Особенности шока у детей

Болевой шок симптомы у детей

Особенности шока у детей

› Медицина

Травматический (еще его называют болевой) шок является ответной реакцией на тяжелые травмы, полученные человеком.

Данное патологическое состояние развивается на фоне сильной, острой и интенсивной боли и обильного кровотечения.

При травматическом шоке требуется оказание неотложных противошоковых мероприятий, в противном случае человек умирает. О симптомах и первой помощи при болевом шоке, вы узнаете из нашей статьи.

Первая помощь при болевом шоке

При обнаружении у человека симптомов шокового состояния, а также с профилактической целью при обширных и тяжелых травмах проводится противошоковая терапия.

Первая помощь при травматическом шоке должна быть оказана в кратчайшие сроки, онавключает в себя следующие мероприятия:

  • Остановка кровотечения.При артериальном кровотечении накладывается артериальный жгут. При венозном кровотечении требуется наложение тугой повязки и при необходимости венозного жгута;
  • Адекватное обезболивание. Если помощь оказывается очевидцами, то необходимо дать пострадавшему таблетку Анальгина или Ибупрофена. Если помощь оказывается медиками, то вводится обезболивающее парентерально, чаще внутривенно. Для оказания помощи при шоковом состоянии показано введение наркотических анальгетиков, например, Промедол;
  • Инфузионная терапия. Начинается уже на догоспитальном этапе. Во время оказания неотложной помощи пострадавшему одновременно в 2 вены вводят Физиологический раствор и один из противошоковых (Полиглюкин, Реопалиглюкин);
  • Обеспечить поступление свежего воздуха к пострадавшему. Если он находится в помещении, то открыть окна или двери, расстегнуть стесняющую одежду. По возможности проводится оксигенотерапия. Кислородная смесь подается через маску;
  • При отсутствии пульса и дыхания проводится сердечно-легочная реанимация. Необходимо удостовериться в проходимости верхних дыхательных путей, и приступить к выполнению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. При оказании неотложной помощи сотрудники Скорой помощи используют в этом случае дефибриллятор портативный и мешок Амбу или аппарат искусственной вентиляции легких (если машина им оснащена);
  • Транспортировка пациента в стационар проводится оперативно под контролем жизненных показателей (пульс, дыхание и артериальное давление). Инфузия лекарственных растворов продолжается и во время госпитализации.

Причины развития шокового состояния

Основная причина болевого шока – это массивная травма. Причем природа травмы не играет роли, это может быть:

  • Перелом крупных костей человека, например, бедренной, тазовых костей, плечевой, позвоночного столба и так далее;
  • Черепно-мозговая травма. Даже незначительная травма данной области сопровождается сильной болью, которая может спровоцировать возникновение шока;
  • Открытые и закрытые травмы органов брюшной полости.

Травматический шок сопровождает обширные ожоги, травмы, полученные в ДТП, на производстве и так далее. Как оказать первую помощь пострадавшим при ДТП, вы узнаете из статьи.

Следует выделить ряд патологических факторов, которые способствуют развитию шока и определяют его тяжесть:

  • Физиологические особенности человека, а именно болевой порог, наличие хронических патологий и ослабление защитных сил организма. У людей с низким болевым порогом даже умеренная боль вызывает сильнейший шок;
  • Наличие кровотечения. В данном случае организм ослабевает и острее воспринимает любые изменения. При массивной кровопотере в первую очередь страдает головной мозг и сердце;
  • Проникновение инфекции в кровоток (сепсис). Патогенные микроорганизмы приводят к интоксикации и резкому ухудшению самочувствия и нарушению работы жизненно важных органов;
  • Наличие размозженных тканей (краш-синдром). В этом случае происходит некроз данных тканей и сильнейшее отравление организма продуктами распада;
  • Возраст пациента. Дети острее чувствуют боль, чем взрослые люди. У пожилых людей организм ослаблен, поэтому шок развивается быстрее.

Симптомы болевого шока

В клинической картине болевого шока различают 2 фазы, которые имеют свою продолжительность и патологические симптомы. Фазы травматического шока:

  • Эректильная (возбуждения). Длится от нескольких секунд до нескольких часов. Ее длительность зависит от общего состояния организма до получения травмы, болевого порога и тяжести полученной травмы. Чем дольше длится данная фаза, тем слабее будет проявляться вторая и тем благоприятнее прогноз для человека;
  • Торпидная (торможения). При крайне тяжелых травмах, а также у ослабленных людей первая фаза может отсутствовать, и сразу появляются симптомы данной фазы.

Этополезно

знать!

Патологические признаки болевого шока у человека в фазе возбуждения:

  • Нервное возбуждение, которое проявляется беспокойством, в некоторых случаях агрессией. Человек не способен оценить тяжесть своего состояния, поэтому может отказываться от помощи и госпитализации;
  • Мелкая дрожь во всем теле, тремор рук;
  • Обильное потоотделение;
  • Тахикардия (учащенный пульс);
  • Учащенное дыхание, одышка;
  • Кожные покровы становятся бледными и холодными и липкими на ощупь;
  • Артериальное давление остается в пределах нормы в некоторых случаях наблюдается незначительное увеличение его показателей;
  • Зрачки широкие, отмечается нездоровый блеск глаз.

Патологические признаки болевого шока в фазе торможения:

  • Человек становится заторможенным, апатичным. Отмечается потеря сознания;
  • Артериальное давление резко снижено (гипотония);
  • Пульс частый малого наполнения;
  • Дыхание поверхностное;
  • Губы приобретают синюшный оттенок;
  • Руки и ноги становятся холодными из-за централизации крови;
  • Температура тела снижается, человек ощущает холод, озноб.

Лечение патологического состояния

Пациента в шоковом состоянии или при риске его возникновения в обязательном порядке госпитализируют. В стационаре врач проводит тщательный осмотр и составляет план лечения. Лечение патологического состояния в стационаре заключается в следующих мероприятиях:

  • Устранении причины возникновения шокового состояния. То есть устранение кровотечения, иммобилизация конечностей и сопоставление костных отломков при переломах, вправление вывихов и так далее;
  • Адекватное обезболивание. Вправление костных отломков и вывихов проводится под местной или общей анестезией. Прием анальгетиков проводится по многим показаниям (травмы, ожоги, послеоперационный период и другие);
  • Инфузионная терапия по показаниям (сильная боль, массивная кровопотеря, обезвоживание, ожоги);
  • Иммуностимуляторы;
  • Гормональная терапия по показаниям;
  • Антибактериальная терапия необходимо при открытых ранах, ожогах и размозжении тканей;
  • Реанимационные мероприятия при необходимости;
  • Симптоматическое лечение, направленное на устранение проблем сердечно-легочной, мочевыделительной, центральной нервной и других систем.

Травматический шок у детей

У детей в отличие от взрослых клиническая картина шока не имеет ярко выраженных фаз. Чем меньше ребенок тем менее выражено деление на фазы.

Это связано с физиологическими особенностями. У ребенка объем циркулирующей крови намного меньше, чем у взрослого человека, поэтому признаки шока возникают быстрее, они тяжелее. Быстрее развивается декомпенсация сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной системы.

Симптомы болевого шока у детей следующие:

  • Вялость, сонливость;
  • Частое и поверхностное дыхание;
  • Жалобы на сильную боль;
  • Частый пульс, при котором показатели давления долгое время могут быть в норме;
  • Кожа бледная с мраморным рисунком;
  • Руки и ноги холодные на ощупь;
  • Отсутствие длительное время мочеиспускания или же моча концентрированная в малом количестве.

Возможные последствия

Шоковое состояние имеет ряд негативных последствий, которые представляют реальную угрозу здоровью и жизни пострадавшему. К наиболее опасным последствиям относится:

  • Тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА). При массивном кровотечении в кровеносной системе образуются тромбы, так как организм пытается себя спасти и остановить истечение крови из раны. Эти тромбы подвижны, они могут оторваться и закупорить артерии легких. Это тяжелое состояние, которое часто заканчивается летальным исходом;
  • Заражение крови (сепсис). При открытых ранах в кровь проникает большое количество патогенных бактерий, которые с током крови разносятся по организму. Ослабленный организм не в состоянии с ними бороться, и возникает сепсис. Если вовремя его не диагностировать, то пациент умрет;
  • Повреждение почечной ткани вследствие гипоксии, что провоцирует развитие острой почечной недостаточности, а впоследствии и хронической почечной болезни;
  • Внутрибольничная инфекция, которая проявляется в виде пневмонии. Устойчивые к обработке антисептиком патогенные микроорганизмы у ослабленных пациентов способны вызвать тяжелую госпитальную пневмонию.

Источник: https://dermatologpro.ru/info/bolevoj-shok-simptomy-u-detej/

Шок у детей

Особенности шока у детей

Шок может наступить в результате тяжелой аллергической реакции, сильного инфекционного заболевания, болезни сердца, а также после большой кровопотери. Если вам известна причина шока, и ее можно устранить или уменьшить ее влияние, то сделайте это.

Например, удалите аллерген, вызывавший шок, или дайте ребенку сильный антигистаминный препарат. Если причина — большая кровопотеря, то сначала остановите кровь, затем приступайте к противошоковой помощи.

Если сразу начать противошоковое лечение, можно предотвратить поражение жизненно важных органов.

Симптомы шока:

  • Бледная, холодная и влажная кожа.
  • Жажда.
  • Тошнота и рвота. •
  • Учащенное поверхностное дыхание.
  • Слабый частый пульс.
  • Головокружение.
  • Потеря сознания.

Когда вызывать неотложную помощь:

Всегда, при наличии симптомов шока. Обратите внимание!

Нельзя:

  • перемещать ребенка, если у него травма позвоночника;
  • поить и кормить ребенка, если у него рвота.

Первая помощь при шоке:

1. Успокойте ребенка, следите за дыханием и пульсом.

2. Если ребенок в сознании и у него нет травмы грудной клетки с нарушениями дыхания или травмы головы, положите его на спину и поднимите ноги на 20-30 см.

3. Если сознания ребенок не потерял, но у него травма грудной клетки с нарушениями дыхания или травма головы, приподнимите ему голову, а не ноги.

4. Чтобы сохранить тепло, накройте ребенка одеялом или пальто.

5. Если у ребенка нет сердцебиения, начинайте сердечно-легочную реанимацию.

Первая помощь при остановке сердца и дыхания:

Помощь ребенку в возрасте до года:

1. Чтобы выяснить, в сознании ли ребенок, потрите его по спине или осторожно потеребите его.

2. Если ребенок не реагирует, то, крепко поддерживая рукой голову и шею и не сгибая ему спину, положите ребенка на твердую поверхность лицом вверх и обнажите ему грудь.

3. Чтобы освободить дыхательные пути от запавшего языка, приподнимите ребенку подбородок и отведите голову назад.

4. Если вы подозреваете у ребенка травму позвоночника, выдвиньте его нижнюю челюсть вперед, стараясь при этом не двигать голову и шею. Рот ребенка должен быть открытым.

5. Наклонитесь ухом ко рту ребенка, чтобы услышать его дыхание, и посмотрите, движется ли его грудная клетка. Присматривайтесь и прислушивайтесь не более 5 секунд.

6. Если ребенок не дышит, приступайте к искусственному дыханию. Не меняя положения головы ребенка, плотно обхватите своими губами его нос и рот. Сделайте неглубокий вдох и произведите два легких вдувания воздуха длительностью по секунде каждое, с паузой между ними.

7. Если грудная клетка во время искусственного дыхания не приходит в движение, осторожно поменяйте положение головы ребенка и сделайте еще два вдувания воздуха.

8. Если грудная клетка во время искусственного дыхания не приходит в движение, значит, дыхательные пути непроходимы.

9. Заметив, что грудная клетка приподнимается во время искусственного дыхания, положите два пальца на внутреннюю поверхность руки ребенка чуть выше локтя и слегка надавите. В течение 5-10 секунд пытайтесь нащупать пульс.

10. Если пульс есть, продолжайте искусственное дыхание, производя по одному вдуванию воздуха каждые три секунды. Через каждые двадцать вдуваний проверяйте пульс.

11. Через одну минуту вызовите неотложную помощь. Потом продолжайте искусственное дыхание с проверкой пульса.

12. Если пульса у ребенка нет, начинайте непрямой массаж сердца.

13. Не меняя положения головы ребенка, положите два пальца на середину его грудины чуть ниже сосков. В течение 3 секунд резко нажмите на грудину пять раз так, чтобы грудина каждый раз опускалась на 1,5-2,5 см. Нажимайте на грудину плавно и ритмично, не отрывая от нее пальцев.

14. Чередуйте одно вдувание воздуха с пятью нажатиями на грудину. Повторите эти приемы десять раз.

15. Вновь в течение 5-10 секунд старайтесь нащупать пульс. 16. Повторяйте приемы, описанные в пунктах 10 и 11, до появления пульса или прибытия врача. Если пульс восстановился, повторяйте прием, описанный в пункте 8.

Помощь ребенку от 1 года до 8 лет:

1. Чтобы выяснить, в сознании ли ребенок, осторожно потеребите его и позовите по имени.

2. Если ребенок не реагирует, то, крепко поддерживая рукой голову и шею и не сгибая ему спину, положите ребенка на твердую поверхность лицом вверх и обнажите ему грудь.

3. Чтобы освободить дыхательные пути от запавшего языка, приподнимите ребенку подбородок и отведите голову назад.

4. Если вы подозреваете у ребенка травму позвоночника, выдвиньте его нижнюю челюсть вперед, стараясь при этом не двигать голову и шею. Рот ребенка должен быть открытым.

5. Наклонитесь ухом ко рту ребенка, чтобы услышать его дыхание, и посмотрите, движется ли его грудная клетка. Присматривайтесь и прислушивайтесь не более 5 секунд.

6. Если ребенок не дышит, приступайте к искусственному дыханию.

7. Не меняя положения головы ребенка, большим и указательным пальцами зажмите ему нос и плотно прижмите свой рот к его рту. Сделайте два медленных полных вдувания воздуха, с паузой между ними.

8. Если грудная клетка во время искусственного дыхания не приходит в движение, поменяйте положение головы ребенка и сделайте еще два вдувания воздуха.

9. Если грудная клетка во время искусственного дыхания не приходит в движение, значит, дыхательные пути непроходимы. Вам необходимо оказать помощь в соответствии с инструкцией.

10. Заметив, что грудная клетка приподнимается во время искусственного дыхания, прикоснитесь двумя пальцами к адамову яблоку. Переместите пальцы в углубление между адамовым яблоком и мышцей на боковой стороне шеи. В течение 5-10 секунд пытайтесь нащупать пульс.

11. Если пульс есть, продолжайте искусственное дыхание, производя по одному вдуванию воздуха каждые четыре секунды. Через каждые 15 вдуваний проверяйте пульс.

12. Через минуту вызовите неотложную помощь. Потом продолжайте искусственное дыхание с проверкой пульса.

13. Если пульса нет, начинайте непрямой массаж сердца. Не меняя положения головы ребенка, положите выступ своей ладони ему на грудину пять раз так, чтобы грудина каждый раз опускалась на 2,5-4 см. Нажимайте на грудину плавно и ритмично, не отрывая от нее выступа ладони.

14. Чередуйте одно вдувание воздуха с пятью нажатиями на грудину. Повторите эти приемы 10 раз.

15. Вновь в течение 5-10 секунд пытайтесь нащупать пульс. 16. Повторяйте эти приемы до появления пульса или прибытия врача.

Помощь ребенку старше 8 лет:

1. Чтобы выяснить, в сознании ли ребенок, осторожно потеребите его и позовите по имени.

2. Если ребенок не реагирует, то, крепко поддерживая рукой голову и шею и не сгибая ему спину, положите ребенка на твердую поверхность лицом вверх и обнажите ему грудь.

3. Чтобы освободить дыхательные пути от запавшего языка, приподнимите ребенку подбородок и отведите голову назад.

4. Если вы подозреваете у ребенка травму позвоночника, выдвиньте его нижнюю челюсть вперед, стараясь при этом не двигать голову и шею. Рот ребенка должен оставаться открытым.

5. Наклонитесь ухом ко рту ребенка, чтобы услышать его дыхание, и посмотрите, движется ли его грудная клетка. Присматривайтесь и прислушивайтесь не более 5 секунд.

6. Если ребенок не дышит, приступайте к искусственному дыханию.

7. Не меняя положения головы ребенка, большим и указательным пальцами зажмите ему нос и плотно прижмите свой рот к его рту. Сделайте два медленных полных вдувания воздуха, с паузой между ними.

8. Если грудная клетка во время искусственного дыхания не приходит в движение, поменяйте положение головы ребенка и сделайте еще два вдувания воздуха.

9. Если грудная клетка во время искусственного дыхания не приходит в движение, значит, дыхательные пути непроходимы.

10. Заметив, что грудная клетка приподнимается во время искусственного дыхания, прикоснитесь двумя пальцами к адамову яблоку. Переместите пальцы в углубление между адамовым яблоком и мышцей на боковой стороне шеи. В течение 5-10 секунд пытайтесь нащупать пульс.

11. Если пульс есть, продолжайте искусственное дыхание, производя по одному вдуванию воздуха каждые 5 секунд. Через каждые 12 вдуваний проверяйте пульс.

12. Через минуту вызовите неотложную помощь. Потом продолжайте искусственное дыхание с проверкой пульса.

13. Если пульса у ребенка нет, начинайте непрямой массаж сердца. Не меняя положения головы ребенка, положите выступ своей ладони ему на грудину на два пальца выше ее нижнего края. Свою другую руку положите сверху. Пальцы рук сомкните замком, при этом они не должны касаться груди ребенка.

Подайтесь чуть вперед и в течение 10 секунд резко нажмите на грудину 15 раз так, чтобы грудина каждый раз опускалась на 4-5 см. Нажимайте на грудину плавно и ритмично, не отрывая от нее выступа ладони. Чередуйте два вдувания воздуха с 15 нажатиями на грудину. Повторите эти приемы 4 раза.

14. Вновь в течение 5-10 секунд пытайтесь нащупать пульс. 15. Повторяйте эти приемы до появления пульса или прибытия врача.

Обратите внимание! Если сердце бьется, нельзя надавливать на грудную клетку, так как это может привести к остановке сердца. Если вы подозреваете у ребенка травму позвоночника, не двигайте его голову и шею, когда определяете, дышит ли он.

Источник: https://vitopharma.ru/pervaya-pomoshh/shokovoe-sostoyanie/shok-u-detej.html

О вашем здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: