Особенности характера как психического феномена

Содержание
  1. Вопрос ╣ 14 понятие о характере. типы характера. его черты, свойства
  2. Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению по методике К. Томаса
  3. Отношение человека к смерти в различные культурные эпохи
  4. 5. Формирование характера
  5. Особенности характера человека
  6. Взаимосвязь между склонностью к аддиктивному поведению и акцентуациями характера подростков
  7. Характер человека: что это в психологии, черты и их проявление
  8. Пару слов о характерных особенностях
  9. Определение и проявление
  10. О чертах характера
  11. Таблица особенностей
  12. Формирование
  13. Развитие характера
  14. Постановка цели
  15. Планирование действий
  16. Записываем итоги
  17. Про акцентуацию характера
  18. Связь характера и темперамента
  19. Основные виды характера
  20. Мнение Кречмера
  21. По теории Карла Леонгарда
  22. Психические процессы, свойства и состояния человека
  23. Психические процессы
  24. Психические свойства
  25. Психические свойства: темперамент
  26. Психические свойства: характер
  27. Психические свойства: мотивация
  28. Психические свойства: способности
  29. Психические состояния

Вопрос ╣ 14 понятие о характере. типы характера. его черты, свойства

Особенности характера как психического феномена

4

Вопрос № 14

Понятие о характере. Типы характера. Его черты, свойства.

Характер (от греческого – «черта») – отличительный признак, который приобретает человек, живя в обществе.

Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

Нет двух людей с одинаковым характером. Трудности, которые испытывают преподаватели, стремясь изучить характер учеников, обусловлены именно его неповторимостью у каждого.

Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки. Если определенные формы поведения не случайны для данного человека, а постоянно и устойчиво проявляются в типичных обстоятельствах, значит, они характерологичны. Поэтому, зная характер, можно предвидеть поведение человека в определенной ситуации.

Мировоззрение личности составляет стержень характера. Люди без твердых убеждений никогда не могут иметь твердого характера.

Характер тесно связан с темпераментом.Темперамент влияет на форму проявления характера.

От темперамента зависят многие черты характера, такие, как уравновешенность поведения, общительность, легкость или трудность включения в новую деятельность, выражение чувств.

Однако тип темперамента не определяет сущности характера: флегматик может быть деятельным и трудолюбивым, а сангвиник суетливым и бесплодным.

И.П. Павлов рассматривал характер как «сплав» врожденных и приобретенных форм поведения. При этом он подчеркивал решающее значение среды и воспитания в формировании характера.

2. Структура характера

В структуре характера выделяют две группы черт.

Черта характера– это особенности личности, которые систематически проявляются в различных видах ее деятельности и по которым можно судить о ее возможных поступках в определенных условиях.

Группа первая — черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности.

Эти черты характера, или особенности личности, являются моральными качествами и выступают либо добродетелями, либо пороками человека.

Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению по методике К. Томаса

Образовательное учреждение профсоюзов «Академия труда и социальных отношений» Социально-экономический факультет Кафедра социологии и управления социальными процессами Самостоятельная работа по дисциплине «Конфликтология» Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению по методике К. Томаса Работу выполнила: студент 6 курса, 5 группы, «управления персоналом» А.В. Чуланов 2011 …

Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и общего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость и т.д.

Ко второй группеотносятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

4. Черты характера и отношения личности

Характер человека определяется его отношением к:

1. коллективу и отдельным людям;

2. труду и достижению целей;

3. самому себе;

4. вещам и деньгам.

Отношение к коллективуи отдельным лицам (родным, друзьям, малознакомым) обнаруживается в коллективизме, гуманности, чуткости, доброте, отзывчивости, честности, скрытности и т.д. Характер может быть понят и раскрыт только в общении с другими людьми.

Отношение к трудунаходит выражение в таких чертах характера как трудолюбие, добросовестность, аккуратность, инициативность, инертность, небрежность, косность, лень. Отношение к препятствиям в трудовой деятельности проявляется в волевых чертах характера: целеустремленности, выдержке и самообладании, настойчивости и упорстве, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=c1VcChwv__w

Отношение к самому себенаходит выражение в таких чертах характера как скромность, самокритичность, застенчивость, робость, чувство достоинства, гордость, самомнение, честолюбие, уровень притязаний.

Отношение к вещам, деньгам раскрывается в таких чертах характера как аккуратность, неряшливость, расточительность, бережливость, жадность, организованность, честность и других.

Отрицательными чертами характераявляются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем конфликтные ситуации.

Нежелательна и другая крайность в характере человека – недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций и отстаивании взглядов.

Скромность и самокритичность должны сочетаться с чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности.

Отношение человека к смерти в различные культурные эпохи

Министерство образования Российской Федерации Волгоградский государственный технический университет Кафедра истории, культуры и социологии Реферат по культурологии на тему: Отношение к смерти в разных культурных эпохах Выполнил: студент группы АТ-113 Кавтаскин В.И. Руководитель работы: старший преподаватель кафедры истории, культуры и социологии Соловьёва Александра Викторовна Волгоград 2013 …

5. Формирование характера

В формировании характера решающее значение имеют первые 7-8 лет, дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается основа характера человека.

На формирование характера оказывают влияние в первую очередь условия жизни ребенка, та среда, в которой человек, растет (общение со взрослыми и сверстниками, книги, радио, телевидение, обычаи, традиции и пр.).

Очень серьезное влияние на формирование характера оказывают семейные условия, отношения в семье, стиль воспитания ребенка в семье.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок сталкивается с рядом новых и строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

Правила поведения в школе, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.

В школе ребенок у развивается сознание долга и ответственности перед коллективом класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.

На воспитание характера детей влияют личный пример учителя, его поступки, отношение к детям и своей деятельности.

В психологии характера, наряду с понятием «черты характера», «особенности характера», существует и понятие «акцентуации характера».

Особенности характера человека

… характер” . Изучить структурные свойства характера . Изучить типы и черты характера человека . Изучить акцентуации характера личности . Выявить особенности характера человека .

Изучить формирование характера … склонностях и проявляется побуждающая сила свойств характера. Благодаря такой побуждающей силе свойств характера человек …

тип Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным настроением, …

Акцентуация характера– это усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, но граничащие с патологией.

Понятие «акцентуации» впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Им же была разработана и описана известная классификация типов акцентуации личности. В нашей стране получила распространение иная классификация, предложенная известным детским психиатром А. Е. Личко.

Характер многих подростков становится акцентуированным — крайний вариант нормы.

Выделяют 10 основных типов акцентуации.

1. Гипертимность. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике.

2. Застревание. Склонность к «застреванию аффекта≫, к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Сильно одержимы одной идеей.

3. Эмотивность. Аффектно-лабильные (неустойчивые).

Люди, у которых быстро и резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу.

От настроения зависит все — и работоспособность, и самочувствие и т. д.; тонко организована эмоциональная сфера; способны глубоко чувствовать и переживать.

4. Педантичность. Преобладание черт педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли. Бывают периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает.

5. Тревожность. Люди меланхолического склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Застенчивы, пугаются ответственности.

6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как «тревожные», быстро утомляются, снижается творческая активность. При хорошем настроении — как гипертимные.

7. Демонстративное. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду.

Взаимосвязь между склонностью к аддиктивному поведению и акцентуациями характера подростков

  Черты личности подростков, предрасполагающие квозникновению аддиктивного поведения, по сути своей отражают отдельные характеристикиакцентуаций характера.

Независимо от типа акцентуации характера или психопатии со склонностью к аддиктивному поведениюкоррелирует высокие показатели психологической склонности кделинквентности, реакции эмансипации, а также эпилептоидности, истероидности, …

8. Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения.

9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляем, предпочитает одиночество.

10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративное, но там из-за характера, а здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций, т. е. от темперамента).

Наиболее частыми нарушениями поведения в подростковом возрасте, возникающими на фоне акцентуации характера являются делинквентность (противоправное поведение), алкоголизация, токсикомания, наркомания, бродяжничество, суицидальное поведение и др. Поскольку они ситуативно обусловлены, быстрая смена обстановки, как правило, устраняет эти нарушения. Главное — не допустить необратимых изменений и упрочения опасных форм поведения.

Источник: https://forpsy.ru/works/psihologiya/vopros-e-a-i-ponyatie-o-haraktere-tipyi-haraktera-ego-chertyi-svoystva/

Характер человека: что это в психологии, черты и их проявление

Особенности характера как психического феномена

Говоря о таком понятии, многие люди подразумевают реакцию личности на определенное событие или действие окружающих. Но на самом деле, оно имеет более широкий и сложный смысл. О том, что это такое – характер и темперамент человека, я расскажу ниже в статье.

Пару слов о характерных особенностях

Это индивидуальные черты, влияющие на жизнедеятельность, выбор профессии и взаимодействие с людьми. На моей консультации любой желающий может определить свой тип и узнать, как с этим жить дальше. А пока опишу основные пункты.

Определение и проявление

Термин характер в психологии означает комплекс личностных качеств. Они складываются в период взросления и проявляются во всех областях жизнедеятельности как личной, так и общественной. В итоге формируется устойчивое поведение человека в конкретных ситуациях. Звучит довольно просто.

Но на деле выясняется, что не все такие проявления можно считать постоянными характеристиками. Ярким примером этого является то, когда индивид пребывает в длительном стрессовом состоянии. Он до того напряжен и утомлен, что невольно может нагрубить или стать вспыльчивым и несдержанным. Но это не означает, что он всегда такой.

Только регулярное выражение грубости может свидетельствовать о подобной черте.

Поэтому добавим, что «фундамент» закладывает нервная деятельность, а точнее, ее вид, а динамику – окружающая среда. Известно огромное множество трудных для восприятия разъяснений этого понятия. Но если говорить кратко о том, что такое характер человека, то определения будут звучать так:

  • совокупность устойчивого поведения, влияющая на формирование типа индивидуума;
  • метод адаптации личности к социуму, граница между его внутренним и внешним мирами, где он и живет;
  • четко представленная система реакций на раздражители.

Нельзя говорить о полностью сформированном нраве, пока индивид растет и развивается. Создание его поведенческих особенностей зависит от его образа жизни.

Под этим понимается не только физическая сфера, но и духовная: мысли, переживания, чувства. Подобная человеческая система – это сложное переплетение общественного влияния и направленности.

В него входят потребности, убеждения и взгляды на мир и интересы.

О чертах характера

Чаще всего поведение складывается под воздействием социальных подгрупп, куда входит личность. К ним относится семья, дружеская компания, коллективы на работе или учебе.

От того, кому из них отдается предпочтение, зависит развитие конкретных свойств. Большую роль в этом будет играть и положение индивидуума, уровень его взаимодействия с группой.

Выделяется несколько общих категорий нрава, основанных на отношении к определенным сторонам окружающей среды.

Таблица особенностей

КатегорияПоложительныеОтрицательныеК другим людямПри стремлении к общению развиваются такие качества, как уважение, коммуникабельность, открытость, доброта, отзывчивость.

Когда существует потребность в ограничении себя от других, проявляется замкнутость, бездушность, сдержанность, презрение.К своим достижениям и деятельностиТрудолюбие, творческие подход, целеустремленность, добросовестность, ответственность, настойчивость.

Леность, безответственность, небрежность, пассивность.К себеНа первый план выступают такие свойства, как чувство собственного достоинства, уверенность, гордость (в положительном ключе), скромность, самокритичность.

Эгоистичность, заносчивость, излишняя обидчивость, низкая самооценка, наглость, тщеславие.К вещамБережливость, аккуратность, опрятность.Неряшливость, небрежность.

Формирование

Характер складывается под влиянием семьи, друзей и знакомых, а также коллектива на службе или в образовательных учреждениях. Самое первое воздействие исходит из семейного круга – от родителей. Именно здесь закладывается «фундамент» для будущего развития ребенка. В течение жизнедеятельности склад ума и нрав меняются.

К факторам присоединяются также жизненные обстоятельства, создание системы ценностей и взглядов, образ жизни.

Индивидуальные черты – это характеристики, определяющие поведение человека в конкретных ситуациях. Психологами было выделено несколько классификаций. Одну из них я уже описала в приведенной ранее таблице. Пора познакомиться со второй.

Ее связывают с психическими проявлениями и выделяют такие качества, как:

  • Волевые – целеустремленность, упорство, независимость, активность, самообладание, решительность.
  • Эмоциональные – стремительность, вспыльчивость, равнодушие, чуткость, чувствительность.
  • Интеллектуальные – догадливость, смекалка, интерес ко всему новому, вдумчивость.

Развитие характера

Изначально персональные свойства складываются исходя из семейных ценностей, вероисповедания и национальности. Это очевидная вещь, ни для кого не являющаяся секретом.

Другой вопрос: что делать взрослому, особенность которого уже сложилась, но проявляемые черты не удовлетворяют внутренние принципы? Начать усиленную работу над собой. Для начала следует заняться самоанализом и выявить, какое качество больше всего мешает в жизни. Это довольно важный пункт.

Например, ленивый человек не хочет заниматься саморазвитием, спортом или даже работать. Но если копнуть глубже, может выясниться, что им руководят опасения перед трудностями.

Постановка цели

В борьбе с негативными характеристиками отлично помогает сила воли. Она есть у каждого, просто нужно задать ей правильное направление, а для этого – определить конкретное намерение с выгодным результатом. Выбрать можно любое дело, требующее регулярных усилий. Это может быть небольшое стремление. Допустим, прочтение книги. Или более глобальное – изучение иностранного языка.

Планирование действий

Теперь составляем план. Помните, что отступать от него нельзя. Раз уж вы решили справиться с задачей, нужно доводить это до конца. Задайте себе цель учить по 15 новых слов в день или читать по 3 главы.

Записываем итоги

Этот момент важен потому, что перед глазами всегда будут маячить достижения, что придаст стимул действовать дальше. Можно оформить таблицу и ежедневно фиксировать собственные успехи. Интересен еще один метод: выберите на карте два любых города. И при выполнении плана ставьте пунктик по направлению из одного в другой. А при поражении, возвращайтесь на точку назад.

Про акцентуацию характера

Это крайняя версия клинической нормы, когда конкретные качества человека выражены более ярко. Это порождает выборочную уязвимость к одним психогенным раздражителям и воздействиям и поразительную устойчивость к другим. Такое определение выглядит довольно сложным для восприятия. Но на самом деле все просто.

Само слово обозначает сильно выраженный акцент на определенном свойстве. То есть, одни характеристики у индивида развиты превосходно, но это вызывает некую ущемленность по отношению к другим. Все это приводит к дисгармонии личности. Причиной акцентуации может стать наследственность, воспитание ребенка.

К последнему фактору относятся:

  • излишняя опека;
  • потворство;
  • эмоциональное отвержение;
  • условия «культа болезни»;
  • жестокость или противоречие.

В любом случае об этом принято говорить, как о негативном явлении, так как оно связано с проблемными свойствами.

Связь характера и темперамента

Часто эти два термина отождествляют, считая, что они несут одинаковый смысл. И в определенной степени это так. Оба понятия означают комплекс душевных и психических качеств, выражающих уровень возбудимости человека и его отношение к социуму и самому себе.

Однако первое из них формируется под влиянием окружающей среды, тогда как второе присваивается с рождения. От темпераментных характеристик зависит развитие отдельных особенностей индивида.

Конкретные из них могут способствовать и препятствовать появлению определенных черт.

Так, флегматики, отличающиеся размеренностью и медлительностью, вряд ли станут проявлять вспыльчивость или раздражительность.

Четыре взгляда на связь характера и темперамента:

  • Отождествление – оба понятия равны по смыслу.
  • Противопоставление – подчеркивается кардинальная разница.
  • Признание темпераментных свойств частью нрава.
  • Они же являются фундаментом для развития поведенческой системы личности.

Но даже несмотря на то, что научные точки зрения сильно различаются, нельзя отрицать их зависимость от физиологии человека, а точнее – от особенностей нервной системы. Отмечу, что темперамент связан с ней гораздо больше, из чего напрашивается вывод, что он все же является «базой».

Именно он воздействует на становление таких черт, как рациональное восприятие ситуаций, уравновешенность, спокойствие. Но это предопределяющий аспект при формировании системы поведения. Ведь при одних и тех же темпераментных свойствах могут развиваться кардинально противоположные нравы.

Основные виды характера

В научном мире существуют теории о том, что поведенческие характеристики человека делятся на несколько типов. Расскажу о самых распространенных из них.

Мнение Кречмера

Согласно взглядам известного немецкого психолога, все разделяются на три группы. Основным фактором для их распределения являются физиологические данные:

  • Астеники. Они имеют худощавое телосложение, слабую грудную клетку и длинные утонченные руки и ноги. Часто у таких личностей плохо развита мускулатура. К ним приписывают шизотимический вид нрава: они замкнуты, упрямы и довольно плохо адаптируются к любым новшествам.
  • Атлетики. Крепкие, атлетического телосложения люди с иксотимическим типом – спокойные, практичные, сдержанные и властные.
  • Пикники. Это плотные индивиды, часто страдающие от лишнего веса. Голова у них большого размера, шея короткая, а лицо с мелкими чертами. Они общительны, эмоциональны и выделяются быстрой адаптацией к изменениям в окружающей среде.

По теории Карла Леонгарда

Немецкий психиатр, занимаясь исследованием способов анализа личности, разработал собственную классификацию акцентуированных характеров:

  • Демонстративный. Ему присущи активность, подвижность, артистизм и простота в общении и установке контакта. Такой человек желает всегда быть в центре внимания и делает для этого все: фантазирует, притворствует и даже лжет. Хотя он склонен забывать то, о чем он не хочет знать. Поэтому обманывает он с честным лицом и в момент разговора, в большинстве случаев, уверен, что говорит правду.
  • Педантичный. Характеризуется пунктуальностью, скрупулезностью, добросовестностью. Индивид редко вступает в конфликты и тяжело переживает неприятные ситуации. Однако это хороший работник, так как он направлен на высочайший уровень результатов и качество работы.
  • Застревающий. Характер отличается такими чертами, как подозрительность, мстительность. Он всегда будто бы застревает в собственных эмоциях и не может забыть нанесенных ему обид.
  • Возбудимый. Повышенная импульсивность, вспыльчивость и склонность к конфликтам присущи таким людям. Они проявляют равнодушие к будущему и живут настоящим.
  • Гипертимический. У такого индивидуума можно обнаружить общительность, активность, повышенную самооценку. Они терпеть не могут монотонность и дисциплину, стремятся к лидерству и всегда создают много шума.
  • Дистимический. Это явные пессимисты. Они серьезны, медлительны и имеют подавленное настроение. Для них характерна нерешительность, угрюмость и склонность к худшему.
  • Аффективно-лабильный. У таких людей даже без видимых оснований чередуются два предыдущих типа.
  • Экзальтированный. Личность имеет альтруистические наклонности, очень привязана к близкому кругу общения, семье. Она бурно реагирует на радостные события и чрезмерно грустит из-за неудач.
  • Тревожный. Включает такие черты, как робость, скромность, обидчивость и неуверенность. Взрослые не умеют отстаивать свою точку зрения, проявляют покорность, но вместе с тем, ярко выраженное чувство ответственности. А дети чрезмерно боязливы и застенчивы.
  • Эмотивный. Личности с тонкой душевной организацией, чувствительны к эмоциям. Им свойственна отзывчивость, доброта, впечатлительность и сопереживание другим.
  • Экстравертированный. Их мнение легко поменять, так как они подвержены влиянию извне, направлены на внешние раздражители. Им присуща импульсивность и поиск переживаний.
  • Интровертированный. События, происходящие в окружающем мире, мало значат для таких индивидов. Гораздо важнее то, что они об этом думают. Они обожают размышлять о политике и проблемах религии, философии, но при этом не любят общение, стараются находиться в одиночестве и полностью погружаются в себя.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ecf867904350d3f3668550c/harakter-cheloveka-chto-eto-v-psihologii-cherty-i-ih-proiavlenie-5ed892573126c6420fec81cd

Психические процессы, свойства и состояния человека

Особенности характера как психического феномена

Психические процессы, свойства и состояния человека пронято выделять из целостной системы человеческой психики. На самом деле все эти психические явления не могут существовать и функционировать отдельно друг от друга. Выделение их в самостоятельные группы обусловлено методической необходимостью, для того что бы их можно было более подробно изучить, понять, что они собой представляют.

Психические процессы

Психические процессы — это психические явления, которые сгруппированы по определенным функциям. Психический процесс является динамическим понятием. Психические процессы могут быть:

  • познавательными (когнитивными)
  • волевые (мотивационные)
  • эмоциональными

Познавательные процессы реализуют свою функцию в виде запечатления, хранения и переработки информации об окружающей действительности. Познавательные процессы делят на две ступени.

Первая ступень представлена чувственным познанием, которое реализуют ощущения и восприятие. Они отражают реальность происходящего при воздействии раздражителей на органы чувств.

Ощущения отражают отдельные свойства окружающей реальности, восприятие формирует картину мира в целом. Те образы, которые нашли свое отражение в результате процесса восприятия называют первичными.

После переработки первичных образов появляются вторичные образы, они представляют вторую ступень познавательных процессов. Вторичные образы обеспечивают рациональное познание мира прибегая к таким процессам как память, воображение и мышление.

  • Курсовая работа 480 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Волевые процессы управляют деятельностью человека, эти процессы могут побуждать индивида к действию, контролировать его деятельность и направлять ее в определенном направлении.

Основной регулирующий компонент в данном процессе представлен человеческой потребностью.

Индивид пытается найти способ удовлетворить свою потребность, на основе мотива происходит формулировка цели и последующее принятия решения.

функция эмоционального процесса — это оценка: происходит оценивание окружающей действительности, собственного я и своих действий. Эта функция проявляет себя в виде переживаний и связана с волевыми процессами.

Психические свойства

В процессе деятельности человека происходит развитие его психических свойств. Во время трудовой деятельности, обучения, игр происходит формирование и реализация всех сторон психики индивида.

Замечание 1

Психические свойства формируются в течении всей жизни человека. Под психическими свойствами понимают особенности конкретного человека.

Задатками психических свойств являются врожденные особенности, они могут обуславливать развитие психических свойств, но не определяют их полностью и однозначно.

На основе одних и тех же врождённых задатков у индивида могут развиться разные психические свойства.

Происходит это потому что на людей оказывают влияние разные жизненные факторы, которые обуславливают развитие психических свойств человека.

Психические свойства личности являются более-менее постоянными понятиями. Но несмотря на это, способности, характер, интересы человека формируются в течении всей его жизни.

Существует четыре основные психических свойства:

  • темперамент
  • характер
  • мотивация
  • способности

Психические свойства: темперамент

Определение 1

Под темпераментом понимают совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических характеристик индивида, которые определяют его психическую деятельность и поведение.

Темперамент может проявляться в общей активности, в моторной сфере, в эмоциональной сфере.

От типа темперамента зависит скорость действия психических процессов индивида, а также скорость условных рефлексов.

Личности по типу темперамента бывают следующие:

  • холерик (быстрый, неуравновешенный, эмоциональный, быстро истощается)
  • флегматик (медлительный, невозмутимый, устойчивое настроение, не эмоционален)
  • сангвиник (живой, подвижный, быстро реагирует на происходящие события)
  • меланхолик (пережив тельный, имеют острую болезненную реакцию на происходящее, впечатлителен, раним)

Психические свойства: характер

Определение 2

Под характером понимают группу основных личностных особенностей, эти особенности управляют поведением человека. Характер человека проявляется в отношении к себе, к другим людям, к труду, к вещам, характер так же отображает качества воли человека.

Немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер подразделял характер личности на два вида:

  • циклотимический
  • шизотемичекий

Эти два вида характера имеют схожесть с характерами психически больных людей, но являются нормой.

Циклотимический характер схож с характером больных с аффективными расстройствами, шизотемический характер схож с характером больных шизофренией.

В психологии выделяют такое свойство характера как акцентуация, под этим определением понимают крайнюю степень нормы, усиление отдельных черт, может привести к расстройству личности.

Психические свойства: мотивация

Основой жизни и эволюции всей жизни на земле является мотивация. Под мотивом понимают побуждение к действию для того что бы удовлетворить актуальную потребность.

Потребности человеку весьма разнообразны. Потребности человека подразделяют на две категории:

  • материальные (пища, тепло, вода, воздух)
  • духовные (общение, деятельность, знания, творчество.

Мотивы делятся на:

  • низшие или биологические (влечения, желания, удовлетворение физических потребностей)
  • высшие или социальные (интересы, идеалы, убеждения)

Психические свойства: способности

Способность человека — это достаточно постоянная величина, она отличает одного индивида от другого, определяет достижения человека в определенных видах длительности.

Способность — это не то же самое что и навыки, знания, умения, но способность помогает освоить новые знания, навыки и умения.

Способности бывают:

  • природные (связаны с врожденными задатками)
  • специфические (имеют общественно-историческое происхождение)

Специфические способности, в свою очередь могут быть общими, специальными, теоретическими, практическими, учебными и творческими.

Психические состояния

Определение 3

Психическое состояние — это определенный режим человеческой деятельности, он имеет определенные энергетические особенности и систему психологических фильтров, которая помогает воспринимать окружающую действительность. Психические состояния являются одними из основных показателей психики человека.

Психические состояния имеют отличия от психических процессов и психических свойств, психические состояния управляют ими. В течении жизни человек в разные моменты жизни находится в разных психических состояниях.

Психические состояния могут быть эмоциональными, волевыми. Еще выделяется такое психическое состояние как состояние сознания.

На психическое состояние человека оказывают большое влияние внешние и внутренние сигналы.

Структура психического состояния является сложной и динамичной, в этой системе любой элемент психики может занять доминирующую позицию, бывают ситуации, когда несколько компонентов играют доминирующую роль.

Существует несколько видов классификаций психических состояний, одна из самых популярных это классификация Н. Д. Левитова, он выделял:

  • личностные и ситуативные состояния
  • осознанные и неосознанные состояния
  • поверхностные и глубокие состояния
  • короткие и долговременные состояния
  • состояния положительного и отрицательного действия

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihicheskie_processy/psihicheskie_processy_svoystva_i_sostoyaniya_cheloveka/

О вашем здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: