов. Он четко произносит гласные, губно-губные, переднеязычные, заднеязычные, СЬ, ЛЬ. Слоговая структура состоит из одного ударного слога или двух одинаковых.

  • Второй подпериод характеризуется объединением слов в одну фразу, но она аграмматична. Появляются несклоняемые существительные и глаголы в форме повелительного наклонения («пей», «дай» и т. д.). Слоговая структура усложняется: малыш усваивает произношение двусложных слов. Появляется Хь, Ц, Й, иногда он может опустить звук в начале или конце слова. Также малыш осваивает произношение стечения согласных, которые появляются в середине некоторых слов.

В этот возрастной период формируются предпосылки для успешного овладения ребенком составляющих языковой системы. Он начинает употреблять самые простые формы частей речи и звуки с несложными артикуляционными укладами.

Усвоение грамматической структуры предложения

Этот большой период начинается с 1 г. 8 мес. и длится до 6 лет. Ребенок усваивает все грамматические навыки; слоговая структура и звукопроизношения к 5-6 годам оказываются полностью сформированными. Дети активно занимаются словотворчеством. Данное явление обусловлено попытками овладеть нормами родного языка, не зная грамматических правил.

Первый период

Первые формы слов (1 г. 8 мес. – 2 г.). Малыш соединяет 3-4 слова в предложение. Он овладевает навыком согласования существительного в именительном падеже с глаголом, появляются начальные признаки прилагательного подчинения. Сама фразовая речь характеризуется аграмматичностью.

Начинает склонять слова по падежам (именительный, винительный, предложный); добавляет уменьшительно-ласкательные суффиксы; появляются новые наклонения глаголов; часто опускает приставки.

В этот период появляются первые прилагательные, но ребенок их использует без согласования с существительным. Появляются наречия, местоимения (о себе говорит в 3-м лице); частицы. В трехсложных словах ребенок опускает предударный слог, а в четырехсложных слоговая структура чаще всего сохраняется.

Появляются артикуляционные уклады Н, Т, Д. Большая часть стечений согласных замещается одной фонемой.

Второй период

С 2-х лет до 2 г. 6 мес. происходит усвоение окончаний, в состав предложений добавляются союзы. Из распространенных ошибок – замена окончаний и их употребление в рамках одного значения. Появляются суффиксы, дательный, творительный падежи. Начинает склонять глаголы по лицам, временам, но может смешивать род.

Увеличивается количество прилагательных, но при их использовании ребенок нарушает нормы согласования. Форму множественного числа использует только в именительном падеже. Происходит усвоение личных местоимений; наречий, которые используют для сравнения. Появляется больше предлогов и сложных союзов.

В сложных словах чаще всего встречается опускание предударных слогов и приставок. Ребенок часто смешивает в речи схожие фонемы. Стечение согласных остается неусвоенным, но некоторые группы он произносит правильно.

Третий период

От 2,6 мес. до 3-х лет малыш усваивает служебные части речи. Структура предложения усложняется, появляется навык подчинения слов. Но ребенком еще не освоена категория рода. Практически освоены все основные падежные окончания, но в них чаще встречается влияние О. Усваиваются суффиксы, обозначающие увеличение.

Ребенок свободно пользуется всеми формами возвратных глаголов, приставок. Но иногда он их может смешивать. Начинает применять навыки согласования при построении предложений. Появляются формы кратких причастий. Ребенок путает притяжательные местоимения. Верно употребляет предлоги и большую часть союзов.

Редко встречается искажение слоговой структуры, чаще всего в незнакомых словах. Формируются артикуляционные уклады шипящих звуков; усваивается произношение стечения согласных.

Четвертый период

В 3-4 года в детской речи все реже встречаются аграмматичные предложения. Ребенок активно занимается словотворчеством. Окончание -ОВ продолжает влиять на склонение. Возникают затруднения в согласовании прилагательных среднего рода. Появляется сравнительная степень у прилагательных и наречий, частица БЫ. Произносительная сторона сформирована полностью.

Пятый период

Период от 4-х до 6-ти лет характеризуется усвоением практически всех грамматических форм частей речи. Ребенок испытывает затруднения в составлении предложений со словом «который».

Границы всех перечисленных этапов – примерные, все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от условий речевой среды, в которой он растет. Благодаря знанию этапов онтогенетического развития речи можно определить, как идет процесс усвоения компонентов языка. Учитывая онтогенетические, психические особенности, логопеды составляют коррекционную работу.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logopediya/razvitie-rechi-v-ontogeneze/

Диспросодия

Онтогенез просодики

Диспросодия ‒ это расстройство интонационных, ритмических, мелодических характеристик речевой продукции. При нарушении просодических компонентов речь становится монотонной, гипофоничной, аритмичной, лишенной эмоциональной окраски и выразительности.

Диспросодия присутствует в клинике дизартрии, ринолалии, темпо-ритмических расстройств, болезни Паркинсона, синдрома иностранного акцента. Диагностическая тактика предполагает проведение неврологического, психолого-психиатрического, логопедического обследования.

Лечение проводится медикаментозными, психотерапевтическими, физиотерапевтическими средствами. Дополнительно необходима речевая терапия.

Данный языковой феномен может иметь нейрогенное и психогенное происхождение. Нейрогенный синдром иностранного акцента (СИА) встречается у пациентов, перенесших инсульт или ЧМТ, страдающих рассеянным склерозом, опухолями головного мозга. Психогенное расстройство чаще связано с шизофренией, аутизмом, маниакально-депрессивным психозом, истерией.

Клинические проявления диспросодии в этих случаях характеризуются появлением в речи пациента иноязычного акцента. Звуки приобретают фонетические признаки другого диалекта.

Изменяется речевая интонация, по-другому распределяются ударения в словах и логические паузы в предложениях. В голосе исчезают модуляции, появляется монотонность.

При этом отсутствуют проблемы артикуляции, речь в целом остается понятной, семантически правильной и связной.

Дизартрия

Дизартрические нарушения представлены сложным симптомокомплексом, в структуру которого входят произносительные трудности, фонетические нарушения голоса. Просодические характеристики голоса в различной степени меняются при всех формах дизартрии: стертой, бульбарной и псевдобульбрной, экстрапирамидной, мозжечковой.

Признаки диспросодии у детей с дизартрией заметны уже в раннем возрасте: ые реакции не дифференцированы, отсутствует интонационная выразительность гуления и лепета.

С развитием фразовой речи просодические нарушения становятся особенно заметными. Речь дизартрика маловыразительная, монотонная, темп замедлен, воспроизведение ритма нарушено.

Отсутствуют или недостаточно развиты звуковые модуляции, отмечается ринофония, «затухание» голоса к концу фразу.

Для мозжечковой дизартрии патогномонична речевая дизритмия. Она выражается в скандированности высказываний, появлении лишних пауз, нарушении мелодики, колебаний силы голоса. Отмечается ринофония, ое дрожание, дефекты озвончения и смягчения – все это делает речь невнятной, напряженной.

Диспросодия

Ринолалия

Главной причиной диспросодии при открытой ринолалии служат анатомические дефекты артикуляционных органов (расщелины неба и верхней губы), обусловливающие утечку воздуха.

Голос лишается звонкости, становится приглушенным, сдавленным, слабомодулированным с назальным оттенком. Затрудняется изменение высоты тона, управление мелодико-интонационными средствами высказывания.

Страдает выразительность и внятность речи.

При закрытой форме ринолалии патологические изменения в носовой полости (аденоиды, гипертрофия слизистой, искривление носовой перегородки), напротив, делают ее непроходимой для воздушного потока. В этом случае также страдает тембр, высота и сила голоса, однако отмечается пониженный носовой резонанс. Типично искажение носовых фонем, глухость тона, появление неестественных интонаций в голосе.

Нарушение темпа речи

Замедление или ускорение темпа, речевая дизритмия меняют просодические характеристики речи в целом. Диспросодия характерна для следующих темпо-ритмический нарушений:

  • Брадилалия. Отмечается растягивание слов, необоснованное увеличение пауз, скандированность произнесения. Диспросодии способствует фиксация голоса на одной высоте, отсутствию интонационной выразительности и плавности высказывания.
  • Тахилалия. При тахифразии слова произносятся в быстром темпе, практически без пауз, как бы на одном дыхании. Отсутствие логических остановок, смысловых акцентов, мелодических интонаций делает речь неразборчивой. Тахилалия может протекать с явлениями заикания, дизартрическим компонентом.
  • Клаттеринг. Речевой темп ускорен, однако высказывание постоянно прерывается паузами, неуместными восклицаниями, словами-эмболами. Отсутствие плавности речи сочетается с изменением силы голоса: от громких возгласов до тихого бормотания.

Заикание

Диспросодия при заикании обусловлена дезорганизацией темпо-ритмического рисунка высказывания. Заикающиеся стараются говорить быстро, чтобы успеть закончить фразу между речевыми судорогами. Однако очередной спазм мышц артикуляционного или ого аппарата прерывает упорядоченный речевой поток – возникают судорожные запинки.

Нарушение речевой плавности усугубляется неправильным дыханием с неравномерным использованием воздуха. Страдает музыкальность речи: отсутствует контроль паузирования, гармония мелодики, эмоциональная окраска. Усилению диспросодии также способствуют формирующиеся со временем ые зажимы и логофобия.

Алалия

У детей с моторной алалией нарушены все компоненты экспрессивного высказывания.

Лексический запас беден, в большом количестве присутствуют аграмматизмы, формирование фразы запаздывает, в связной речи используются жесты или звукоподражания.

Диспросодия проявляется замедленностью речевого потока, неверной расстановкой логических ударений, несформированностью чувства ритма. Отмечается монотонность, фрагментарность, невыразительность речи.

При эфферентной моторной афазии расстраиваются «кинетические двигательные мелодии».

Распадается ритмическая структура слова, наблюдаются многочисленные застревания на предыдущих речевых фрагментах (персеверации).

Существенно страдает мелодико-интонационная сторона: произношение становится отрывистым, «рваным», послоговым, замедленным. Диспросодия усугубляется при сочетании эфферентной моторной афазии с дизартрией.

Нарушения голоса

При различных ых расстройствах (дисфонии, фонастения) фонация становится шепотной, сдавленной, напряженной. Голос глухой, срывающийся, сиплый, быстро затухающий. Диспросодия выражается в потере мелодичности, интонационной выразительности, эмоциональности речи. Нарушениям голоса также свойственны субъективные ощущения: боль и першение в горле, ое утомление, ощущение комка.

Болезнь Паркинсона

Голосо-речевые расстройства развиваются у большинства пациентов с болезнью Паркинсона, нередко они возникают уже в дебюте заболевания. Постепенно изменяется голос: появляется осиплость, хрипотца, дрожание, гипофония. Возникают артикуляционные трудности.

Присоединяется диспросодия – речь замедляется, становится приглушенной, маломодулированной, утрачивает плавность и эмоциональную окраску. Типичны палилалии (аутоэхолалии). Подобные речевые нарушения, возникающие при БП, расцениваются в логопедии как гипокинетическая дизартрия. Аналогичные изменения характерны и для вторичного паркинсонизма.

Нарушения слуха

Диспросодия при тугоухости имеет стойкий и выраженный характер. Из-за отсутствия полноценного слухового контроля для слабослышащих пациентов затруднительно как восприятие, так и воспроизведение интонации, изменение высоты и силы голоса.

Их голос звучит тускло, монотонно, невыразительно. Представляет трудность произношение вопросительного и побудительного высказывания.

Произносительная сторона речи характеризуется оглушением звонких звуков, множественными заменами и смешениями звуков, нарушением слоговой схемы слова.

Редкие причины

Значительно реже диспросодия может быть этиологически связана со следующими состояниями:

Диагностика

Оценка состояния просодических компонентов речи осуществляется логопедом, выявление основной патологии – узкими медицинскими специалистами: неврологом, оториноларингологом, психиатром. Обследование больного с диспросодией включает следующие диагностические блоки:

  • Неврологическая диагностика. Нейровизуализация необходима для обнаружения органических изменений церебральных структур. Выполняется МРТ головного мозга, Эхо-ЭГ, ПЭТ-КТ. С целью определения электрической активности нейронов и нервно-мышечной передачи производится электроэнцефалография, электронейромиография.
  • Исследование ЛОР-органов. Показано для выявления нарушений слуха, изменений ых складок, непроходимости носовой полости, небных расщелин как причины диспросодии. Эндоскопические исследования включают видеоларингостробоскопию, отоскопию, эндоскопию носа. Для оценки функции ЛОР-органов осуществляется регистрация аудиограммы, электроглоттографии, электромиографии гортани.
  • Психодиагностика. Направлена на изучение психической деятельности пациента, дифференциальную диагностику патопсихологических синдромов. Используются специальные опросники, тесты, шкалы, проводятся беседы, наблюдение, эксперименты.
  • Исследование устной речи. Логопедическое обследование при диспросодии предполагает анализ различных компонентов, составляющих просодическую организацию речи. Производится изучение восприятия и воспроизведения ритма, интонации, ых модуляций, логических ударений, речевого темпа и пр. Для обследования подбирается речевой материал, соответствующий возрасту. При отдельных нозологиях исследуется звукопроизношение, фонематические процессы, владение лексико-грамматическими категориями.

Электроэнцефалография

Медицинская реабилитация

Коррекция диспросодии складывается из проведения медицинской и речевой реабилитации. Конкретное содержание и продолжительность каждого этапа определяется основным заболеванием. В большинстве случаев терапевтический курс включают следующие общие направления:

  • Фармакотерапия. Является основным методом терапии острых и хронических патологий ЦНС, психических заболеваний. Медикаментозное лечение назначается для минимизации повреждений церебральных структур, замедления прогредиентного течения патологических процессов, создания благоприятных условий для восстановительной работы. С учетом основной нозологии может включать прием ноотропов, антиконвульсантов, дофаминергических средств, антидепрессантов, нейролептиков и др.
  • Психотерапия. Требуется при наличии у пациентов с диспросодией депрессии, вторичных психических наслоений, поведенческих расстройств. В лечебные курсы включают когнитивно-поведенческую терапию, обучение методам релаксации, аутотренинги, игровую терапию.
  • Физиотерапия. Нормализации иннервации и мышечного тонуса способствует массаж (общий, ШВЗ), иглорефлексотерапия. Благоприятным действием на центральные и периферические органы речи обладают электрофорез, электростимуляция речевой мускулатуры, магнитотерапия, амплипульстерапия и др.

В ряде случаев для устранения органической основы диспросодии требуется хирургическая помощь: хейлопластика и уранопластика (при лицевых расщелинах), аденотомия и полипотомия (при рзрастаниях в носоглотке). При тугоухости показано слухопротезирование.

Речевая терапия

План логопедических занятий при диспросодии составляется после выявления ведущего речевого дефекта и его структуры. Работа по нормализации просодических компонентов проводится поэтапно:

  1. Подготовительные мероприятия: развитие речевого дыхания (дыхательная гимнастика), активизация артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, электростимуляция VocaStim), выработка фонационных кинестезий (вокальные и ортофонические упражнения).
  2. Коррекция диспросодии: воспроизведение ритма, интонации, ударения, изменения голоса по силе и высоте;
  3. Автоматизация навыков: выполнение тренировочных упражнений на основе дидактического материала, закрепление умений в свободной речи.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/symptom/speech/dysprosody

О вашем здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: