Особенности речевого развития глухих детей

Содержание
  1. Дети с нарушением слуха – причины и особенности развития
  2. Генетика
  3. Инфекции
  4. Неправильная гигиена
  5. Шумная обстановка
  6. Ототоксичные препараты
  7. Признаки снижения слуха у детей
  8. Классификация снижения слуха
  9. Характеристика детей с нарушением слуха
  10. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха
  11. Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха
  12. Особенности внимания
  13. Особенности памяти
  14. Особенности мышления
  15. Диагностика нарушения слуха у детей
  16. Лечение нарушений слуха у детей
  17. Исправникова Олеся Владимировна
  18. Особенности развития речи у глухих младших школьников
  19. Особенности памяти глухих детей дошкольного возраста
  20. Особенности психического развития в младший школьный возрастной период
  21. 1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн
  22. Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Дети с нарушением слуха – причины и особенности развития

Особенности речевого развития глухих детей

Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.

Генетика

40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.

Инфекции

Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать.

Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.

Неправильная гигиена

Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей.

Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку.

Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.

Шумная обстановка

Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.

Ототоксичные препараты

Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.

Признаки снижения слуха у детей

Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.

Главный признак снижения слуха у ребенка до года – отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту.

Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.

Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека.

Классификация снижения слуха

  • I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
  • II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
  • III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
  • IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.

Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.

Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.

Характеристика детей с нарушением слуха

Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией.

Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей.

Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и умственного развития.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.

В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг.

Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции.

Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.

Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха

Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.

Особенности внимания

Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.

Особенности памяти

Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром.

У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок.

У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.

Особенности мышления

Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом.

Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей.

В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.

Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.

Диагностика нарушения слуха у детей

Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.

Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.

В России самую первую проверку слуха должны провести в роддоме. Называется она «аудиоскриннинг» – это объективный метод исследования, который показывает наличие нарушений.

Этот тип диагностики может проводиться, даже если ребенок спит. Для детей постарше диагностику должен проводить специалист сурдоакустик, лор, аудиолог или сурдолог. Это может быть игровая или речевая аудиометрия.

Для детей с 12 лет допустимо проводить тональную пороговую аудиометрию.

Лечение нарушений слуха у детей

Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной.

И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто.

Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования.

Исправникова Олеся Владимировна

Обладатель диплома МГПУ по специальности «Сурдоакустик». Специалист по слуху «ника» с 2016 года

Читайте статью на нашем сайте – https://audionika.ru/info/snizhenie-slukha/deti-s-narusheniem-slukha-osobennosti.html

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bbdbfb0ae3d0700ab838254/deti-s-narusheniem-sluha--prichiny-i-osobennosti-razvitiia-5e707bc96215c37308e1aa98

Особенности развития речи у глухих младших школьников

Особенности речевого развития глухих детей

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Теоретическое изучение развития речи глухих детей младшего школьного возраста. 5

1.1. Закономерности развития речи в норме. 5

1.2. Особенности развития речи глухих детей. 19

1.3. Состояние речевого общения глухих детей в младшем школьном возрасте. 26

Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение развития речи глухих детей младшего школьного возраста. 31

2.1. Организация исследования. 31

2.2. Результаты исследования и их обсуждение. 35

2.3. Выводы и рекомендации. 43

Заключение. 55

Список литературы. 58

Введение.

Взгляды специалистов, занимающихся проблемами развития и обучения глухих детей, основываются на научном представлении о том, что в формировании личности неслышащего ребенка прослеживаются общие закономерности становления человеческой деятельности, однако, в иных условиях.

Определенные затруднения во взаимодействии глухого ребенка со средой и окружающими людьми обусловливают специфику его развития. Несомненно, существенную роль в формировании личности неслышащего оказывает своеобразие его общения на основе словесной речи (Р.М.Боскис, Т.А.Власова, Л.С.Выготский, А.И.Дьячков, Л.В.Нейман, Т.В.

Розанова, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф, Н.Д.Ярмаченко, Н.В.Яшкова и др.).

С учетом этого положения и значимости словесной речи в развитии человека особое внимание в коррекционном обучении детей с недостатками слуха уделяется обучению языку.

Специфика обучения глухих детей языку состоит в том, чтобы, «используя компенсаторные возможности, обеспечить формирование речи у глухих с учетом основных закономерностей этого процесса, наблюдающихся у слышащих» .

Действующая на протяжении нескольких десятилетий в школах для глухих детей коммуникативная система основана на утверждении, что процесс обучения языку «может и должен протекать по принципу формирования речевого общения» .

В этих словах автора коммуникативной системы заключаются два важных вывода, состоящих в том, что, во-первых, у глухих детей необходимо формировать навык речевого общения и, во-вторых, что овладение словесной коммуникацией значимо для обучения неслышащих системе языка.

Иначе говоря, речевое общение является и целью и средством обучения глухих школьников языку.

Особенности памяти глухих детей дошкольного возраста

Оглавление Введение 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5 1.1. Понятие памяти в научной литературе 5 1.2.

Характеристика процесса памяти у дошкольников (норма) 10 1.3. Закономерности развития памяти глухих детей дошкольного возраста 15 1.4.

Возможности развития памяти глухих детей дошкольного возраста 20 Выводы по главе I 23 ГЛАВА II. …

Актуальность темы исследования также связана с тем, что на фоне большого числа исследований психического развития глухих детей вопрос о развитии речи глухих детей младшего школьного возраста достаточно мало привлекал внимание исследователей.

Чтобы данные утверждения не казались бездоказательными, в дипломной работе будут рассмотрены не только теоретические основы развития речи глухого ребенка, но и конкретные результаты эмпирического исследования по изучению уровня развития речи глухих детей младшего школьного возраста.

Целью данной работы является изучение особенностей развития речи глухих детей младшего школьного возраста.

Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

— изучить теоретические основы психического развития ребенка с нарушением слуха;

— рассмотреть основные аспекты развития речи глухого ребенка;

— провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей развития речи глухих детей младшего школьного возраста;

— сделать выводы.

Как следствие, предметом исследования и анализа является речь глухих детей младшего школьного возраста.

Объектом исследования является развитие речи глухих детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: у глухих детей младшего школьного возраста имеются особенности и задержки в развитии речи, обусловленные общими закономерностями психического развития и структурой дефекта.

Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности применения результатов эмпирического исследования для разработки элементов системы коррекционной работы глухих детей младшего школьного возраста, а также в возможности использования в аналогичных курсовых и дипломных работах.

Цель и задачи дипломной работы определили ее структуру и внутреннюю логику. Работа включает такие разделы, как введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, библиографию и приложения, увязанные с текстом работы.

Теоретической базой исследования послужил обширный список литературы по психологии и коррекционной педагогике, отечественные монографии, периодические издания, справочная литература. Эмпирическая база исследования – коррекционная школа № 3 г. Москвы………..

Особенности психического развития в младший школьный возрастной период

Оглавление Введение Глава 1. Сравнительный анализ теорий психического развития детей младшего школьного возраста .

1 Развитие личности в младшем школьном возрасте с позиций теорий психического развития .2 Развитие мышления в младшем школьном возрасте .

3 Становление мотивационной сферы и самосознания в младшем школьном возрасте Глава 2. Анализ особенностей психического развития личности в младшем …

Список литературы.

1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1978, стр. 237-240.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

3. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М., 1966.

4. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети М, Изд во АПН РСФСР, 1963.

5. Боскис Р. М., Коровин К.Г.и Синяк В.А. Формирование грамматического строя языка тугоухих учащихся. М, Изд-во АПН РСФСР, 1955

6. Величко Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-ю МГУ, 1982. С.

7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.

8. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.

9. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М: Знание, 1986.

10. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии 1967 №2. Стр. 8-10.

11. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения. Под ред проф. Р. М. Боскис М, “Педагогика”, 1972

12. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. Для воспитателя дет. сада и родителей. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. – 160с.: ил.

13. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

14. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М., Просвещение, 1988. – 224с.

15. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. – М.: УРАО, 1997. – 176 с.

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии).

Психология- это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.

В науку она была введена в18 в. немецким …

16. Лей Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей. Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987.

17. Леонтьев А.Н. Избр. Психологические Произведения: В 2 т. М.: Педагогика.

18. Медведева Е.А. К вопросу о диагностики воображения и творчества у старших дошкольников с задержкой психологического развития (сообщение II) // Дефектология. – 1999.- №4.

19. Метт А. И. и Никитина Н. А. Зрительное восприятие устной речи. М, “Просвещение”, 1965.

20. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г.Хрипновой; отв. ред. В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1981.-400с.

21. Нейман Л В, Правдина О.В. Нарушение слуха и его влияние на формирование речи. В сб. “Расстройства речи у детей и подростков”, под ред проф С С Ляпидевского. М, “Медицина”, 1969, стр 60—79

22. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология ип психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995.

23. Обухов Л.Ф. Концепция Шана Пиаже: за и против – М., 1981. (стр. 108-110).

24. Общая психология – М., 1986 (стр. 322-330).

25. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988.

26. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – Второе издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.

27. Пиаже Ш. Роль действий в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965 №6 стр. 6.

28. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1983.-148с.

29. Пушкин В.Н. Эвристическая деятельность человека и проблемы современной науки // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. С. 201—217.

30. Рау Е. Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. М, Изд-во АПН РСФСР, 1950.

31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946 – 590с.

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Введение 1.Становление теории и методики развития речи дошкольников как науки 2.Развитие теории и методики развития речи дошкольников в советский период .Современный этап развития теории и методики развития речи дошкольников Заключение Список литературы Введение Развитие речи для человека играет основополагающую роль. Развитие речи лежит в основе общения в семье. Развитие речи это …

32. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. —Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с., ил.

33. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М., 1946. – 590с.

34. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 1969. – 381с.

35. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1998. — №4.

36. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995.

37. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ 1981.

38. Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М., 1968. С. 22-39.

39. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО “Модек”, 1995. – 416с.

40. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. – 1996. — №3.

Источник: https://forpsy.ru/works/diplomnaya/osobennosti-razvitiya-rechi-u-gluhih-mladshih-shkolnikov/

О вашем здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: