Оперативное научение

Содержание
  1. Оперантное научение в психологии
  2. Оперантное научение Б.Ф. Скиннера
  3. Примеры и формы оперантного научения
  4. Что такое оперантное обусловливание и научение, как ими управлять и чего можно добиться
  5. Способ формирования
  6. Примеры основ научения
  7. Имеющиеся компоненты оперантного научения
  8. Формы научения
  9. Голодный голубь
  10. Оперантное обусловливание: основные положения. Беррес Фредерик Скиннер
  11. Что такое оперант?
  12. Как возникло понятие «оперантное обусловливание»? Кто ввел этот термин?
  13. Кем был Беррес Фредерик Скиннер?
  14. Востребовано ли это?
  15. Что же это такое? Определение
  16. Что понимается под научением?
  17. Общая схема оперантного анализа
  18. Что понимается под оперантом в теории Скиннера?
  19. Что такое контингенция? Что понимается под условием?
  20. О видах обусловливания и формах научения
  21. Имеет ли отношение обусловливание к приучению?
  22. Оперантное обусловливание Скиннера как технология формирования личности
  23. Скиннер и критика традиционной психологии
  24. Предпосылки оперантного поведения
  25. Теория оперантного поведения
  26. Критика Скиннера и его научный вклад в развитие психологии

Оперантное научение в психологии

Оперативное научение

Определение 1

Оперантное научение – это вид научения, которое происходит на основе подкрепления реакций, относящихся к типу оперантов.

Данный вид научения описали американские ученые-психологи Б. Скиннер и Э. Торндайк. Они считали, что подкрепления результатов упражнений необходимо внести в схему научения.

Основу оперантного научения составляет схема «ситуация-реакция-подкрепление». В качестве первого звена Э. Торндайк в схему научения вводит проблемную ситуацию. Выход из этой ситуации сопровождался пробами и ошибками, которые могли привести к случайному успеху.

Закономерности решения проблемных ситуаций Торндайк первоначально изучал на животных, а позднее на маленьких детях. Анализируя сложное спонтанное поведение животных в поисках выхода, определить стимул на определенную реакцию было сложно.

Постепенно у животных стали наблюдаться реакции, ведущие к цели.

Торндайк вывел формулу для всех типов поведения, как животных, так и человека – «пробы, ошибки и случайный успех» и высказал предположение, что данный процесс определяют три закона поведения:

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.
  • готовность, определяемая навыком в организме нужного состояния, которое будет толкать к активности, например, чувство голода;
  • упражнения (повторение) – часто совершаемое действие чаще выбирается в последствии;
  • эффект (подкрепление) дает чаще повторяемое действие.

Что касается проблем школьного обучения, то Торндайк определяет их как искусство создавать и задерживать стимулы. Это необходимо для того, чтобы предотвратить или, наоборот, вызвать какие-либо реакции.

Замечание 1

Стимулами для ребенка могут быть слово, фраза, взгляд, обращенные к нему, а ответной реакцией будет состояние ученика, его действия, мысли и чувства.

Активность организма при оперантном научении очень большая и контролируется результатами. В общем, получается, что если действия привели к положительному и позитивному результату и успех достигнут, то эти действия будут закрепляться и повторяться.

На основании собственного опыта, ребенок имеет разнообразные интересы, и задача учителя заключается в том, чтобы среди них увидеть «хорошие» для дальнейшего их развития. Для того чтобы направить интересы ребенка в нужное русло учителю необходимо связать выполняемую работу с чем-то важным для ребенка, например, с его статусом в классе.

Также можно использовать механизм подражания, когда учитель, влюбленный в свой предмет передает эту любовь своим ученикам, заинтересовывает их своим предметом.

Ещё один путь учителя к ученику – это сообщать ему такую информацию, которая вызовет интерес к предмету.

Если говорить в целом, то опыты Торндайка с лабиринтом являются упрощенной моделью окружающей среды. В какой-то мере лабиринтная методика действительно моделирует отношения организма и среды, но односторонне и очень ограниченно, поэтому переносить открытые закономерности на социальное поведение человека довольно трудно.

Оперантное научение Б.Ф. Скиннера

В психологии существует много интересных теорий и методик. Такие методики, как оперантное научение оказывают помощь семье, оказывают влияние на успеваемость детей, повышают самооценку и др.

Замечание 2

Суть оперантного научения заключается в установке ассоциативной связи между поведением и следствием этого поведения.

Научение – это своеобразный метод обучения, требующий конкретного действия. Часто оперантное научение называют методом Скиннера, который был убежден, что любое поведение мыслями или мотивацией объяснить невозможно.

Скиннер использовал термин оперантный для описания любого поведения, говоря другими словами, Скиннер объяснил на примере научения, как люди приобретают привычки и модель поведения в повседневной жизни.

Рисунок 1. Оперантное научение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Теория оперантного научения Скиннера включает следующие положения:

  • На основе реакций вырабатываются классические условные рефлексы, а на основе оперантов вырабатываются инструментальные рефлексы. Условный рефлекс вырабатывается в результате образования ассоциации между безусловным и нейтральным раздражителями. Инструментальный рефлекс образуется между определенным поведением и его последствиями;
  • Только при наличии подкрепления возможно любое научение. Скиннер, исходя из закона эффекта Торндайка, определил подкрепление, убрав из него субъективное понятие, связанное с состоянием удовлетворения. Любое событие, сочетающееся с каким-либо видом поведения, Скиннер понимает как подкрепление. Например, для голодного животного в его ящике подача пищи будет подкреплением;
  • Любое поведение можно создать подкреплением – на основании этого положения ученый разработал способ формирования поведения через последовательные приближения. Суть его заключается в том, что путь от исходного поведения до конечной реакции, разбивается на несколько этапов. Каждый из этапов необходимо систематически подкреплять, приближаясь к нужной форме поведения;
  • Поведение человека и животного зависит от внешней среды и системы внешних подкрепляющих факторов. Человек только думает, что свободен в выборе поведения и что сам решает свою судьбу, но, на самом деле он похож на животное, помещенное в ящик Скиннера. В повседневной жизни можно увидеть множество примеров оперантного научения с перспективой награды и использование этого научения с целью отучить человека от нежелательной привычки наказанием или лишением желаемого.

Выделяется два вида подпитки:

  1. позитивное подкрепление используется для поощрения нужной модели поведения;
  2. негативное подкрепление – это действия, не несущие в себе удовольствие.

Наказание используется при необходимости прекратить нежелательную модель поведения. Выделяется два вида наказаний – позитивное и негативное.

Примеры и формы оперантного научения

Примерами оперантного научения являются катание на доске, игра на музыкальном инструменте, метание дротиков – это образцы оперантной реакции. Эти реакции самостоятельно приобретены, поэтому для них стимул, который можно было бы распознать, существовать не может.

Рассуждать о возникновении оперантного метода поведения бессмысленно, и Скиннер этого не отрицал.

Стимулы или внутренне причины, ответственные за их появление не могут быть известны, а это значит, что возникают они спонтанно.

В случае благоприятного отражения последствий на организме, вероятность их повторения будет сильнее, это значит, что последствия подпитываются, благодаря которому происходит оперантное обусловливание.

Величина стимула позитивного подкрепления воздействует на последующую частоту реакции соответственно.

Теория, таким образом, действует и в обратном направлении – если реакция неблагоприятная и отсутствует подкрепление, то значительно уменьшается вероятность получения операнта.

Являясь следствием, оперантное обусловливание, считал Скиннер, может контролироваться неприятными последствиями. Агрессивное или негативное последствие может ослабить поведение, и оно же усиливает поведение, которое их устраняет.

Научение можно рассматривать как форму обучения.

Встречается оперантный метод поведения в каждой семье и с самого раннего детства – это плач. Когда маленький ребенок плачет, возникает моментальная реакция родителей, что является выражением внимания и других подкреплений.

Подкрепляющим фактором для плачущего ребенка будет внимание родителей. Однако учитывать надо и то, что плач может быть не всегда следствием боли, а просто желанием внимания.

Интересным примером являются дрессировки животных в цирке, когда их побуждают совершать какие-либо действия и затем угощают небольшим кусочком пищи, чаще всего кусочком сахара.

Когда животное освоило действие, его побуждают совершить новое и, если это новое действие животное не осваивает, то остается без лакомства.

Поэтому каждая новая попытка будет продолжаться до достижения цели. Поведение, при необходимом порядке подпитки, поддается контролю и управлению.

Замечание 3

Проведя многочисленные эксперименты, Скиннер утверждал, что научения одинаково закономерны и для людей, и для животных.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/operantnoe_nauchenie_v_psihologii/

Что такое оперантное обусловливание и научение, как ими управлять и чего можно добиться

Оперативное научение

В психологии существует масса очень интересных теорий и методик. На первый взгляд, это всего лишь часть работы психоаналитиков. Но именно такие методики, как оперантное научение или оперантное обусловливание, помогают многим людям: спасают семьи, влияют на успеваемость детей, на повышение самооценки и т. д.

Оперантное научение – это неестественный путь возникновения условных рефлексов, заключается он в подпитке спонтанно появившейся реакции у определённого субъекта, но не стимула, это происходит благодаря последствиям: подкрепления (увеличение) либо наказания (уменьшение).

Способ формирования

Оперантное обусловливание имеет способность формировать поведение, в случаи, когда подпитываемые действия постепенно меняются, плавно превращаясь к исполнению, что мы хотим видеть в итоге.

Научение имеет в себе целую систему наказаний и особых поощрений, целью которых является усилить либо ограничить выбранный тип поведения.

Суть оперантного научения – это установка ассоциативной связи между основным поведением и следствием того самого поведения. Научение можно отнести к своеобразному методу обучения, только этот способ требует конкретного действия.

Нередко оперантное научение называют методом Скиннера – в честь Бихевиориста Фредерика Скиннера. Скиннер был убеждён в том, что объяснить любое поведение мыслями или мотивацией – невозможно.

По этой причине он пробовал обращать внимание на причины внешнего характера которые влияют на поведение людей.

Такой термин, как «оперантный», Скиннер использовал как описание любого поведения, которое можно отнести к влиянию внешних факторов, выливших в определённые последствия. Проще говоря, Скиннер на примере научения объяснил нам, как люди приобретают привычки и модель поведения которые используются ежедневно.

Примеры основ научения

Если только задуматься, примеров оперантного научения (оперантное обусловливание) в повседневной жизни встречаются очень часто: школьники, что делают заданные домой упражнения, взамен на это получат награду от родителей; сотрудники, которые при достижении заданной нормы получат повышение зарплаты или служебное продвижение. Это лишь те примеры, что показывают на перспективу награды в случае выполнения задания, но научения можно использовать и для того, чтобы отучить человека от привычки наказанием либо лишением желаемого.

К примеру, школьников можно отучить разговору на уроках, нужно просто лишить их возможности развлекаться на ожидаемой перемене.

Имеющиеся компоненты оперантного научения

Подпитка либо же подкрепление – это неопределённое действие, что способно повлиять на развитие необходимой модели поведения.

Всего существует 2 вида подпитки:

  1. Позитивное оперантное обусловливание – вознаграждение, его используют для того, чтобы поощрить необходимую модель поведения: к примеру, это может быть похвала или желаемая награда;
  2. Негативное оперантное обусловливание – действия или результаты не приносящие удовольствия, что прекращаются для поощрения при достигнутом поведении.

И первый и второй вид подкрепления используют для поощрения той модели поведения, которой вы добиваетесь. Наказание используется для тех случаев, когда необходимо прекратить нежелательную модель поведения.

Всего можно выделить 2 вида наказаний:

  1. Позитивное наказание – в этом случаи используют нежелательное действие, для того чтобы снизить последующую реакцию;
  2. Негативное наказание – прекращение не желаемого действия, чтобы ослабить реакцию за ним. Оба вида используют для снижения нежелательной модели поведения.

Оперантное обусловливание, поведение (поведение которое было вызвано научением) можно определить особыми событиями, что обычно следуют за реакцией. Таким образом, за определённым поведением идёт следствие, и образование того самого следствия заменяет тенденцию организма отражаться данным поведением в дальнейшем.

Как пример, можно рассмотреть катание на доске, метание дротиков, игру на фортепиано или написание своего же имени – это считается образцами оперантной реакции, результаты, которые возможно контролировать, следующем за поведением. Это самостоятельно приобретённые реакции, для них не может существовать стимул, который мы могли бы распознать.

Скиннер не отрицал, что рассуждать о возникновении оперантный метод поведения – бессмысленно. Ведь нам не могут быть известны стимулы или внутренние причины, что ответственны за появление его. То есть, оно возникло спонтанно.

В случаях, когда последствия благоприятно отражаются на организме, вероятность повторения в дальнейшем операнта будет усиливаться. Когда это происходит – любые последствия подпитываются, и оперантное обусловливание, получены благодаря подкреплению – обусловливаются.

Величина стимула позитивного подкрепления определяется соответственно воздействию на последующую частоту реакции, что ранее ему предшествовали.

Таким образом, теория действует и противоположно, в случаи, когда реакция неблагоприятно и не имеет подкрепления, вероятность получения операнта значительно уменьшается.

Формы научения

Скиннер уверял, что, как следствие, оперантное обусловливание может контролироваться неприятными последствиями.

Как правило, негативное либо агрессивное последствие способно ослабить поведение, что порождало их, кроме этого, оно усиливает поведение, которое устраняет их. Мы уже говорили о том, что научение можно рассматривать как определённую форму обучения.

Он основан связью раздражитель – реакция – подкрепление, благодаря которому поведение формируется и поддерживается в силу определённых последствий.

Оперантный метод поведение присутствует с самого детства и встречается она практически в каждой семье – это оперантное обусловливание, научение такому поведению, как плач.

Все мы знакомы с детским плачем, когда те испытывают боль, конечно же, моментальная реакция родителей – выражение внимания и других возможных подкреплений. Внимание и есть тот самый подкрепляющий фактор для ребёнка, с этого можно понять обусловленность реакции плача.

Но, стоит учесть и то, что плач может возникнуть при отсутствии боли.

Несмотря на то, что большинство родителей склонны утверждать, будто они могут различить, плач вызван расстройством или плач вызван желанием внимания, все же многие родители предпочитают упорно подкреплять последнее.

Не менее интересный пример можно рассмотреть на дрессировщиках в цирке, они побуждают совершить определённое действие самых разных зверей, после чего хвалят их и угощают небольшим кусочком пищи. Как только животное освоило новое задание, это животное побуждают совершить новое действие.

Если в итоге дрессировщик не получает необходимого действия от животного, то оно остаётся без лакомства. В результате животное снова и снова делает попытки до тех пор, пока цель не будет достигнута.

Если вы имеете собаку, можно также понаблюдать за её поведением, например, когда она играет мячом, скорее всего, она его будет кусать, прижимать к полу или подкидывать вверх.

В обыденной среде проживания, организм способен не только на то, чтобы отвечали стимулы, но и на воздействие окружению. Но, когда организм сумел совершить новое действие, то дальнейшее проявления этого действия будет зависеть от того, каков был его результат.

То есть, собака станет подкидывать мяч чаще, если его поощрить кусочком мяса либо же другого лакомства.

Любое поведение поддаётся контролю, кроме того им возможно управлять, создав необходимый порядок подпитки. Сканнер очень много экспериментировал на животных утверждая, что научения одинаково закономерны как для животных, так и для людей.

Голодный голубь

На примере Сканнера разберём и последний приём. Голодного голубя сажали в особый ящик. В середине ящика не было ничего, кроме небольшой кнопки и, кормушкой что располагалась под кнопкой.

Голодный голубь, как только попадает в клетку начинает обследовать её, в результате чего находит и клюёт кнопку. Поиск повторяется: птица клюёт кормушку или пол, по итогу снова клюёт кнопку. В течение небольшого отрывка времени птица несколько раз клюёт кнопку.

Затем, включают кормушку, теперь после каждого удара на кнопку, голубь будет получать по зёрнышку. Далее, чем чаще голубь клюёт по кнопке, тем больше еды он получает.

Если птица станет клевать кнопку на высокой частоте, то это можно назвать высоким оперантным уровнем, когда будет клевать её слишком редко, действия будут иметь непосредственно низкий оперантный уровень.

Источник: https://psiho.guru/metodiki/operantnoe-nauchenie-metody-i-rezultaty.html

Оперантное обусловливание: основные положения. Беррес Фредерик Скиннер

Оперативное научение

В психологии немало терминов и понятий, которые не совсем ясны далеким от занятых в этой сфере людям. Подобные выражения звучат достаточно загадочно, и кажется, что за ними скрывается нечто весьма сложное.

Однако на деле все намного проще и за научными терминами обычно стоят простые и известные процессы, явления, которые нередко можно наблюдать в обычной жизни.

Как раз к таким понятиям и относится «оперантное обусловливание».

Что такое оперант?

Термин состоит из сочетания двух слов, первое из которых является ключевым в понимании его значения. Происходит оно от латинского operatio, что означает «действие», «оказываемое влияние».

В таком направлении психологии, как бихевиоризм, термин «оперант» задействуется в качестве антонима понятия «респондент». Им характеризуются типы поведенческих реакций, которые лишены первичных стимульных условий.

Главной особенностью этих поведенческих реакций считается одинаковый способ воздействия на окружающую среду, к которому приводят разные цепи реакций. К примеру, мышь или крыса, помещенные в лабораторный ящик «с кнопкой», вне зависимости от того, что выступит в качестве раздражителя, будут реагировать нажатием на встроенный «рычажок».

Как возникло понятие «оперантное обусловливание»? Кто ввел этот термин?

Хотя ввел этот термин в научный словарь американец, его появлением мир обязан русскому ученому. Впервые это словосочетание для обозначения определенных типов поведенческих реакций использовал Б. Ф. Скиннер, профессор Гарвардского и Миннесотского университетов, психолог, изобретатель и писатель.

Но сделал он это после ознакомления с работами русского ученого. Вдохновил одного из самых известных психологов прошлого столетия И. П. Павлов. Разумеется, своими работами и исследованиями в сфере рефлексов.

Американца чрезвычайно заинтересовало проведенное Павловым исследование, касающееся процессов формирования и выработки условных рефлексов, возникающих при появлении раздражающего фактора или стимулирующего воздействия.

Кем был Беррес Фредерик Скиннер?

Один из наиболее влиятельных и знаменитых на весь мир американских психологов родился в 1904 году, 20 марта. А умер этот человек в 1990 году, 18 августа. То есть он застал все основные проявления достижений технического прогресса и науки, которыми было переполнено прошедшее столетие. На свет он появился в штате Пенсильвания, в городке Саскуэханна.

Скиннер являлся последователем бихевиоризма – направления в психологии, рассматривающего поведение людей и животных как результат их взаимодействия с окружающей действительностью.

Всемирную известность этому ученому принесла теория обусловливания рефлексов. Оперантное обусловливание стало его главным «детищем», делом всей жизни.

В поддержку своей теории Скиннер написал ряд публицистических статей и художественных произведений, в которых рассматривал возможность практического использования разработанной им психологической методики.

Хотя широкой известности эти произведения не получили, благодаря им ученого стали считать одним из праотцов социальной инженерии.

Имя ученого носит лабораторное оборудование, которое имеется практически во всех институтах и даже в кружках для детей. Разумеется, если в них изучается поведение, образование и закрепление рефлексов. Конечно же, речь идет о ящике Скиннера.

Это оборудование представляет собой достаточно просторную коробку или же ящик, в которое помещают наблюдаемое животное, как правило, крысу или мышь. Сам ящик в идеале является непроницаемым для звука и света. Это необходимо для исключения случайных посторонних факторов, способных повлиять на чистоту результатов проводимого исследования.

Внутри ящика располагается одна «кнопка» или же несколько, как правило, их называют рычагами. Технически процесс современных исследования выглядит так:

  • животное «нажимает» на кнопку или рычаг;
  • переключатель это фиксирует и передает на компьютер.

Разумеется, до появления сложной техники за подопытными зверьками велось непосредственное наблюдение. Модель оборудования, разработанная Скиннером, подходит для изучения поведенческих реакций не только у крыс или мышей. В ящик может быть помещено любое животное или же птица.

Востребовано ли это?

Б. Ф. Скиннер развил мысли, изложенные в работах русского ученого, более того, нашел им практическое применение.

Сформулированные ученым теоретические принципы применяются на практике в таких сферах:

  • поведенческая корректирующая терапия;
  • программированное обучение;
  • прикладной анализ поведения.

Методику программированного обучения разработал сам Скиннер. Она была воспринята в научном сообществе с большим энтузиазмом и успешно применяется в различных сферах с середины прошедшего столетия.

Что же это такое? Определение

Оперантное обусловливание в психологии – это особенная цепь реакций, образующая условные, но устойчивые рефлексы. Особенность становления и развития рефлекторных оперантных реакций заключается в том, что образуются они путем подкрепления, а не стимуляции.

Разумеется, такой фактор, как раздражитель, присутствует. Но ему отводится не ключевое значение, а роль первичной причины возникновения поведенческой реакции, то есть в образовании устойчивого рефлекса он не задействуется.

Что понимается под научением?

Оперантное научение – это непосредственно сам образовательный процесс, в ходе которого и вырабатывается или же приобретается рефлекс. Основная смысловая нагрузка в этом термине лежит на слове «научение». То есть его суть в том, чтобы «научить» рефлексу, определенной реакции, типу поведения.

Разумеется, оперантное научение имеет под собой основу, на которой и базируется. В качестве фундамента используется поведение, также называемое оперантным. Это особый тип проявлений реакций, оказывающий влияние на окружающую действительность или же среду.

Управленческий фактор при таком типе реагирования скрыт в последствиях самого поведения. Говоря простыми словами, заинтересованность и мотивация при проявлении оперантного типа поведенческих реакций заключены в наступлении последствий действия, в его результате.

Общая схема оперантного анализа

При использовании метода анализа оперантное обусловливание Скиннера основные положения задействует те же, что и иные научные направления психологии.

В обобщенном виде схема анализа состоит из взаимосвязей между следующими понятиями:

  • оперантное действие;
  • его последствия;
  • предшествующие ему обстоятельства, послужившие первопричиной реакции.

Это стержневые понятия, составляющие оперантное обусловливание Скиннера.

Что понимается под оперантом в теории Скиннера?

Оперантом в этом психологическом направлении называют хаотичное множество или же последовательность действий, которая определяется их непосредственным результатом.

Определение лишь на первый взгляд кажется запутанным, на самом деле его смысл очень прост. Оперант определяется не стимулом, а функционально, то есть теми изменениями, которые следуют за действием. То есть если какой-то поступок привел к приятным для человека, его совершившего, последствиям, он обязательно будет повторен снова.

Последствия, к которым приводит какой-либо поступок, обладающие побудительной силой к его повторению, называются постцедентными воздействиями.

Что такое контингенция? Что понимается под условием?

Этот термин вызывает наибольшие затруднения не только у далеких от психологии людей, но интересующихся ею, но и у студентов.

Этим словом называют взаимосвязи, устанавливающиеся между понятиями, составляющими цепь реакций, характеризующих оперантное обусловливание. Также термин отражает и связь между поведенческими реакциями и внешними факторами, событиями, ситуациями, обстоятельствами. Таким образом, обобщенная схема анализа представляется в виде трехчастной составной контингенции.

Условие в рамках данного психологического направления – это факторы или их сочетания, наличие которых возможно, не вовсе не обязательно. Иными словами, под это понятие попадают все переменные составляющие, входящие в оперантное обусловливание.

О видах обусловливания и формах научения

Концепция оперантного обусловливания содержит две крупные формы, которые принимает процесс образования рефлексов. К ним относятся творческое и инструментальное научения.

Творческое научение подразумевает под собой высокую степень активности разума и отличается от инструментального более сложной методикой подкрепления образующегося рефлекса.

Например, если ребенок блестяще отвечает у доски, а учитель публично и незамедлительно его хвалит – это подкрепление в рамках оперантного творческого обусловливания. Но полученный от родителей билет в кино за хорошую отметку в дневнике – это поощрение, не имеющее к образованию рефлекса прямого отношения.

Инструментальное научение – это простое подкрепление спонтанно произошедшего действия. Другими словами – метод «кнута и пряника». Специфика лишь в том, что поощрение и наказание следуют без промедления, сразу же после совершенного поступка.

Имеет ли отношение обусловливание к приучению?

Теория оперантного обусловливания лежит в основе приучения к чему-либо, воспитания и прививания полезных навыков. Любой воспитательный процесс происходит путем многократного повторения, с сопровождением каждого поступка неизменным подкреплением. Именно так и формируется привычка – как хорошая, так и плохая.

Например, одни дети быстро приучаются к чистке зубов и в течение всей последующей жизни рефлекторно повторяют эту гигиеническую процедуру, не задумываясь о том, нужна она или нет. Другим же приходится постоянно напоминать о необходимости ухода за полостью рта, а повзрослев, они часто забывают о ней.

Почему так происходит? Потому что в первом случае при прививании привычки использовалось оперантное обусловливание. То есть ребенка хвалили или как-то иначе проявляли одобрение, оказывали ему внимание после законченной им чистки зубов. Во втором случае малыш не видел от взрослых никакой реакции на совершенное им действие.

Поэтому оно и не закрепилось, не преобразовалось в условный рефлекс.

Помимо воспитания детей и прививания им определенных навыков, обусловливание рефлексов широко используется в дрессуре. Фактически любая дрессировка животного построена именно на оперантном обусловливании.

К примеру, при обучении домашней собаки команде «сидеть» или любой другой, от нее добиваются выполнения нужного действия, после чего немедленно закрепляют результат похвалой и лакомством.

Таким образом у животного вырабатывается привычка или же образуется условный рефлекс. Услышав определенное сочетание звуков, собака тут же садится, без промедлений или колебаний.

Если же при дрессировке не задействуется оперантное обусловливание рефлексов, то и результат не достигается.

Незаменима данная методика и при необходимости разрушения уже имеющегося приобретенного рефлекса. То есть если требуется избавиться от вредной привычки, каждое воздержание от нежелательного действия следует без промедления закреплять, например, похвалой. Таким образом можно достаточно быстро отучить детей «грызть» карандаши или ручки либо же избавиться от каких-то других вредных привычек.

Источник: https://FB.ru/article/469771/operantnoe-obuslovlivanie-osnovnyie-polojeniya-berres-frederik-skinner

Оперантное обусловливание Скиннера как технология формирования личности

Оперативное научение

20 столетие было богатым на научные открытия в области психологии. Разные направления и подходы исследования человека всячески пытались ответить на вопрос, что собой представляет человечество.

На волне увлечения позитивизмом и поиска точных методов исследования самой популярной психологической концепцией долгое время считался бихевиоризм, который подразумевал идею того, что человек – это всегда творение окружающих обстоятельств, и полностью исключал важность сознания и внутренних особенностей индивида.

Именно в духе бихевиоризма была сформулирована теория оперантного обусловливания американским психологом Берресом Скиннером, который утверждал: человеческое поведение детерминировано и поэтому предсказуемо.

В этой статье мы более подробно рассмотрим самую выдающуюся концепцию Скиннера, которую неоднократно критиковали за манипулирование человеческим поведением, но в тоже время ее сторонники плодотворно использовали ее для внедрения новых черт характера.

Скиннер и критика традиционной психологии

Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) – один из самых известных представителей бихевиоризма, основатель необихевиоризма, а также очень противоречивая фигура в истории американской психологии ХХ столетия.

Перед тем как стать выдающимся психологом, Скиннер мечтал о карьере писателя, но после знакомства с научными работами Павлова и Джона Уотсона он поступил в Гарвард и начал изучать психологию.

Еще будучи студентом психологии в университете, Скиннер вслед за Павловым утверждал, что человек не отличается от других животных, поэтому и анализировать его стоит в тех же научных категориях что и другие живые организмы. Этим своим знаменитым мнением он бунтовал против известной концепции в психологии, согласно которой формирование человека и его поступков – это отражение внутренних переживаний, мыслей, эмоций.

Такими утверждениями о предмете психологии Скиннер остро критиковал популярный тогда психоанализ Фрейда, а также вслед за позитивистским духом в точных и естественных науках он хотел переосмыслить методологию психологии. Разделив психологию на «донаучные» концепции и бихевиористов, Скиннер пытался ее реформировать и сформулировать собственный научный метод, создать новую экспериментальную психологию.

Критикуя психологию, Скиннер пытался доказать: фундаментальная ошибка современной психологии в том, что причины человеческого поведения находятся не внутри человека, а в окружении.

Он утверждал: хотя человечество перестало верить в средневековых духов и бесов, но оно до сих пор пытается описать какие-то метафорические «скрытые силы» сознания, которые нельзя доказать или подтвердить экспериментально.

Эти аргументы против изучения внутреннего мира были обоснованы тем, что люди не имеют доступа к сознанию человека, поэтому психология должна заниматься только наблюдением.

Благодаря численным экспериментам в лаборатории (большое количество которых он проводил на голубях и крысах), а также своему писательскому таланту, сегодня Скиннер считается самым ярким представителем бихевиоризма. Его научный вклад в развитие психологии оказал сильное воздействие на последующие поколения психологов, которые работали в этом же направлении.

Предпосылки оперантного поведения

В психологии Скиннера главный акцент сделан на то, что свой выбор человек совершает под воздействием каких-либо событий в прошлом. Скиннер утверждал: окружающие факторы приводят нас к определенному решению и поступкам.

Центральный источник нашего поведения – не люди сами по себе (их чувства, разум, планы или цели), а их ответная реакция на влияние со стороны окружения.

Чтобы понять, почему мы поступаем именно так, а не иначе, согласно Скиннеру, нужно знать обстоятельства, которые стимулируют нас к действиям.

Именно поэтому окружающий мир формирует из нас тех, кем мы являемся: наши действия зависят от знания, что хорошо, а что плохо, и, хотя мы верим, что это наше внутреннее решение, именно внешняя среда сформировала наше понимание, что такое хорошо, а что плохо. Люди – это результат адаптации каждого человека к внешней среде, в которой он родился.

Согласно философии Скиннера, нет необходимости тратить так много энергии на моральное развитие индивида, ведь «черты характера» – это аккумуляция реакций на определенные внешние условия окружения.

Поэтому результат будет намного лучше, если мы будем больше сил и внимания уделять исследованиям внешней среды и условий, от которых и зависит индивид.

Таким образом, если мы создадим лучшие окружающие условия, мы получим лучших индивидов.

В экспериментальной психологии принято выделять два процесса, ответственных за выработку и закрепление форм реакции на любые потребности:

  • обучение – акцент сделан на форме обучения обучающего;
  • учение, научение – здесь важны условия обучения, которые включают три разных способа воздействия на организм (человека или животного): реактивное поведение, когнитивное научение и оперантное поведение (или научение в результате оперантного обусловливания).

Сегодня теория оперантного поведения – это, пожалуй, самый известный вклад Скиннера в развитие экспериментальной психологии. Скиннер утверждал, что люди – это не больше, чем думающие машины, которые могут изменять свои действия.

Теория оперантного поведения

Согласно теории поведенческой психологии бихевиоризма, внешняя среда – это самый важный фактор формирования навыков, а ключевую роль играют ассоциативные связи, которые организм создает в результате жизненного опыта.

Если Павлов вывел закономерность формирования условных рефлексов, то Скиннер пошел еще дальше: он описал свои научные наблюдения и возможные способы влияния на поведение организма, и назвал их «оперантное обусловливание» (или оперантный бихевиоризм) – процесс формирования ассоциаций между поведением и его последствиями. Согласно Скиннеру, существует три вида поведения человека:

  • безусловно-рефлекторное;
  • условно-рефлекторное;
  • оперантное.

Именно идея оперантного обусловливания состоит в изучении формирования поведения человека. Сначала она была сформулирована по аналогии наблюдения за реакцией животных в лабораторных условиях. Поэтому «обусловливание» – это создание необходимых условий, которые дают возможность управлять человеческим поведением.

Обусловить – это обдуманный пошаговый процесс, который позволяет создать нужные подконтрольные условия, из-за воздействия которых меняется состояние человека, его поведение и реакции на последующие обстоятельства.

«Оперантное» (от слова «операция») означает действие, имеющее воздействие на среду. Поэтому под оперантным обусловливанием Скиннер подразумевал форму обучения, в которой спонтанное поведение воспринимается как желательное.

Главный акцент в оперантном обусловливании Скиннер делал не на реакции человека, а на акции – действии, которое воздействует на человека.

Поэтому принцип оперантного обусловливания можно обозначить тем, что человеческое поведение контролируется его последствиями: позитивный многоразовый опыт в прошлом формирует модель реакции на похожую ситуацию в будущем.

Как пример действия оперантного обусловливания можно представить такую ситуацию:

Джулиан вместе со своей дочерью Энн пошли в кино. Джулиан купил пакетик с разными леденцами. Он протянул пакетик Энн, и та перебрала их все, пока не нашла синий, который тут же вытащила и сунула в рот. Одно из объяснений ее выбора состоит в том, что в результате прошлого опыта она отождествила синий цвет леденца с приятным вкусом.

Развивая свою интерпретацию того, какой должна быть психология, Скиннер пытался доказать, что человеческое поведение всегда зависит от внешней среды: выбрать фильм, открыть дверь в ответ на звонок, держать партнера за руку, когда он просит – все это примеры оперантного поведения.

В свое время Скиннер обосновал закономерности, которые назвал законом оперантного обусловливания и законом субъективной оценки вероятности последствий.

Этим заявлением Скиннер предлагал свое решение современных социальных проблем, создание технологии поведения, которая бы позволяла манипулировать негативным поведением людей и помогала бы создавать положительные реакции.

Он предлагал изменить такие черты как гордость, стремление к власти, агрессия, наполнить людей четким пониманием смысла и целей.

Сегодня оперантное обусловливание рассматривается психологами в двух основных формах:

  1. Инструментальное научение – ему свойственно подкрепление случайного поведения путем наград и наказаний. Воздействие на человека происходит за счет активизации нервной деятельности.
  2. Творческое научение – нацелено на воздействие разума и активизацию творческих способностей в нужном направлении.

Правила эффективного оперантного обусловливания:

  1. Простая инструкция.
  2. Легкое начало.
  3. Позитивный процесс обучения.
  4. Регулярная система подкреплений.
  5. Четкая методичность процесса обучения.

Одна из ключевых идей в концепции Скиннера – это подкрепление или «последовательное наведение на нужную реакцию». Он описывал четыре режима подкрепления в зависимости от необходимой формы реагирования:

  • с постоянным соотношением;
  • с постоянным интервалом;
  • с вариативным соотношением;
  • с вариативным интервалом.

Особенно важным в формировании нужной реакции Скиннер считал использование подкрепляющих стимулов, которые разделил на три типа:

  1. Первичные подкрепления – вода, пища, секс и т. п.
  2. Вторичные (условные) подкрепления – привязанность, внимание, деньги, похвала и т. п. – оказывающие сильное влияние на поведение человека;
  3. Позитивные и негативные подкрепления (аверсивные) и наказания.

Также в оперантном обусловливании выделяют три типа научения:

  • метод проб и ошибок;
  • формирование автоматизированной реакции;
  • подражание путем наблюдения и воспроизведения нужной модели поведения (бывает двух форм – чистое подражание и викарное, то есть повторение с пониманием).

Таким образом, во время оперантного научения человек воздействует на внешнюю среду, и, получая желаемый результат, усиливает вероятность повторного поведения. И также наоборот: если во время воздействия результат был негативным, человек будет стремиться избегать подобного опыта.

Критика Скиннера и его научный вклад в развитие психологии

Несмотря на широкое одобрение научного вклада Скиннера бихевиористами, с его позицией не соглашались многие известные психологи – Эрих Фромм, Ноам Хомский, Стивен Пинкер.

Они критиковали Скиннера за пренебрежение человеческими чувствами, когнитивными способностями и ролью человеческих влечений.

Поэтому «психология» Скиннера для Фромма, например, была наукой о манипулировании поведением человека.

Однако невзирая на острую критику, научные результаты Скиннера также принесли и немало плодов. Ведь не зря в 1972 году Американская ассоциация психологов внесла Скиннера в число самых выдающихся психологов ХХ столетия.

Его идеи и наблюдения многократно подтверждались в разных областях применения, где самыми успешными сферами стали обучение навыкам общения, тренировка навыков уверенности, самоконтроля, а также лечение тревоги, мигрени, артериальной гипертензии и мышечного напряжения.

Кстати, о формировании полезных привычек. Если вы хотите понять как можно эффективно справляться со стрессом, тревогой и страхами, обратите внимание на нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция». С ее помощью за 6 недель можно освоить эффективные способы сохранять ясность ума и справляться с трудными ситуациями на работе, в университете и личных отношениях.

Что же касается оперентного обусловливания Скиннера, то относиться к нему можно по-разному, и это личный выбор каждого. Но все же хочется верить в то, что человек – это не просто животный материал, руководимый лишь реакциями, а осознанное существо, способное всегда и везде опираться на разум, принимать обдуманные решения и действовать самым лучшим образом.

Желаем вам успехов и ждем на наших уроках!

Источник: https://4brain.ru/blog/operantnoe-obuslovlivanie-skinnera/

О вашем здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: