Особенности развития нервной системы у детей

Содержание
  1. Возрастные особенности нервной системы от 0 до 18 лет
  2.      Изменения функциональной организации мозга в раннем возрасте связаны, прежде всего, с дальнейшим созреванием коры больших полушарий.  2-й и 3-й год жизни отличаются живой ориентировочной и исследовательской деятельностью. Этот возраст ребенка характеризуется «предметным» характером мышления, т. е. решающим значением мышечных ощущений. Эта особенность в значительной степени связана с морфологическим созреванием мозга, так как многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечной чувствительности уже к 1-2 годам достигают достаточно высокой функциональной полноценности. Основным фактором, стимулирующим созревание этих корковых зон, являются мышечные сокращения и высокая двигательная активность ребенка. Прямохождение, расширяет возможность самостоятельно ознакомиться ребенку с окружающей средой. Дальнейшее развитие двигательных действий усложняет манипуляции ребенка с предметами, ребенок учится вкладывать  предметы один в другой, нанизывать их.   Увеличивается разнообразие манипуляций с кубиками, пирамидкой, карандашами, бытовыми предметами (чашка, ложка, ботинки), ребенок постепенно учится использовать их по назначению. Путем проб и ошибок начинается использование собственных способов конструирования. При этом познаются не только предметы как таковые, но и их разнообразные свойства. В расширении возможностей познавательной  сферы важная роль принадлежит системе зрительного восприятия.
  3. Стресс и ЦНС: откуда берутся
  4. Говорить сложно, написать можно
  5. “И что с того, что вертимся и что чуть-чуть шумим? ”
  6. Что ” бьет ” по нервной системе
  7. Чем опасно поверхностное излечение
  8. Что же нужно непоседе?
  9. У стресса возраста нет
  10. Школа и нервы
  11. Играть, рисовать, разговаривать
  12. И снова о детском садике
  13. Физкультура и… искренность
  14. Развитие центральной нервной системы ребенка
  15. Развитие нервной системы и мозга
  16. Психика ребенка
  17. График развития ребенка
  18. Этапы нервно-психического развития
  19. 4 возраста «кризиса» для детей
  20. На что следует обратить внимание родителям
  21. Группы риска

Возрастные особенности нервной системы от 0 до 18 лет

Особенности развития нервной системы у детей

                                                   СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение………………………………………………………………..с. 3        
  2. Возрастные особенности нервной системы………………………….с. 4
  3. Возрастные особенности высшей нервной деятельности…………….с. 8

Период новорожденности и младенческий возраст   (от 0 до 1года)………с. 9 Ранний возраст (с 1 года  до  3 лет)…………………………………………. с. 9

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)………………………………………….с. 11

Младший школьный возраст (с 7 до  11-12 лет)……………………………с. 12

Подростковый и юношеский возраст………………………………………..с. 14

Список литературы……………………………………………………………с. 16

                                            Введение.    

      В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития.

Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка.

Постнатальный этап охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма.

Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой. Периодизация развития детского организма имеет большое значение для педагогической практики и охраны здоровья ребенка.

  В современной науке нет общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ.

  В жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды: I новорожденный 1-10 дней; II грудной возраст 10 дней 1 год; III раннее детство 1-3 года; IV первое детство 4-7 лет; V второе детство 8-12 лет мальчики, 8-11  лет девочки; VI подростковый возраст 13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки; VII юношеский возраст 17-21 год юноши, 16-20 лет девушки. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период. Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются, прежде всего, социальными факторами.

                           Возрастные   особенности   нервной  системы.

        Нервная система координирует и регулирует деятельность всех органов и систем, обеспечивая функционирование организма как единого целого; осуществляет адаптацию организма к изменениям окружающей обстановки, поддерживает постоянство его внутренней среды.

Топографически нервную систему человека подразделяют на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг. Периферическую нервную систему составляют спинномозговые и черепные нервы, их корешки, ветви, нервные окончания, сплетения и узлы, лежащие во всех отделах тела человека.

Согласно анатомо-функциональной классификации, нервную систему условно подразделяют на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система обеспечивает иннервацию тела – кожи, скелетных мышц.

Вегетативная нервная система регулирует обменные процессы во всех органах и тканях, а также рост и размножение, иннервирует все внутренние органы, железы, гладкую мускулатуру органов, сердце.

                                          Головной мозг.

       Масса головного мозга новорожденного  относительно велика:

340 – 400 г. (у мальчиков на 15 – 20  г больше). По массе головной мозг наиболее развитый орган, но это не характеризует его функциональных возможностей.

  Увеличение массы мозга происходит интенсивно до 7 – летнего возраста. Мозг достигает максимальной массы к 20 – 30 летнему возрасту.

Первые 1-2 года жизни головной мозг растет быстрее спинного, в дальнейшем спинной мозг растет быстрее головного.

                                          Спинной мозг.

        К моменту рождения ребенка наиболее зрелыми являются спинной мозг и стволовые структуры головного мозга, обеспечивающие жизненно важные функции.

   Масса спинного мозга у новорожденного равна 3 – 4 г (0,1℅ массы тела), к 6 месяцам она удваивается, к 11-увеличивается в 3 раза. К 3 годам становится в 4 раза больше, чем у новорожденного, а к 6 годам – в 5 раз. К 20 годам масса мозга уже в 8 раз больше, чем у новорожденного, и становится такой, как у взрослого.

Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого. Его длина равна 14-16см, что составляет 30℅ длины тела. К 12 годам его толщина удваивается и в дальнейшем почти не изменяется. Диаметр канала спинного мозга у новорожденных относительно больше, чем у детей старшего возраста и у взрослых.

  Спинной мозг новорожденного заканчивается на уровне нижнего края 2-го или 3-го поясничного позвонка. К концу первого года жизни он занимает такое же положение, как и у взрослых,- находится на уровне 1-2-го поясничного позвонка.

Ко времени рождения все нервные, и глиальные клетки спинного мозга хорошо развиты и по структуре не отличаются от клеток у детей дошкольного возраста. У детей старшего возраста они становятся крупнее.

Продолговатый мозг.

    Продолговатый мозг к моменту рождения вполне развит и созрел в функциональном отношении. Его масса вместе с мостом у новорожденного равна 8 г, что составляет 2℅ массы головного мозга.   Нервные клетки новорожденного имеют длинные отростки, в их цитоплазме содержится тигроидное вещество.

Пигментация клеток усиленно проявляется с 3 – 4 -летнего возраста и увеличивается вплоть до периода полового созревания. К полутора годам жизни ребенка увеличивается количество клеток центра блуждающего нерва и хорошо дифференцированы клетки продолговатого мозга. Значительно увеличивается длина отростков нейронов.

К 7 годам жизни ядра блуждающего нерва сформированы также как и у взрослого.

                  Мост.

   Мост у новорожденного расположен выше по сравнению с его положением у взрослого, а к 5 годам располагается на том же уровне, как и у взрослого.

Развитие моста связано с  формированием ножек мозжечка и установлением связей мозжечка с другими отделами центральной нервной системы.

Внутреннее  строение моста у ребенка не имеет отличительных особенностей по сравнению со строением его у взрослого человека. Ядра расположенных в нем нервов к периоду рождения сформированы.

                                          Мозжечок.

      Масса мозжечка у новорожденного  составляет 20,5-23 г, в 3 месяца она удваивается, а у 6-месячного ребенка равна 62-65 г. Наиболее интенсивно мозжечок растет в первый год жизни, особенно с 5-го по 11-й месяц, когда ребенок учится сидеть и ходить.

У годовалого ребенка масса мозжечка увеличивается в 4 раза и в среднем составляет 84-95 г. После этого наступает период медленного роста мозжечка, к 3 годам размеры мозжечка приближаются к размерам у взрослого. К 6 годам его масса достигает нижней границы массы мозжечка у взрослого.

У 15 -летнего ребенка масса мозжечка – 149г. Интенсивное развитие мозжечка происходит и в период полового созревания. Серое и белое вещество мозжечка развивается неодинаково. У ребенка  рост серого вещества осуществляется  относительно медленнее, чем белого.

Так, от периода новорожденности до 7 лет количество серого вещества увеличивается приблизительно в 2 раза, а белого – почти в 5 раз.

   Клеточное строение коры мозжечка  у новорожденного значительно отличается от взрослого. Ее клетки во всех слоях отличаются по форме, размерам и количеству отростков.

В период новорожденности и первых дней жизни разрушение клеток мозжечка существенно не отражается на регулируемых им функциях.

Становление рефлекторной функции мозжечка связано с формированием продолговатого, среднего и промежуточного мозга.

     Средний мозг.

    У новорожденного масса среднего мозга составляет 2,5 г.  Его форма и строение почти не отличаются от среднего мозга взрослого. Ядро глазодвигательного нерва хорошо развито, его волокна миелинизированы. Хорошо развито красное ядро, его связи с другими отделами мозга формируются раньше, чем пирамидная система.

У новорожденного черная субстанция представляет собой хорошо выраженное образование, клетки которого дифференцированы и их отростки миелинизированы. Значительная часть клеток черной субстанции не имеет характерного пигмента (меланина), который появляется  с 6 месяцев жизни и максимального развития достигает к 16 годам.

Развитие пигментации находится в прямой связи с совершенствованием функций черной субстанции.

    Промежуточный мозг.

   Промежуточный мозг, включает две важнейшие структуры: таламус (зрительный бугор) и гипоталамус (подбугровая область). Усиленный рост зрительного бугра осуществляется в 4-летнем возрасте, а размеров взрослого он достигает к 13 годам жизни.

Гипоталамус играет важнейшую роль в регуляции вегетативной нервной системы. Ядра гипоталамуса созревают в разное время, в основном к 2 – 3 годам.

К моменту рождения структуры серого бугра еще полностью не дифференцированы, что приводит к несовершенству теплорегуляции у новорожденных и детей первого года жизни. Дифференциация клеточных элементов серого бугра заканчивается позднее всего  к 13 – 17 годам.

В процессе роста и развития промежуточного мозга уменьшается количество клеток на единицу площади и увеличивается размер  отдельных клеток и число проводящих путей. Отмечают более быстрые  темпы формирования гипоталамуса по сравнению с корой больших полушарий.

Кора больших полушарий.

     К моменту рождения кора больших полушарий имеет такое же количество нервных клеток (14 – 16 млрд.), как и у взрослого. Но нервные клетки новорожденного незрелы по строению, имеют простую веретенообразную форму и очень небольшое количество отростков.

  Серое вещество коры больших полушарий плохо дифференцировано от белого. Кора больших полушарий относительно значительно тоньше, чем у взрослого; корковые слои слабо дифференцированы, а корковые центры недостаточно сформированы. После рождения кора больших полушарий развивается быстро.

Соотношение белого и серого вещества к 4 месяцам приближается к соотношению у взрослого. После рождения идет дальнейшая миелинизация нервных волокон в разных отделах головного мозга, но в лобных и височных долях этот процесс находится в начальной стадии.

К 9 месяцам миелинизация в большинстве волокон коры больших полушарий достигает хорошего развития, за исключением коротких ассоциативных волокон в лобной доле.

    Изменения функциональной организации мозга в раннем возрасте связаны, прежде всего, с дальнейшим созреванием коры больших полушарий. Интенсивное увеличение ширины коры и ее слоев происходит на первом году жизни, постепенно замедляясь и прекращаясь в разные сроки – к 3 годам в проекционных, к 7 годам в ассоциативных областях.

               Возрастные   особенности   высшей  нервной  деятельности.

     Нервная система, а вместе с ней и высшая нервная деятельность у детей и подростков достигают уровня взрослого человека примерно к 20 годам. Весь сложный процесс развития ВНД человека определяется как наследственно, так и многими другими биологическими и социальными факторами внешней среды.  

     Изменения функциональной организации мозга в раннем возрасте связаны, прежде всего, с дальнейшим созреванием коры больших полушарий.  2-й и 3-й год жизни отличаются живой ориентировочной и исследовательской деятельностью. Этот возраст ребенка характеризуется «предметным» характером мышления, т. е. решающим значением мышечных ощущений. Эта особенность в значительной степени связана с морфологическим созреванием мозга, так как многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечной чувствительности уже к 1-2 годам достигают достаточно высокой функциональной полноценности. Основным фактором, стимулирующим созревание этих корковых зон, являются мышечные сокращения и высокая двигательная активность ребенка. Прямохождение, расширяет возможность самостоятельно ознакомиться ребенку с окружающей средой. Дальнейшее развитие двигательных действий усложняет манипуляции ребенка с предметами, ребенок учится вкладывать  предметы один в другой, нанизывать их.   Увеличивается разнообразие манипуляций с кубиками, пирамидкой, карандашами, бытовыми предметами (чашка, ложка, ботинки), ребенок постепенно учится использовать их по назначению. Путем проб и ошибок начинается использование собственных способов конструирования. При этом познаются не только предметы как таковые, но и их разнообразные свойства. В расширении возможностей познавательной  сферы важная роль принадлежит системе зрительного восприятия.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_39/vozrastnye-osobennosti-nervnoj-sistemy-ot/131471.1845081.page1.html

Стресс и ЦНС: откуда берутся

Особенности развития нервной системы у детей

AptekaMos.ru

Что общего у стресса, невнимательности и плохой памяти? В школе и особенно в детском саду и то и другое списывают на невоспитанность и неусидчивость ребенка. Быть может, маленькому непоседе нужны не замечания и выговоры, а обследование и лечение? 

Увлекшись техническим прогрессом, человек отбирает у самого себя ценнейший дар – способность говорить. Маленькие дети все чаще и чаще произносят свое первое слово в два года. Некоторые молчат и до трех лет. Порой малыша отдают в ясли с одной-единственной целью – чтобы он, наконец, начал разговаривать.

Говорить сложно, написать можно

Студентам на лекциях тоже непросто: когда нет презентаций и слайдов, когда схемы не изображены на доске, большая часть информации попросту проходит мимо. Ведь читать проще, чем слушать.

Почему с каждым годом все больше и больше детей-аутистов? “По одной из научных теорий, причина в том, что мы теряем вербальную речь.

Нам проще писать, чем говорить”, – объясняет доктор медицинских наук, профессор кафедры детских болезней Первого МГМУ имени Сеченова Лусине Хачатрян. Отправить СМС проще, чем позвонить по телефону. Написать по электронной почте или в соцсети – еще проще, чем отправить СМС.

А грудничок, который еще не видел погремушки, уже прекрасно знает, что такое планшет. Свое первое слово он скажет в два года и даже позже.

Каждый 73-й ребенок в Москве страдает аутизмом – и вполне вероятно, что эти цифры занижены. Мало кто захочет ставить своего малыша на учет с таким диагнозом. Один из признаков детского аутизма – как раз молчание.

В первые годы жизни исключительно важно… все. Если ребенок в младенчестве не ползал или ползал мало, во взрослом возрасте у него будут проблемы с общением. У детей, которые не ползают,  не вырабатываются важные связи между левым и правым полушарием мозга. Вот такие вот ” мелочи ” .

“И что с того, что вертимся и что чуть-чуть шумим? ”

Песня из старого детского фильма о Петрове и Васечкине сегодня актуальна как никогда. 35% школьников в наши дни не могут учиться.

Не потому, что у них проблемы с умственным развитием, вовсе нет. Смышленые и любознательные ребята просто-напросто не могут усидеть на уроке. Не позволяют нервы.

” Какой невоспитанный ребенок! ” – говорят учителя в начальной школе и воспитатели в детском саду.

А ребенок вовсе не невоспитанный, он просто нездоров. У многих детей еще в младенчестве поражена центральная нервная система. Причин поражения ЦНС множество, и самая очевидная из них – здоровье мам. Хронические болезни, инфекции, стрессы.

Что ” бьет ” по нервной системе

Когда женщина во время беременности переносит инфекцию или получает травму,  страдает и малыш, пусть он еще и не родился. Но, по данным исследования 2013 года, инфекции и травмы – только второй и третий среди факторов, “бьющих” по детским нервам. На первом месте – внутриутробная гипоксия. Из-за острой нехватки кислорода начинаются поражения мозга.

Есть и другие причины – например, фетоплацентарная недостаточность, при которой ребенок не получает необходимые питательные вещества. Авитаминоз неполезен и для взрослого. Для не родившегося еще малыша он не просто неполезен, а очень опасен.

Фетоплацентарная недостаточность может быть вызвана сахарным диабетом, анемией, атеросклерозом, гипертонией, другими заболеваниями сердца и сосудов, болезнями легких, печени, почек, щитовидной железы и… прочих внутренних органов. Да и попросту инфекцией, которую ” поймала ” будущая мама.

При фетоплацентарной недостаточности возникают грозные осложнения – гипоксия (о ней уже было сказано выше), задержка внутриутробного развития…

Бывает и так, что нейроны разрушаются сами. Белки, запускающие этот процесс, ученым известны.

Родовые травмы, хорошо знакомые не одному поколению родителей, современная медицина еще не преодолела. Следующая причина поражений детской нервной системы описана в гуляющей по Интернету инструкции для молодых мам и пап: ” Когда вы уроните своего ребенка. Нет, не если, а именно когда ” .

Дети падают с пеленальных столиков, колясок, из рук взрослых и даже с кровати. Распознать сотрясение мозга у грудничка очень сложно. Его признаки похожи на проявления многих других болезней: ребенок чаще плачет, хуже спит, бледнеет, теряет аппетит, срыгивает при кормлении, без видимых причин встревожен и капризен.

Довольно часто после сотрясения бывает рвота.

А у детей, родившихся значительно раньше срока, нервная система развивается не всегда правильно.

Чем опасно поверхностное излечение

К непоседливому ребенку взрослые часто относятся со всей строгостью. Вместо лечения малыш терпит “воспитание”.

Не вертись, не бегай, не болтай, двойки за поведение, замечания в дневник, ” приглашения ” родителей в школу… Но исправить ситуацию не получается.

И тогда в ход идут успокоительные – от валерьянки и пустырника до тяжелых препаратов, которые назначают взрослым пациентам (иногда не с неврологическими, а с психиатрическими диагнозами).

Убрать симптомы, не излечив причину, значит загнать заболевание внутрь. Устранение внешних проявлений может привести к новой болезни и даже смерти больного.
” Симптоматически вылеченный ” диатез становится астмой. У маленького пациента меняется настроение и характер. Не зря говорят, что астматика и язвенника можно сразу узнать в толпе. О диагнозе скажут эмоции.

От женщины уходит муж, и она начинает пить антидепрессанты. В скором времени у нее появляется опухоль груди. Психосоматические болезни (то есть вызванные душевными потрясениями) поверхностное излечение превращает в соматические. С более серьезными поражениями внутренних органов, которые одной психотерапией не всегда исправишь.

” Сорвав с дерева плохие плоды, мы же не считаем, что дерево выздоровело ” , – замечает Лусине Хачатрян. Но к себе и нашим детям почему-то относимся по-другому.

Что же нужно непоседе?

Не спешите искать успокоительные в домашней аптечке.

Ребенку, который нервничает, быстро устает, не может усидеть на уроках и просто сосредоточиться, задирает более слабых или не может дать сдачи хулиганам, необходимо:

●посетить логопеда, психолога и офтальмолога. Иногда будут полезны и консультации других врачей. На нервы действуют самые разные заболевания – например, болезни желудочно-кишечного тракта;

●пройти медицинское обследование – МРТ (магнитно-резонансную томографию) головного мозга, электроэнцефалографию, транскраниальную допплерографию сосудов головного мозга. Томограф (аппарат, который проводит МРТ) бывает закрытого и открытого типа.

Находиться внутри закрытого томографа многие взрослые и дети не в состоянии – при ряде сердечно-сосудистых заболеваний, после инсультов, при астме, при проблемах с нервной системой и др.

  В таком случае лучше пройти томографию на  оборудовании открытого типа;

●выполнить тесты эмоционально-психологического состояния (цветовой тест Люшера и шкала тревожности CMAS);

●сдать анализы крови – общий и биохимический.

Только врач может решить, нужны ли ребенку валерьянка, пустырник и Гомеострес.     

Почему болезни называются психосоматическими? Потому что душевное потрясение вредно не только для психики, но и для всего организма. У каждого человека есть свой самый слабый орган – именно по нему и ударит стресс. И неважно, что человек еще маленький, а стресс, с точки зрения взрослых, небольшой.

Нервное перенапряжение может чувствовать даже младенец, а советы доктора Спока не подходить к плачущему малышу медицина уже давно опровергла.

Детям плакать вредно! Из-за долгого плача у грудничков начинается грыжа – и заодно страдает все та же нервная система. А “воспитать” грудничка все равно не получится: еще не умея говорить, кроха обращается к взрослым как может.

Кто-то из родителей со временем начинает понимать: так ребенок плачет, когда замерз, так – когда голоден, так – когда болеет…

Невнимание родных – главный стресс раннего детства. Психологи говорят, что детские огорчения от того, что взрослые не спешат к маленькому, влияют на всю дальнейшую жизнь.

Испугавшись одиночества в младенчестве, повзрослевший человек готов на все, чтобы быть вместе… хоть с кем-то. Готов все отдать за иллюзию тепла и любви. В друзья он выберет людей, которые будут его использовать.

А супруг или супруга когда-то позабытого взрослыми малыша почти наверняка окажется домашним тираном, вымещающим свою агрессию на родных и близких.

Вовремя заговорить ребенку не дает то же самое невнимание. А если разговаривать не с кем, то и незачем.

У стресса возраста нет

Болезни и визиты к врачу, прорезывание первых зубов, первые дни в яслях или детском садике, путешествия, смена климата и часового пояса (для ребенка поездка на курорт – не удовольствие, а огромнейший стресс) – все эти потрясения влияют не только на неокрепшую психику, но и на весь растущий организм. Первые проявления стресса у малышей бывают очень разными – гиперактивность, нарушения сна, проблемы с аппетитом, тики, тревожность, суетливость и даже агрессия.

Строго говоря, все эти симптомы к возрасту не привязаны: отказываться от еды по утрам может и 15-летний подросток. Бывает и так, что аппетит пропадает исключительно перед школой, а в субботу и воскресенье девушка или юноша ест с удовольствием.

Школа и нервы

Первый раз в первый класс – несмотря на всю торжественность этого события, огромный стресс для малыша.

Особенно если он не ходил в детский сад: не привык слушаться чужих взрослых, не учился жить в коллективе ровесников… Но даже у вчерашнего детсадовца школа резко меняет уклад жизни.

Помимо замечаний от воспитателей, появляются оценки в дневнике, ответы у доски, домашние задания. Первые друзья и первые ссоры.

А еще школа и детский сад формируют у малыша отношение к себе. Иногда – на всю будущую жизнь. Уважать себя или нет, ребенок часто решает по оценкам взрослых, поэтому личность педагога очень важна. С кем хотят дружить в классе? Это тоже зависит от учителя.

Реакций на стресс у школьника еще больше, чем у маленького ребенка:

●проблемы с вниманием;

●не очень хорошая память;

●обгрызенные ручки, карандаши и ногти;

●грустное настроение и нежелание общаться;

●отказ от любимых игр, книг и мультиков;

●заикание, раздражительность, усталость;

●частые головные боли;

●и все те же бессонница, тики и отказ от еды.

У стресса возраста нет.

Играть, рисовать, разговаривать

Детские стрессы переходят с нами и во взрослую жизнь. Поэтому родителям придется срочно принимать меры.

Малышу важнее всего чувствовать, что родные всегда рядом, что они любят его. Ведь главный источник стресса – равнодушие и невнимание. Для маленького ребенка любовь и безопасность – одно и то же.

Чаще будьте рядом с крохой, играйте с ним, держите его за руку, берите “на ручки”, обнимайте. А чтобы помочь нервной системе правильно развиваться, вспомните старые детские занятия – кубики, конструктор, краски и карандаши, мелки и пластилин.

Если вас огорчают рисунки на обоях – наклейте на стены в квартире большие белые листы ватмана. Обои не пострадают, зато у ребенка будет в порядке жизненно важная для него мелкая моторика. Рисовать, вязать, писать (ручкой, а не на компьютере) – все эти и многие другие действия развивают важнейшие функции головного мозга. В том числе речь, воображение, внимание.

Следите за детским режимом – чем младше ребенок, тем сильнее ему необходим отдых. Не перепоручайте воспитание малыша планшету, телевизору и компьютеру – у дошкольника еще не сформировано зрение.

И снова о детском садике

Если ребенка нужно будет отдавать в ясли или детсад – сделайте переход на новый режим плавным. Врачи советуют вначале приходить в садик в гости: в первый раз – на час, потом – на три-четыре, потом – на день… Иногда неврологи рекомендуют такой плавный переход и первоклашкам. Сперва – один день в неделю по два-три урока.

О том, чему научить ребенка до того, как он отправится в детский сад, и как правильно перевести кроху на новый режим, рассказано на нашем сайте в статье ” Кто ходит в садик по утрам, тот поступает мудро ” .

Если вы заметили у ребенка сильную агрессию – узнайте, как складываются его отношения с другими детьми во дворе и в садике, а также с воспитателем. И обязательно обратитесь к хорошему врачу.

Даже если очень заняты, обязательно выслушайте малыша, который пришел к вам что-то спросить или рассказать. Услышав ваше “мне некогда”, ребенок замкнется в себе и не скажет об очень важном. Например, о том, как воспитательница второй день подряд стыдит их с товарищем перед всей группой. И остальные ребята уже начали над ними смеяться.

Физкультура и… искренность

Режим, правильное питание и те занятия спортом, которые нравятся, защитят от стрессов и ребенка, и взрослого. А ощущение, что мама и папа всегда рядом и всегда на твоей стороне – как воздух нужно даже самостоятельному подростку.

Вместе  собирать замок из ” Лего ” , кататься на роликах и велосипедах, запускать радиоуправляемый вертолет.

Ходить на каток и ездить на шашлыки, собирать землянику и подтягиваться на турниках… Играть в шахматы и шашки, бадминтон и волейбол, плавать в бассейне, учиться танцевать и кататься на лыжах – все это отвлечет школьника от уроков и поможет ему собраться и поверить в себя. 

Искренность, как и в дошкольном детстве, остается самым главным. Даже если вам некогда – найдите несколько минут. Послушайте. Постарайтесь не смеяться и не ругаться. 

Когда родители и дети – друзья,  очень многое решается легче. И в школе, и на работе, и в жизни.

Алтайская Екатерина
По материалам встречи клуба ” Оциллобус ”

Источник: https://zen.yandex.ru/media/aptekamos/stress-i-cns-otkuda-berutsia-nevospitannye-deti-59ddec78fd96b1a4d0aefcdc

Развитие центральной нервной системы ребенка

Особенности развития нервной системы у детей

С одной стороны, новорожденный очень беззащитен, а с другой – природа наделила его всеми необходимыми функциями для выживания и развития. Ребенок с рождения обладает множеством безусловных рефлексов, которые помогают ему ориентироваться в том, как начать кушать, как переворачиваться, поворачивать голову, чтобы не задохнуться.

Все это происходит благодаря тому, что нервно-психическое развитие детей начинается еще во время беременности. После рождения этот процесс продолжается, а функции нервной системы усложняются.

Что-то новое малыш познает в первый же месяц жизни. После этого происходит совершенствование нервной системы и головного мозга. Этот процесс длится долгие годы.

Очень важно для родителей отслеживать этапы развития малыша, становление его рефлексов, движений, психики, эмоций.

Развитие нервной системы и мозга

Формирование головного мозга у ребенка в утробе матери начинается довольно поздно. Все основные органы уже сформированы, а мозг только начинает развиваться.

Сначала кора, затем мозговое вещество… Только в третьем триместре беременности мозг обретает так называемые извилины, борозды. Но он все еще не развит окончательно. Малыш уже родился, а этот процесс продолжается.

Мозг будет полностью сформирован только к 6-7 годам.

Нервная система развивается раньше. К моменту рождения основная часть ЦНС должна быть подготовлена и функционировать. Без этого малыш не выживет, или же его жизнь будет ограничена по возможностям.

Очень важно помнить об этом беременным женщинам. Принимая антибиотики, сильные лекарственные препараты или алкоголь, беременная женщина вредит в первую очередь нервной системе будущего ребенка.

Это одна из самых важных систем, и она очень уязвима.

Скорость роста нервных клеток, аксонов и нейронов ускоряется к 3 месяцам. После этого первые безусловные рефлексы должны пропасть, а нервная деятельность ребенка усложнится. У него появляются новые, условные рефлексы. Все это должен контролировать ваш педиатр, ведь на этом этапе (2-3 месяца) будут заметны первые отклонения в развитии нервной системы и психической деятельности малыша.

Психика ребенка

С первых дней жизни она устроена просто. Если ребенок доволен, если ему комфортно, то он целиком расслаблен. Если же появляется раздражитель, то, по мнению малыша, наступает «черная полоса».

Взрослый человек дифференцирует свои реакции: например, у вас болит живот – вы знаете, что это временное состояние, которое лечится, вам поможет таблетка или просто теплый чай. Обычная боль в животе не сделает вас полностью несчастным.

Для малыша это, к сожалению, не так – он воспринимает все полностью серьезно. Его психика реагирует глобально, участвуют все доли мозга.

Психика быстро развивается: уже к 3 месяцу он узнает родных, реагирует улыбкой на материнское лицо. Диапазон его эмоций сильно меняется. К 1 году он может довольно ярко реагировать на разные события.

К 3 годам его реакции вполне осознанные, появляется логика действий.

В возрасте 5 лет заканчивается первичная миелинизация нервных волокон — для ребенка становятся понятными многие правила, условности, способы решения проблем на его уровне.

Постепенное развитие психики подготавливает ребенка к тому, чтобы стать самостоятельным, взрослым, самому заботиться о себе. Психика и нервная система связаны, существуют в едином механизме. Здесь:

  • речь;
  • мышление и логика;
  • восприятие и эмоции;
  • моторика;
  • движения;
  • коммуникации.

С каждым годом развитие психических возможностей усложняется. Именно поэтому возраст 6-7 лет оптимален для того, чтобы отдать малыша в школу. Психически он готов быть сам хотя бы полдня, следовать правилам и нормам, концентрироваться на задачах и общаться с другими людьми.

График развития ребенка

Очень важно следить за тем, чтобы развитие шло поэтапно. Конечно, мы все разные. Эти различия закладываются в детстве: все зависит от нашей семьи, отношений, количества родственников, качества жизни, предрасположенностей и наследственности.

Существует общепринятый график развития детей – как нервно-психического, так и физического. Основываясь на нем, врачи делают вывод, насколько верно идет процесс совершенствования, роста, развития.

Есть некоторые допущения — 1-3 месяца обычно не имеют значения.

Когда разница между реальными показателями и графиком большая, ставится диагноз «задержка в развитии». Задержка — это отставание, которое можно нагнать. Не обязательно тут пугаться и вешать на малыша ярлык неспособности к чему-то. Часто в 2-3 года ситуация поправима. Конечно, бывают проблемы серьезнее, на уровне структурных повреждений мозга или ЦНС – это уже дело врачей.

Существует правило: чем младше ребенок, тем быстрее проходит развитие его нервно-психической деятельности. Все потому, что организму нужно быстрее подготовиться к самостоятельной жизни. Чем ребенок старше, тем медленнее идут эти процессы. Так, в 4-5 лет начинать учить иностранный язык проще, чем в 35. Многие взрослые это знают по себе.

Этапы нервно-психического развития

Здесь можно выделить 5 периодов от рождения и до 16 лет. После этого психика становится сродни взрослой. Конечно, в 16 лет все еще необходимо указывать молодому человеку путь, но теперь он уже может делать осознанный выбор. Считается, что теперь его психика будет развиваться медленнее, но эти изменения более качественные, чем до этого.

Все то, что будет после, это результат совместной работы родителей, преподавателей, друзей и окружения человека. Так формируется наша психика. Какой она будет у вашего ребенка, зависит от вас, и не только в плане наследственности.

Все, что маленькие дети видят и слышат, откладывается в их мозгу, который в этот момент активно растет, функционируя, как большая губка. Знание этапов формирования нервно-психических реакций поможет родителям вовремя обратить внимание на важные проблемы в жизни их детей.

Этапы можно разделить следующим образом:

  • Младенчество (0-12 месяцев)

Сейчас формируются связи с близкими людьми. Своих родных ребенок встречает улыбкой, а новичков в доме побаивается. В этот период физическое развитие выходит на первый план: ребенок растет, учится кушать твердую пищу.

Его психика пока настроена на эмоции: радость и печаль. Первые эмоциональные реакции позитивные — малыш улыбается, смеется. Сейчас происходит его первый контакт с миром: он видит, слышит, трогает предметы, пробует на вкус.

Его база знаний пополняется каждый день – это заставляет мозг усердно работать над новой информацией.

Время развития многих ситуативных навыков. Для ребенка некоторые действия становятся привычными: открыть и закрыть коробки, играть со своими игрушками, пользоваться ложкой, зубной щеткой. Сейчас мозг достаточно развит, чтобы начать стимулировать речь. Она служит связью между внутренним миром и внешним. Чем она богаче и эмоциональнее, тем лучше развита психика.

К 1 году или чуть позднее мелкая моторика уже должна присутствовать в играх и движениях ребенка. Это очень важно и означает, что нервные окончания правильно сформировались.

Например, дети спокойно могут использовать только 2 пальца, чтобы брать мелкий предмет, доставать его, а раньше необходимы были все 5. Усложняется коммуникация с другими детьми и взрослыми, ведь для малыша теперь важно общение.

Это говорит о том, что его мозг уже может строить дружеские привязанности.

  • Дошкольный возраст (3-7 лет)

Время для активного развития логического мышления. Ребенок может придумывать игры, развлечения, истории. Он делится этими идеями с родителями. Ваша задача – участвовать в развитии его воображения.

В период 5-7 лет малыши уже могут действовать по ситуации, есть накопленный опыт и знания, которые позволяют ему делать выбор. В этом возрасте формируются этические нормы и понятия «хорошо» и «плохо», а значит, психическая деятельность стала более сложной.

Теперь у маленького человека даже бывает внутренняя борьба между тем, чего хочется, и тем, что необходимо сделать.

Это сложный период для многих, но очень важный. В коллективе учеников даются оценки. Дети учатся оценивать свою роль в обществе: насколько они успешны в учебе, как много у них друзей, могут ли они быть общими любимчиками или же наоборот.

Сейчас они учатся параллельно: получают новые знания о мире и об отношениях разного рода. Дружба, первая детская влюбленность, симпатии, обиды.

Роль общения встает на первый план: необходимо делиться своими мыслями, переживаниями с тем, кто понимает его — с такими же детьми.

Игры и развлечения становятся все более разнообразными. Девочкам уже в 11-12 лет важно, как они выглядят, какую одежду носят.

Мальчики в этом плане проще смотрят на мир, хотя у них другие ценности: игры, техника, сила, скорость. Они уже полностью адаптировались к школьной жизни – она стала привычной и понятной.

Очень скоро придется делать выбор: куда дальше? Обычно в 12-15 лет ребенок уже представляет себе, кем бы хотел стать в будущем.

  • Пубертатный период (12-16)

Сейчас начинается взрослая жизнь. Подросток уже чувствует себя полностью готовым к тому, чтобы покорить мир. В пубертатный период психика не очень устойчивая — все дело в том, что активизировались гормоны.

За один год можно сменить несколько образов, полностью разочароваться в компании и найти новую. К 17-18 годам этот период закончится. А пока все важно — эмоции, как у взрослых. Меняется взгляд на жизнь, на себя, свое тело, свою роль.

Родители должны быть терпеливы к подростку. Вспомните себя в 16 лет – какими вы были?

4 возраста «кризиса» для детей

Весь этап от младенчества до пубертатного периода проходит для ребенка через несколько кризисных возрастов. Родителям необходимо соблюдать график посещения педиатра, терапевта и невролога. На разных этапах развития мозга и нервной системы могут происходить сбои.

Даже если до 3 лет развитие шло по графику, то никто не застрахован от того, что в 4-5 лет могут начаться проблемы. Например, в период адаптации к детскому саду, а после — к школе.

В этот момент может пострадать его мироощущение, а значит, закладываются проблемы в психическом плане.

В кризисные периоды наш мозг действует не так, как обычно. Многие родители утверждают, что просто перестали узнавать своего ребенка. В эти периоды нужно проявить максимум терпения, ведь нелегко вам обоим. Идет перестройка психики, а это всегда сопровождается необычным, нестандартным поведением. Всего выделяют 4 кризисных возраста:

Это все еще малыш, но уже самостоятельный. Может ходить, брать игрушки, сам играть. Вырывает ложку — хочет показать, что может и кушать сам. В это время дети хотят отделиться от матери. Они еще не могут говорить, так что любое непонимание инициативы ребенка делает его агрессивным, нервным.

Первый бунт против родителей. Малыш уже может проявлять черты своего характера: строптивость, несогласие, отрицание распорядка.

Не стоит ругать его – лучше направить энергию в позитивное русло: развивающие игры, кружки, детский сад. В этот же период дети очень активные, им необходимо бегать, играть в подвижные игры.

Если они этого лишены, то потом плохо кушают, засыпают через плач и скандалы.

Ребенок учится быть в новой среде. У него появляется общественное «я» — его новое лицо. Какой он в школе? Веселый, позитивный и активный или же наоборот – угрюмый. Дети сильно меняют поведение – иногда оно кажется неестественным или подражанием кому-то.

Персонажи игр и фильмов становятся авторитетами. Очень явно это проявляется у мальчиков, а для девочек проходит чаще мирно. У девочек возрастает интерес к внешности и отношениям.

Даже в столь юном возрасте она уже может мечтать про принцев, любовь и свадебные платья.

Тут главное помнить, что ребенок — полноценная личность. Он становится неуправляемым, и родители и учителя больше не авторитеты для него.

Просыпается его натура, но сейчас все чувства обострены из-за гормональных изменений. К сожалению, этот кризис может затягиваться, а это значит, что никто не скажет вам, когда же это кончится.

Сильные переживания могут привести к нервному срыву. В пубертатном периоде это очень опасно.

На что следует обратить внимание родителям

Кризисы, учеба, друзья — это признаки нормального развития психики. Она становится все сложнее, иногда даже быстрее, чем нужно. Тогда ребенок сам себя не понимает. К сожалению, не всегда все идет гладко. Стоит знать о группах риска для детей любого возраста.

Группы риска

К ним можно отнести две группы: врожденные риски и риски среды.

Врожденные риски:

  • сильный токсикоз во время беременности;
  • употребление алкоголя и наркотиков матерью во время беременности;
  • перенесенные инфекции, в том числе нейровирусы в раннем возрасте;
  • травмы при родах, асфиксия;
  • сильные токсичные отравления детей до 1 года;
  • генетика.

Риски среды:

  • неблагополучная семья;
  • многодетные семьи, где детям уделяется мало внимания;
  • психические травмы (насилие, жестокое обращение);
  • социальная ограниченность (не ходит в школу, не гуляет с детьми).

У большинства таких детей наблюдается отставание в нервно-психическом развитии, а у некоторых — тяжелые отклонения. Для такого ребенка нет возможности пойти в школу с остальными – ему необходимо надомное образование или класс коррекции. Многое зависит от того, как и когда его начали лечить. Чем раньше это удалось сделать, тем лучше.

Родителям нужно помнить, что их ребенок – отдельная личность. Он не может стать копией вас или ваших родителей — его жизнь только начинается, и это его собственная жизнь. Важно следить, чтобы развитие малыша проходило в комфортных и безопасных условиях.

Тогда учиться новому, узнавать, радоваться он сможет без вреда для своей психики. Задача родителей — помогать, любить и оберегать детей от всех опасностей. Сейчас вы закладываете фундамент, с которого начнется строительство их жизни, формирование собственного «я», отношения к себе.

От этого фундамента зависит вся дальнейшая жизнь вашего ребенка.

Источник: https://rebenkoved.ru/psihologiya/razvitie-tsentralnoj-nervnoj-sistemy-rebenka.html

О вашем здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: