Особенности терморегуляции детского организма

Особенности температуры тела ребенка, терморегуляция

Особенности терморегуляции детского организма

Поддержание равенства теплопродукции и теплоотдачи в условиях изменения интенсивности метаболизма, двигательной активности организма ребенка и (или) температуры среды существования является одной из важнейших функций (первой) системы терморегуляции.

Величина температуры тела при достижении равенства величин теплопродукции и теплоотдачи могла бы устанавливаться на различных произвольных уровнях, но благодаря функции центральных — гипоталамических — центров терморегуляции эта величина температуры вполне определенная (меньше 37 град С).

Формирование центральными нейронными структурами гипоталамуса определенной величины регулируемой в данном организме температуры является второй важнейшей функцией системы терморегуляции.

Если обе эти функции выполняются успешно, то система терморегуляции обеспечивает решение главной ее задачи — поддерживает температуру мозга и других тканей «ядра» тела (печень, почки, мозг, работающие мышцы и др.) на относительно постоянном уровне.

Теплопродукция в организме ребенка, детей

Суммарная теплопродукция в организме состоит из первичной теплоты, выделяющейся в ходе постоянно протекающих во всех органах и тканях реакций обмена веществ, и вторичной теплоты, образующейся при расходовании энергии макроэргических соединений на выполнение мышечной работы и других функций. Теплопродукция в организме ребенка зависит от величины основного обмена, «специфически динамического действия» принимаемой пищи, мышечной активности и изменения интенсивности метаболизма, связанных с изменением температуры внешней среды. Метаболические процессы осуществляются с неодинаковой интенсивностью в различных органах и тканях, и поэтому вклад в общую теплопродукцию организма отдельных органов и тканей неравнозначен. Наибольшее количество тепла образуется в органах и тканях «ядра» организма: печени, почках, мозге, работающих мышцах.

Теплоотдача в организме ребенка, детей

Различаются следующие механизмы отдачи тепла организмом в окружающую среду: излучение, теплопроведение, конвекция, испарение влаги. Теплоотдача первыми тремя способами может осуществляться только при условии, когда температура поверхности тела выше, чем температура среды существования.

Теплоотдача за счет испарения влаги может осуществляться как при наличии положительной разницы температур поверхности тела и среды, так и в условиях более высокой температуры внешней среды. Теплоотдача путем испарения прекращается при 100 % насыщении внешней воздушной среды парами воды или в воде.

Все вышеперечисленные способы отдачи тепла подчиняются физическим законам.

За счет возникновения физиологических реакций организма на воздействие тепла, холода или существенное изменение теплопродукции можно оказать влияние на величину температуры поверхности тела, а тем самым на величину градиента температур между поверхностью тела и окружающей средой и величину теплоотдачи.

Этими реакциями являются сосудистые реакции — сужение или расширение поверхностных сосудов кожи.

Если расширения сосудов оказывается недостаточно для увеличения теплоотдачи (в условиях высокой внешней температуры), то стимулируется потоотделение, что создает дополнительные возможности для усиления теплоотдачи за счет испарения большего количества влаги с поверхности кожи и снижения температуры тела.

В условиях, когда при действии холода сужение сосудов оказывается недостаточным для снижения теплопотерь и предотвращения охлаждения организма, стимулируются физиологические реакции увеличения теплопродукции (сократительный и несократительный термогенез).

Таким образом, теплоотдача любым из способов является по своей природе пассивным физическим процессом, а физиологические терморегуляторные реакции сосудов или потоотделения лишь способствуют изменению условий рассеяния большего или меньшего количества тепла в окружающую среду и достижения баланса между величинами теплопродукции и теплоотдачи.

Кожа новорожденных и детей раннего возраста хорошо васкуляризована, и вследствие интенсивного притока нагретой крови к поверхности тела из внутренних органов температура кожных покровов у детей выше, чем у взрослых.

Кроме более высокого градиента температур между поверхностью тела и внешней средой у детей имеется еще ряд факторов, обусловливающих интенсивную теплоотдачу.

Это в 2 раза большая площадь поверхности тела на 1 кг массы тела, малая толщина кожи и ее низкие теплоизоляционные свойства, особенно при недостаточности подкожного жирового слоя.

Созревание у ребенка механизмов регуляции теплоотдачи отстает от развития механизмов регуляции теплопродукции и фактически завершается только к 7-8-летнему возрасту. Раньше (к 6 мес.-1 году) созревают механизмы регуляции теплоотдачи через реакции поверхностных сосудов.

Увеличение функциональной активности потовых желез и регуляция потоотделения развиваются у детей в более поздние сроки.

Запаздывание развития механизмов, контролирующих теплоотдачу, по сравнению с развитием механизмов регуляции теплопродукции обусловливает то, что при несоблюдении элементарных мер предосторожности или при развитии некоторых заболеваний перегревание детей первых месяцев и лет жизни более вероятно, чем их переохлаждение.

Состояния перегревания или переохлаждения детского организма особенно вероятны при контакте тела с водной средой (ванночки) или с другими физическими телами (холодный операционный стол и другие условия), когда рассеяние тепла осуществляется посредством теплопроведения. Интенсивность теплоотдачи при этом также зависит от градиента температур контактирующих тел, площади контактирующих поверхностей, времени теплового контакта и теплопроводности контактирующего тела.

Высокие скорости рассеянии, тепла и перегревания или переохлаждения тела ребенка достигаются при отдаче им тепла конвекционным потокам воздуха или воды. Обнаженные дети 1-го месяца жизни при температуре воздуха 30-34 град С отдают конвекционным потокам воздуха около 36 % тепла.

Высокой интенсивности теплоотдачи у детей способствует также рассеяние тепла посредством испарения влаги с поверхности тела и со слизистой оболочки дыхательных путей.

Решающую роль в изъятии тепла от внутренних органов и тканей, продуцирующих его в больших количествах, и предупреждении их перегревания играет циркуляция крови.

Кровь обладает высокой теплоемкостью, и за счет усиления или ослабления кровотока, направленного к поверхностным тканям, осуществляются перенос тепла к поверхности тела, ее согревание или охлаждение и создание условий для большей или меньшей отдачи тепла в окружающую среду.

Уровень регулируемой температуры тела устанавливается в организме гипоталамическими центрами терморегуляции.

Температура тела ребенка, детей

Плод, находящийся в утробе матери при относительно постоянной температуре ее тела, не нуждается в собственной терморегуляции.

Температура тела (ректальная) у здорового новорожденного составляет 37,7-38,2 град С, что на 0,1-0,6 град С выше температуры тела матери. У детей, родившихся недоношенными, родившихся в асфиксии или сильно травмированных при рождении, наблюдается значительное снижение температуры тела, которое может сохраняться в течение нескольких суток.

В течение ближайших нескольких часов после рождения температура тела у здоровых новорожденных понижается на 1,5-2 град С. На степень снижения температуры тела влияют вес ребенка, размеры его тела, количество первородной творожистой смазки, условия ухода за новорожденным. У здоровых детей температура тела вскоре начинает повышаться и через 12-24 ч достигает 36-37 град С.

Ректальная температура у детей обычно на 0,3-0,5 град С выше кожной, измеряемой в подмышечной впадине или в паховой области. После физических упражнений, особенно после бега, длительных прогулок и других нагрузок временное повышение ректальной температуры у детей больше, чем подмышечной, а разница температуры в этих областях может достигать 1 град С и более.

Характер суточных колебаний температуры тела, или циркадного ритма, у разных детей варьирует, но относительно постоянен у отдельного индивидуума.

Циклические суточные колебания температуры тела у здорового ребенка устанавливаются к 1,5-2 мес. жизни, что совпадает по времени с формированием суточных ритмов сердечных сокращений и частоты дыхания. У недоношенных детей суточная цикличность температуры устанавливается значительно позднее, чем у доношенных.

Относительная недостаточность теплопродукции у новорожденных, и особенно недоношенных, требует создания для них оптимального температурного окружения — термонейтральной зоны. Ее границами является диапазон температуры воздуха, окружающего ребенка, при котором нормальная температура тела поддерживается при минимальном напряжении механизмов теплопродукции.

У здоровых новорожденных детей практически не наблюдается снижения температуры тела ниже 36-36,1 град С. Снижение температуры ниже этого уровня обычно отражает несостоятельность энергетического обмена.

Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами

Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами. Длительное влияние холода или жары может оказаться некомпенсированным еще недостаточно зрелыми механизмами терморегуляции и привести к значительному повышению (экзогенная гипертермия) температуры тела или ее снижению (экзогенная гипотермия), что часто возникает у недоношенных и незрелых детей.

Легко перегреваются при повышении температуры воздуха новорожденные, что обусловлено малой массой их тела, близостью значений температуры термоиндифферентной зоны и температуры тела, низкой функциональной активностью потовых желез. Перегреванию способствует также излишнее ограничение теплоотдачи одеждой.

При действии пониженной температуры воздуха у новорожденных усиливается теплопродукция, однако интенсивность этой реакции часто оказывается недостаточной для сохранения нормальной температуры тела, особенно при длительном воздействии холода.

Таким образом, среди важнейших особенностей терморегуляции у новорожденных можно выделить: более высокий уровень теплоотдачи по отношению к теплопродукции; ограниченную способность увеличивать теплоотдачу при перегревании, а также повышать теплопродукцию при охлаждении; неспособность реагировать лихорадочной температурной реакцией из-за слабой чувствительности нейронов гипоталамуса к действию лейкоцитарного и других эндопирогенов и содержанию в крови в высокой концентрации аргинин-вазопрессина, снижающего температуру тела.

Особенностью терморегуляции у новорожденных является отсутствие реакций повышения терморегуляционного тонуса и холодовой дрожи при понижении температуры тела. При быстром охлаждении у них возникают разнообразные некоординированные движения, сопровождаемые криком. Эта реакция служит сигналом для матери о необходимости устранить воздействие холода.

Критериями зрелости системы терморегуляции принято считать наличие у ребенка относительного постоянства ректальной температуры при температуре воздуха 20-22 град С; разницы между ректальной температурой и температурой в подмышечной впадине или между температурой кожи на груди и на стопах; суточной периодики температуры тела; температурной реакции при инфекционных заболеваниях (например, при гриппе).

Прививки ребенку от гриппа — детская поликлиника «Маркушка».

Гипертермия у ребенка, детей

Если интенсивность теплопродукции превышает способность организма отдавать тепло в окружающую среду, возникает гипертермия.

Вероятность возникновения гипертермии возрастает в условиях действия на организм внешней температуры, превышающей 37 %, при 100 % влажности воздуха, когда испарение пота или влаги с поверхности тела становится невозможным.

В случае продолжительной гипертермии может развиться тепловой удар.

Это состояние организма характеризуется покраснением кожи в результате расширения периферических сосудов, отсутствием потоотделения, признаками нарушения функций центральной нервной системы (нарушение ориентации, бред, судороги). В более легких случаях гипертермии может развиться тепловой обморок, когда в результате резкого расширения периферических сосудов происходит падение артериального давления.

Источник: http://mark-med.ru/stati/osobennosti-termoreguljacii-u-detej/

Возрастные особенности развития обмена веществ и терморегуляции у детей и подростков

Особенности терморегуляции детского организма

Определение 1

Терморегуляция — это способность организма поддерживать температуру тела в определенных пределах даже если температура окружающей среды существенно отличается от нее.

Результатом деятельности системы терморегуляции является поддержание оптимальной температуры внутри организма, которая обеспечивает нормальный обмен веществ. У плода терморегуляция осуществляется за счет матери.

При этом теплоотдача реализуется через плаценту, что позволяет сохранить изотермию плода. Для плода это свойство достаточно важно, поскольку он настраивается на последующее полноценное постэмбриональное развитие.

Особенностью процесса терморегуляции детей является несовершенство процессов динамики обмена веществ. Несовершенная терморегуляция у них объясняется рядом причин:

  • завершение формирования нервного центра химической терморегуляции;
  • несовершенством механизмов теплоотдачи или физической терморегуляции. У детей не полностью развиты сосудодвигательные реакции, которые регулируют кровоснабжение кожи;
  • большой относительной поверхностью тела ребенка. Чем младше ребенок, тем большая поверхность его тела соответствует единице массе. Таким образом, процесс теплоотдачи у детей более интенсивный по отношению к взрослым. Потребность в образовании тепла у детей значительно выше;
  • особенностями строения покровов тела, а именно тонкостью эпидермиса, подкожно-жировой клетчатки, рогового слоя кожи, слабым развитием половых желез.
  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

Определение 2

Теплопродукция – это процесс образования теплоты в тканях и органах в результате работы, совершаемой в живом организме.

Изменение теплопродукции наблюдается уже у грудных детей. Для них характерно усиление теплопродукции при охлаждении и ее ослабление при нагревании. Теплопродукция мышц увеличивается при охлаждении ребенка при повышении терморегуляторного тонуса. Для новорожденного ребенка важным источником тепла является бурая жировая ткань.

Механизм отдачи тепла у новорожденного и грудного ребенка также несовершенен, поэтому ребенка достаточно легко перегреть. Просвет кожных сосудов у детей меняется рефлекторно. При охлаждении сосуды рефлекторно сужаются.

Таким образом для детей раннего возраста основным механизмом, который поддерживает постоянство температуры тела является химическая терморегуляция. С возрастом возрастает роль физической терморегуляции. Условной границей перехода от одного типа терморегуляции к другому является девятилетний возраст.

Высокий уровень теплопродукции в этом возрасте служит способом компенсаций потерь тепла, который обусловлен недоразвитием физической терморегуляции.

К 6 – 7 годам отмечается увеличение возможности физической терморегуляции с одновременным снижением роли химической терморегуляции.

Это становится возможным благодаря развитию мышечной стенки артерий и артериол, увеличение возможностей перераспределения крови.

Терморегуляция у подростков

В начале пубертатного периода, который для женщин начинается в 10 лет, а для мальчиков в 12 лет, происходят существенные гормональные перестройки.

При появлении первых признаков полового созревания происходит установление баланса между физической и химической терморегуляцией. Этот баланс увеличивает степень развития всех адаптационных механизмов.

Считается, что физическая терморегуляция будет совершенствоваться интенсивнее, если начинать закаливающие мероприятия.

Температура тела у ребенка, который только что родился, может колебаться от 37, 7 до 38, 2 °С. Данная величина во многом зависит от способности плода к самостоятельной теплопродукции.

В течение 30 – 60 минут температура плода существенно снижается. Сильно выражена температурная асимметрия различных участков кожи.

В течение нескольких дней температурная кривая у новорожденных имеет беспорядочный характер и выравнивается постепенно.

Новорождённый может легко перенести снижение температуры на несколько градусов. Напротив, повышение температуры переносится им весьма трудно. Перегреть ребенка весьма легко, так как его масса тела небольшая и для ее нагрева требуется меньше времени.

В подростковом возрасте сосудистые реакции становятся совершенными, их латентный период значительно уменьшается, а продолжительность и скорость возвращаются к исходному уровню. Но даже к 13-летнему возрасту сосудистые реакции не могут достигнуть уровня взрослого человека.

Также установлено, что между величиной температуры кожи и возрастом человека имеется обратная зависимость: чем младше человек, тем выше температура его кожи. Женщины в возрасте 8 – 12 и 18 – 25 лет имеют температуру кожи несколько выше, чем мужчины.

В возрасте от 1 года до 7 лет половые отличия в температуре кожи фактически не проявляются.

Отмечается также, что скорость восстановления кожной температуры после местного охлаждения у лиц более младшего возраста несколько меньше, чем у лиц старших возрастных групп.

Способы обеспечения нормального обмена веществ через стабилизацию терморегуляции

Несмотря на яркие возрастные различия в процессе терморегуляции для человека любого возраста большое значение в процессе адаптации к температурным изменениям имеют следующие тенденции:

  • закаливание (в соответствии с возрастными нормами);
  • упражнения сосудистых и нейрогуморальных сосудов;
  • обтирание, воздушные ванные, купание.

Все процессы способствуют увеличению толщины эпидермиса, а также тренируют реакцию потовых желез.

Таким образом, развитие терморегуляции связывают с увеличением массы тела человека в ходе возрастного развития.

Также происходит существенное снижение относительной площади поверхности тела, развитие потовых желез, формирование теплоизолирующих свойств за счет развития подкожно жировой клетчатки.

Дети и подростки находятся на стадии актуального развития процесса терморегуляции, поскольку в течение этого периода весь человеческий организм настраивается на процесс адаптации в окружающей среде.

Источник: https://spravochnick.ru/medicina/vozrastnye_osobennosti_razvitiya_obmena_veschestv_i_termoregulyacii_u_detey_i_podrostkov/

Первые признаки и лечение нарушения терморегуляции организма у ребенка

Особенности терморегуляции детского организма

  • Причины и симптомы
  • Акклиматизация
  • Повреждение гипоталамуса
  • Вегетососудистая дистония
  • Лечение и профилактика
  • Что делать?

Довольно часто у детей может наблюдаться постоянно повышенная или наоборот, пониженная температура тела при отсутствии видимых причин какой-либо болезни. Ваше чадо не простужено, все его возможные анализы в норме, врач-педиатр методом дифференциальной диагностики не может выявить явную причину такого состояния? Тогда, скорее всего, у вашего ребенка нарушение терморегуляции организма.

Причины и симптомы

Симптомы нарушения терморегуляции у детей обычно проявляются смазано — явным из них принято считать постоянно высокую или низкую температуру, по сравнению с нормой, а также регулярные её колебания в установленных пределах. Также, малыш может чувствовать постоянный озноб, головокружение и прочие негативные состояния.

Сопровождающий это состояние физиологический процесс, связан с особенностями работы центральной нервной системы, которая даёт сигнал всем органам на температурную коррекцию в зависимости от обстоятельств.

Главными причинами нарушений терморегуляции у детей принято считать вегетососудистую дистонию, акклиматизацию к новым условиям проживания/внешней среде и повреждения гипоталамуса.

Акклиматизация

Вы переехали на новое место с другим климатом или же съехали с сельского дома в огромный шумный мегаполис. Резкое изменение условий проживания или климата, всегда запускает процесс акклиматизации, которые бывает весьма длительным, вплоть до нескольких лет.

Повреждение гипоталамуса

Данная проблема может быть как врождённой, так и приобретенной.

Практически всегда при заболеваниях гипоталамуса нарушается температурная регуляция, наблюдается повышенное потоотделение, в некоторых случаях — несистемная тахикардия.

В зависимости от поврежденной области и её размера, ребенок может страдать самыми разнообразными синдромами психологического или физиологического характера.

Однако повреждения гипоталамуса часто диагностируются еще в младенческом возрасте, поэтому если у вашего чада нет такой проблемы, то почти наверняка, у ребенка выявят вегетососудистую дистонию.

Вегетососудистая дистония

Данный полисиндром — как болезнь призрак. Его очень сложно определить методами классической диагностики, поскольку в большинстве случаев симптомы проблемы схожи с привычными заболеваниями и расстройствами.

К основным её клиническим проявлениям, относят разнообразные вегетативные расстройства, учащенное или пониженное сердцебиение, легкие нарушения системной невралгии, регулярные проблемы с дыханием и кардиалгии.

Маленький больной часто ощущает жар на лице, боли в суставах, у него нарушен сон, руки и ноги быстро замерзают вне зависимости от погодных условий.

Вегетососудистую дистонию можно лечить только под наблюдением квалифицированного врача, а сам курс лечения может быть очень длительным, вплоть до нескольких лет.

Лечение и профилактика

Итак, мы выяснили, какие же основные причины могут вызывать нарушения терморегуляции у детей.

Если с акклиматизацией всё более-менее ясно, нарушения и поражения гипоталамуса легко диагностируются современными методами магнитно-резонансной томограммы, то, как быть с вегетососудистой дистонией?

В первую очередь, подавите в себе соблазн приёма разрекламированных лекарств и исключите методы самолечения — заниматься этой проблемой должен исключительно специалист, который подбирает необходимый перечень и лекарств и назначает медикаментозную и физиотерапевтическую терапию в каждой отдельном индивидуально случае, в зависимости от состояния маленького пациента. Ваша основная задача — это уменьшение влияния ВСД на нормальную жизнь ребенка и предупреждение дальнейшего прогрессирования проблемы с нарушением терморегуляции организма.

Что делать?

  • Кардинально пересмотрите ежедневное меню ребенка, существенно ограничив употребление мучного, соленого и жирного. Максимально расширьте рацион за счёт продуктов, богатых на магний, кальций и калий, а также полиненасыщенных жирных кислот — это овсяная каша, орехи, шиповник, соя, салат и изюм.
  • Нормализируйте сон ребенка, давая ему отоспаться не менее десяти часов в сутки. Максимальное время у телевизора или компьютера — один час в день.
  • Организуйте регулярные прогулки на свежем воздухе, не менее четырёх часов ежесуточно.
  • Детям с нарушениями терморегуляции, необходимы укрепляющие занятия в группах здоровья, подвижные и активные виды спорта, а особенно плавание и настольный теннис. Исключите нормативные нагрузки и выдающиеся результаты — они требуют максимальной концентрации всех сил организма и подрывают здоровье.
  • Не стоит забывать и о физиологических процедурах в виде электрофореза, а также закаливания — это отличная тренировка ЦНС и всего организма. Полезен будет также целебный массаж.
  • В осенне-зимний период давайте чаду витаминные поликомплексы, интерферон и хорошие гомеопатические средства, повышающие иммунитет.

К полноценному медикаментозному лечению детей в случае наличия вегетососудистой дистонии и соответственно, нарушений терморегуляции организма, прибегают лишь в отдельных случаях, когда синдром существенно влияет на качество жизни и напрямую угрожает здоровью маленького пациента.

Запомните — данная проблема больше лежит в области неврологии, чем физиологии, от неё тяжело избавиться только лишь при помощи таблеток и лекарств!

Источник: www.doctorfm.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vashezdorovye/pervye-priznaki-i-lechenie-narusheniia-termoreguliacii-organizma-u-rebenka-5ad8f087c3321b26f5210259

О вашем здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: