Отсутствие критики к своему состоянию

Содержание
  1. Психология. Что необходимо знать о критике
  2. Что заставляет человека критиковать?
  3. Как чувствует себя критикуемый?
  4. Позитивная критика — это как?
  5. Какая польза от критики?
  6. Подведение итогов
  7. Что делать, если в семье есть психически больной — и он отрицает лечение
  8. Больше 11 % нуждающихся в психиатрической помощи людей в течение первых двух лет заболеванияне получают ее, потому что безуспешно «лечатся» у других специалистов.
  9. Самое опасное следствие отказа от лечения — суицид. Страдающий человек поглощен болезненными переживаниями и без помощи медикаментов нередко приходит к самоповреждению или попытке самоубийства.
  10. В каком положении оказываются родственники больного
  11. Один полюс — это вина за поведение больного, стыд за то, что происходит в семье, и — как следствие этой вины — полное подстраивание под болезнь. Именно в этом причина гиперопеки, особенно характерной для семей алкоголиков и наркоманов.
  12. Из-за этого вся семья может постепенно оказаться в социальной изоляции, которая также может быть следствием стигматизации — негативного отношения общества к психически больным.
  13. Что закон говорит о принудительной госпитализации
  14. — Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 № 3185-1 ст 29 (ред. от 19.07.2018), статья 29: «Jснования для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке»
  15. Принудительная госпитализация — всегда не лучший вариант. Любое насилие сопровождается психической травматизацией.
  16. Как вести себя с человеком, страдающим от психического расстройства
  17. Ни в коем случае родственникам не следует угрожать человеку, шантажировать, критиковать, запугивать. Важно сохранять спокойствие и доброту по отношению к страдающему, набраться терпения.
  18. Если у больного есть бредовые фантазии, то рекомендуется спокойно их выслушать и не показывать, что вы расстроены или огорчены, встревожены чем-то, можно даже и подыграть в такой ситуации.
  19. Какое отношение к происходящему стоит выработать
  20. Важно понимать, что острое состояние — не навсегда, его можно пережить, перетерпеть, лечить. Главное — верить в лучшее и искать помощи.
  21. О своей тревоге тоже важно говорить с врачом и согласиться на поддерживающую терапию: обстановка в семье, где проживает больной человек, может быть психотравмирующей для других ее членов.
  22. Как помочь человеку с психическим расстройством принять необходимость лечения
  23. Врача можно вызвать на дом или представить больному как психолога или психотерапевта, который «просто поговорит», — это будет восприниматься страдающим не так болезненно.
  24. Современная психиатрия потихоньку переходит на амбулаторную форму на «западный манер», когда не требуется госпитализация.
  25. Чего нельзя говорить больному
  26. Что можно говорить больному
  27. Поведение близких таких людей должно быть основано на заботе и желании помочь. Не для всех подходят стандартные фразы: «успокойся…», «всё будет тип-топ..», «возьми себя в руки…» — они вообще зачастую не работают.
  28. Ваша собственная открытость, рассказ о себе поможет раскрыться и больному человеку.
  29. Что, если родственники ошибаются
  30. Как самому проверить, всё ли в порядке
  31. Если же вы вполне довольны своей жизнью и только конфликты в семье и на работе ее портят, то можно попробовать обратиться к психологу для решения трудностей в межличностных отношениях — расстройства у вас, скорее всего, никакого нет.
  32. Всем: от ревнивцев до меланхоликов и от творческих личностей до обыкновенных мудаков — вариант обращения к врачу-психиатру не подходит!
  33. Как распознать психическое расстройство по манере общения
  34. Биполярное аффективное расстройство (БАР)
  35. Генерализованное тревожное расстройство
  36. Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
  37. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  38. Шизофрения
  39. Исследование критичности. Оценка и интерпретация результатов
  40. Проба Эббингауза
  41. Методика Дембо-Рубинштейн
  42. Метод исследования уровня притязаний

Психология. Что необходимо знать о критике

Отсутствие критики к своему состоянию

Критик в зоопарке: взглянул на жирафа, сказал: «Как обычно, слишком растянуто и не типично».

Зачастую мы можем наблюдать, как люди критикуют или же напротив, сами становятся объектом для критики. Так откуда же у людей берётся потребность критиковать? Есть ли какой либо прок в критике? Что такое позитивная критика? Каково воздействие критики на психику?

Существуют несколько способов выражения критики: устная, письменная и наконец с помощью действий. Критика определяется как выявление и демонстрация различных недостатков, положительных и отрицательных сторон человека или же объекта. С моральной точки зрения, критика может быть позитивной или негативной. Принимая во внимание эти факторы, различным будет и воздействие критики.

Что заставляет человека критиковать?

Критика может оказаться полезной и способствовать развитию, и совершенствованию, как личной, так и общественной жизни, в случае когда на ошибки указывают с добрым намерением. Такую критику можно отнести к позитивной, она преследует своей целью исправление ошибок.

Люди предпочитающие негативную критику, спустя некоторое время приобретают привычку во всём видеть только отрицательные качества. Основой для негативной критики могут послужить личные интересы, эмоции, зависть и соперничество.

В подобных случаях отсутствует доброе намерение и желание исправить ошибку или решить проблему. Обе стороны от такой критики получают только вред.

Искреннее желание помочь, непредвзятая оценка и отсутствие личных соображений, нередко избавляют от разрушающей критики, но следует тонко чувствовать когда будет уместна критика и в какой форме её необходимо подать.

В современном мире, мы можем наблюдать, как многие уважаемые лица подвергаются разрушающей критике по телевидению, в печати и на радио. В ходе различных дискуссий можно услышать массу критических замечаний в адрес оппонента, преследующих одну единственную цель — нанести моральный и материальный вред. Подобная тактика наносит невосполнимый урон общественной жизни и её необходимо искоренить.

На манер Западного общества, у нас развивается индивидуализм с чрезмерным эгоизмом. В таком обществе, люди пытаются унизить других, чтобы не оказаться униженным самому. Подвергая разрушительной критике окружающих, люди стараются защитить свои интересы, чтобы преуспеть. В результате процветает самодовольство и эгоизм, увеличивающие негативную критику.

Для разрушающей критики характерно отсутствие эмпатии и сочувствия к оппоненту. Человек же обладающий способностями к пониманию и сочувствию в меньшей степени подвержен проявлению разрушительной критики.

Люди, склонные замечать отрицательные качества и пессимисты, в  большей мере расположены к поиску недостатков во всех и вся. Склонность покритиковать возрастает и у людей чувствующих себя несчастными и неудовлетворёнными, при это сами они, могут и не замечать своего состояния. Таким людям требуется помощь от окружающих.

К примеру в течение игры, ребёнок с пессимистическим настроем, может воспринять любое высказывание товарищей в свой адрес, как попытку обидеть его. Чтобы защитить себя,он станет их критиковать и решит, что его не любят. Близкие ему люди, должны проявить внимание и заботу в этом случае.

Замечено, что люди чрезмерно старающиеся достичь во всём совершенства, так же склонны всех оценивать. Желая устранить все ошибки они выносят их на суд окружающих и усугубляют этим стрессовое состояние объекта своей критики.

Например, родители стремящиеся к совершенству, могут потребовать от ребёнка, чтобы он учился только на пятёрки.

С большой долей вероятности, подобные ожидания ребёнок не сможет оправдать, что может вызвать у него стресс и помешает раскрытию его лучших качеств.

На подсознательном уровне критик полагает: «Мои знания и умения куда лучше!». Отталкиваясь от этой мысли, он ищет изъяны у людей или событий. Находя недостатки, такой человек, как бы доказывает, что знает и умеет гораздо больше, чем его оппонент. Подобная критика постепенно ведёт к росту самовлюблённости и эгоизму, и приобретает разрушающую силу.

Бывает, что к критике прибегают чтобы скрыть свои ошибки. Подобные ситуации можно часто встретить в организациях. Критикующий думает, что если он будет находить недостатки в работе окружающих он укрепит свой авторитет, одновременно скрыв свои ошибки.

Если такую тактику используют в семье, это может привести к ссорам между её членами. Человек, который оценивает всех и всё с негативной точки зрения, часто испытывает сомнения и пребывает в стрессе.

Распространяя отрицательную энергию на окружающих, такой человек в конце концов оказывается в изоляции.

Как чувствует себя критикуемый?

Перед тем как дать оценку, следует понимать, что все произносимые слова будут отражаться от критикуемого и это отражение может быть, как позитивным, так и негативным.

Подумайте, какое влияние окажет критика на человека и его действия в последствии, какую пользу и для кого несёт ваша критика.

Учитывайте и то, что если вам не удастся сформулировать оценку с позитивным настроем, критика может причинить вред оппоненту.

В основном критика вводит в состояние стресса критикуемого и это в последствии может привести к ухудшению отношений между людьми. Отмечено, что человек, который подвергает всё разрушающей критике чувствует себя одиноким даже в семье. Окружающие сторонятся таких людей так как получают всегда негативные оценки.

Вместе с критикой у собеседника иногда возникает чувство отверженности. Человек, который постоянно выслушивает критику в свой адрес чувствует себя неудачником и его самооценка становиться заниженной.

В таких условиях у него нарастает беспокойство и он находясь в состоянии постоянного стресса совершает всё больше ошибок.

В свою очередь, человек часто совершающий ошибки, получает больше негативной критики.

Критика способна привести человека к потере активности и смелости или к нарастанию раздражения. Человек получающий изо-дня в день отрицательные оценки становится робким, если же критикуемый проявляет озлобленность, дальнейший диалог с ним становится невозможен.

Несмотря на наличие достойных качеств, по непонятным причинам внимание заостряется только на его промахах и ошибках. Когда постоянно игнорируют сильные стороны критикуемого, их количество со временем уменьшается, ведь если садовник станет уделять внимание только сорнякам, то сад вскоре одичает. Человек постоянно подвергаемый критике чувствует себя несчастным и может замкнуться в себе.

Позитивная критика — это как?

Оцеивая человека или какой-либо объект, особое внимание стоит уделить тону с которым мы это делаем. Извлечёт ли оппонент пользу из нашей критики в большей степени зависит от намерений критика, которые легко понять через используемые слова и стиль изложения оценки.

Избегайте резких выражений, которые могут спровоцировать собеседника, постарайтесь как можно мягче указать на ошибки и ваша критика будет позитивной и конструктивной. Так мы сможем расположить оппонента, чтобы он извлёк максимальную пользу из нашего мнения. В противном случае мы рискуем оттолкнуть от себя критикуемого и он просто станет невосприимчив к нашим доводам.

Если критикуя исходить из того, что объект недостаточно хорош и обладает недостатками, мы получим субъективную критику. В случае же если наша критика будет строится на общепринятых стандартах и критериях, мы можем добиться объективной критики.

К примеру если выстроить речь используя фразы «я полагаю», «как мне кажется», «моё мнение», то высока вероятность, что критикуемый останется глух к нашим замечаниям. Для того, чтобы быть услышанными, нам следует строить свою речь используя слова «последние исследования показали», «мнение ведущих специалистов в этой области» и т. д.

Другими словами, постарайтесь в своей речи обосновывать свои замечания и стандарты используя объективные источники.

Критика будет позитивной, если коллеги делятся своими опытом и знаниями с нами, или наш руководитель выражает своё мнение по какому-то вопросу, так как критикуемый в этом случае способен извлечь определённую пользу, достигнув более высоких результатов. Многие люди прислушиваясь к такой критике, освобождаются от своих недостатков и становятся лучше. В образовании и воспитании такая критика иногда даже бывает необходима.

Несмотря на то, что наша критика нацелена на исправление недостатков, мы можем получить обратный эффект. Вместо исправления, ошибки могут наоборот ещё глубже укорениться.

Старайтесь избегать высказываний о том, кто прав, вместо этого сфокусируйте внимание на том, каким должен быть человек. Будет неправильно, если постоянно твердить оппоненту о его недостатках, это может привести к привыканию и укоренению этих недостатков.

Смените тактику и вспомните про сильные стороны человека, а о недостатках, лишь вскользь упомяните.

Особенно важно говорить о положительных качествах в общении с детьми. Если вы поручили ребёнку выполнение какого либо задания, а он допустил ошибку, то следует вначале указать на проявленные положительные качества и лишь после этого говорить об ошибках. При таком подходе, мы сумеем уберечь тёплые отношения и сохраним его уверенность в собственных силах.

Следует избегать критики в адрес своих сослуживцев, так как вы рискуете получить ответную критику. Кроме того вы можете стать причиной распространения клеветы и недоброжелательных отношений в коллективе.

В результате может сложиться атмосфера, где все начнут замечать только ошибки друг друга.

В таком коллективе будут нарушены взаимоотношения и взаимопонимание, а отсутствие взаимовыручки и поддержки затруднит работу.

Необходимо понимать следующее: «Если вы всё критикуете и на всё возражаете, то вы работаете на разрушение. Вместо этого, если вам что-то не нравится, стоит подумать как сделать лучше. В результате разрушающей критики, мы можем получить только развалины. Чтобы воздвигнуть город, необходимо созидание».

Какая польза от критики?

Конструктивная критика полезна, а разрушающая способна принести только вред. Позитивная критика способствует устранению ошибок и позволяет избежать их повторения.

Если критика принимает созидательную форму, то она играет роль зеркала в котором мы можем наблюдать себя и свои ошибки, чтобы в последствии не повторять их.

Конструктивная критика иногда необходима в коллективе, разрушительная — напротив, может стать источником больших проблем.

Большинство людей не любит, когда заостряют внимание на их ошибках. Но если посмотреть на это со стороны личностного роста, то приятие конструктивной критики необходимо. Естественно при этом должна использоваться подходящая манера изложения. В области образования и воспитания конструктивная критика способствует развитию науки и формированию личности.

Для того чтобы достичь успеха в жизни, нужно придерживаться позитивного взгляда на окружающее. Нам необходимо стать партнёрами как для своих руководителей, так и для подчинённых. Такая позиция поможет вам преуспеть и получить уважение и любовь окружающих.

Подведение итогов

Если критикующий недостаточно требователен к самому себе, это может стать серьёзным препятствием для его роста и помешать исправлению его собственных ошибок.

Человек имеющий привычку критиковать, должен учитывать тот факт, что он может стать объектом сплетен и клеветы со стороны коллектива.

Люди видящие прекрасное, позитивно мыслят и получают удовольствие от самой жизни. Когда мы способны видеть положительные стороны и думаем позитивно, мы не станем никого обижать и наши действия будут конструктивны.

Давно известно, что сломать проще, чем построить, но несмотря на это, разрушительный стиль критики нашёл своё место в обществе. Не легко действовать позитивно в обществе, где, есть люди одобрительно относящиеся к негативной критике, что несомненно даёт оппоненту некоторое преимущество. Если вы решили прибегнуть к критике, хорошенько обдумайте стоит ли игра свеч.

Всех желающих обсудить вопросы на волнующие темы в кругу друзей и единомышленников, приглашаю на тематические встречи по понедельникам. ВХОД СВОБОДНЫЙ!

Источник: http://white-elephant.ru/psikhologiya-o-kritike/

Что делать, если в семье есть психически больной — и он отрицает лечение

Отсутствие критики к своему состоянию

Зачастую люди с выраженными нарушениями психики не следуют рекомендациям врача, не принимают препараты и не соблюдают рекомендованный режим. Это происходит, во-первых, из-за недооценки своего состояния: кажется, что если ничего не болит — то всё будто бы и хорошо.

Во-вторых, у ряда лекарств есть побочные эффекты: сонливость, тенденция к набору веса тела и другие неприятности — это действительно мешает полноценной жизни, поэтому многие склонны отказываться от медикаментов.

В-третьих, никто не хочет принимать лекарства пожизненно или продолжительное время: это не только вызывает экзистенциальную печаль, но еще и дорого и неудобно.

Кроме того, большое значение играет стигматизация психических расстройств в России: люди обращаются за психиатрической помощью только в самых крайних случаях, поэтому огромное количество больных остается без обследования и лечения.

Больше 11 % нуждающихся в психиатрической помощи людей в течение первых двух лет заболевания не получают ее, потому что безуспешно «лечатся» у других специалистов.

При психических заболеваниях анозогнозия приводит к плачевным последствиям в первую очередь для самого страдающего: ухудшению состояния здоровья, несвоевременности лечения и осложнениям.

При этом тяжелое состояние очень медленно и трудно корректируется, а каждый срыв приводит к снижению адаптации и к ухудшению качества жизни, а родственникам зачастую приходится «расхлебывать» непростые ситуации: взятые в состоянии обострения кредиты, тяжелые конфликты с окружающими.

Самое опасное следствие отказа от лечения — суицид. Страдающий человек поглощен болезненными переживаниями и без помощи медикаментов нередко приходит к самоповреждению или попытке самоубийства.

Самая большая проблема в том, что больной человек может отгораживаться от мира, уходить в самоизоляцию и недооценивать свое состояние: ему может казаться, что он сильный и справится сам — но болезнь нередко оказывается сильнее.

В каком положении оказываются родственники больного

Непросто приходится и родственникам. Есть два типичных полюса переживаний, на которых оказываются его близкие.

Один полюс — это вина за поведение больного, стыд за то, что происходит в семье, и — как следствие этой вины — полное подстраивание под болезнь. Именно в этом причина гиперопеки, особенно характерной для семей алкоголиков и наркоманов.

Другой полюс — это, наоборот, отстранение. Люди выбирают игнорировать проблему не потому, что они жестокие, а из-за непонимания, растерянности и страха. В обоих случаях родственники часто стараются скрывать факт наличия в семье заболевания и боятся, что кто-то об этом прознает.

Из-за этого вся семья может постепенно оказаться в социальной изоляции, которая также может быть следствием стигматизации — негативного отношения общества к психически больным.

У людей отсутствуют четкие представления о том, что конкретно нужно предпринять, если тяжело больной человек отказывается лечиться.

Многие в бессилии обращаются на форумы, медицинские сайты: «помогите, моя мама злоупотребляет алкоголем и не хочет идти к врачу…», «как быть в ситуации, когда дочь страдает шизофренией и не хочет принимать препараты, назначенные врачом…», «с ней трудно жить, но к врачу идти она не хочет….»

Что закон говорит о принудительной госпитализации

«Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, без его согласия либо без согласия одного из родителей или иного законного представителя до постановления судьи, если его психиатрическое обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи».

— Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 № 3185-1 ст 29 (ред. от 19.07.2018), статья 29: «Jснования для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке»

Только в указанных случаях можно госпитализировать человека принудительно: по решению суда или прокуратуры. В других ситуациях госпитализация проводится только с согласия человека, по рекомендации врача.

Принудительная госпитализация — всегда не лучший вариант. Любое насилие сопровождается психической травматизацией.

В итоге больной потеряет доверие к родственникам, их отношения приобретут враждебный характер, что никак не поможет страдающему, а только усугубит его состояние.

Как вести себя с человеком, страдающим от психического расстройства

По словам главного внештатного специалиста-психиатра Департамента здравоохранения города Москвы и главврача Психиатрической клинической больницы № 1 Г. П. Костюка, с больными, которые не поддаются на уговоры, «главное — не спорить, но и не соглашаться…»

Ни в коем случае родственникам не следует угрожать человеку, шантажировать, критиковать, запугивать. Важно сохранять спокойствие и доброту по отношению к страдающему, набраться терпения.

Больной может быть переменчив: то нуждаться в другом человеке, в его любви и теплоте, то быть замкнутым, отталкивать и требовать, чтобы его не беспокоили. Не стоит обижаться на больного человека. Ведь мы же не обижаемся на людей, которые не могут говорить в силу их заболевания.

Если у больного есть бредовые фантазии, то рекомендуется спокойно их выслушать и не показывать, что вы расстроены или огорчены, встревожены чем-то, можно даже и подыграть в такой ситуации.

Чтобы родственники психически больных могли чувствовать себя более уверенно, им необходима информация о болезни близкого, методах лечения, формах помощи непосредственно в сообществе людей с аналогичной проблемой. Эти сведения они могут получить на специальных курсах психообразования, которые регулярно проводятся в ПНД.

Какое отношение к происходящему стоит выработать

Родственникам больного следует осознавать, что, если психическое заболевание лечить, своевременно обращаться за помощью к специалистам, не стесняться говорить об этом с людьми, которых постигла похожая участь и комплексно подходить к вопросам лечения и реабилитации, то можно добиться хороших результатов.

Важно понимать, что острое состояние — не навсегда, его можно пережить, перетерпеть, лечить. Главное — верить в лучшее и искать помощи.

Естественно, негативных впечатлений и пугающих эмоций не избежать. Всё дело в том, что помощь в такой ситуации требуется не только больному, но и его окружению. Используйте релаксацию, прослушивайте спокойную любимую музыки, урвите возможность погулять в одиночестве, медитируйте.

О своей тревоге тоже важно говорить с врачом и согласиться на поддерживающую терапию: обстановка в семье, где проживает больной человек, может быть психотравмирующей для других ее членов.

Очень помогает относиться к тому, что случилось с близким, как к испытанию или уроку, который научит быть терпимее, научиться проявлять заботу, быть сильным, мудрым и смелым. Да, болезнь может вызывать стыд, страх или боль — но осознание, что вместе можно с этим справиться, дает надежду на благополучие и улучшает психологическую обстановку в семье.

Обязательно нужно дать всем время, особенно после острой фазы заболевания. Не дожидайтесь с нетерпением «быстрого скачка вперед», а содействуйте малым шагам вашего близкого с психическим расстройством — и радуйтесь им.

Как помочь человеку с психическим расстройством принять необходимость лечения

Если человек упрямо не идет на контакт и не хочет лечиться, можно поискать информацию о частных клиниках, вместе с врачом обсудить ситуацию и придумать грамотный выход.

Огорошивать человека тем, что ему нужно срочно лечь в больницу, не стоит. Если человек дееспособен, то отчасти он понимает, что с ним происходит что-то неладное, но, возможно, боится попадать в психиатрическую больницу, насмотревшись страшных фильмов или наслушавшись рассказов. Да и сама по себе тема психиатрии очень стигматизирована в России, что снижает доверие больных к психиатрам.

Врача можно вызвать на дом или представить больному как психолога или психотерапевта, который «просто поговорит», — это будет восприниматься страдающим не так болезненно.

Врач-психиатр поможет убедить человека начать принимать лекарства.

Если душевнобольной никак не соглашается на госпитализацию, а она ему действительно необходима, то можно пойти на хитрость и сказать, что в больницу нужно лечь на обследование, чтобы доказать, что он (она) абсолютно здоров и диагноз врача неверный. Или объяснить, что необходимо сдать анализы для отмены диагноза, а сделать это можно только в больнице.

Современная психиатрия потихоньку переходит на амбулаторную форму на «западный манер», когда не требуется госпитализация.

Лечение происходит дома, а не в стационаре, что способствует адаптации людей с психическими расстройствами и не стигматизирует их. Это в итоге позитивно влияет на быстрое восстановление и социализацию.

Чего нельзя говорить больному

По словам врача-психотерапевта Михаила Бурдина, при разговоре с больным нельзя употреблять фразы-прогнозы, предсказания:

«Ты сопьешься!»

«Тебя уволят с работы!»

«Ты посадишь печень!»

«Дети не будут тебя уважать!»

«Ты закончишь как твой отец!»

«Ты нас в гроб загонишь!»

Всё это прогнозы. Они могут быть сколько угодно справедливыми, однако эти слова не будут иметь никакой пользы: больной сразу начнет защищаться. Нужно уметь отделять реальные события от своих обобщений.

Что можно говорить больному

Люди с самыми различными психическими расстройствами (алкоголизм, шизофрения, депрессия) могут быть очень чувствительны к поведению окружающих.

Поведение близких таких людей должно быть основано на заботе и желании помочь. Не для всех подходят стандартные фразы: «успокойся…», «всё будет тип-топ..», «возьми себя в руки…» — они вообще зачастую не работают.

Психически больной живет в своем мире, и здесь нужна чуткость родственников к его состоянию.

Можно осторожно поинтересоваться: «Как ты себя чувствуешь?» Стараться задавать открытые вопросы в ненавязчивой форме: «Расскажи… Что ты ел (ела) на завтрак? О чем думаешь?» Важно стимулировать больного рассказывать, развернуто отвечать — это поможет лучше его понять. Если он не хочет разговаривать, то заставлять нет смысла, лучше попробовать немного позже опять возобновить разговор.

Ваша собственная открытость, рассказ о себе поможет раскрыться и больному человеку.

Старайтесь сохранять спокойствие и доброжелательность.

Что, если родственники ошибаются

К сожалению, родственники не всегда понимают странности близкого человека и могут напрасно паниковать. Паника — часто проецирование на другого своих трудностей или проблем (тревога, злость, агрессия). Такой человек может не принимать наличие проблем у себя, отрицать их, подавлять и сваливать на другого.

Ситуации необоснованной тревоги в семье бывают достаточно разнообразные.

Молодому человеку родители могут заявлять, что что он псих и они хотят сдать его в психиатрическую больницу. Тогда как он просто художник, которому не повезло родиться в провинции, где не понимают его странностей, его картин, замкнутости или чудаковатого поведения. Защищает ли его закон в такой ситуации?

Да, закон о психиатрической помощи его защищает: он имеет право отказаться от лечения — в таком случае оснований для принудительной госпитализации нет, и никто его никуда не заберет.

Как самому проверить, всё ли в порядке

Если вы отказываетесь от еды, плохо спите, видите во сне кошмары, чувствуете разбитость, замечаете странные вещи, мысли быстро текут в голове или, наоборот, ощущается вялость, медлительность; не можете ходить на работу или учебу, чувствуете душевную боль и безнадежность, слышите в голове какой-то голос; если люди кажутся вам преследующими и враждебными, если вы подозреваете, что вас хотят отравить, чувствуете сильную тревогу, и всё это мешает вашей нормальной полноценной жизни — то и правда пора к доктору.

Если же вы вполне довольны своей жизнью и только конфликты в семье и на работе ее портят, то можно попробовать обратиться к психологу для решения трудностей в межличностных отношениях — расстройства у вас, скорее всего, никакого нет.

По причине бурного развития фармакологии в психиатрии нам часто кого-то хочется отправить к психиатру, но для этого есть только очень ограниченные условия. В психиатрическую больницу или в частную психиатрическую клинику нужно обращаться только по необходимости.

Всем: от ревнивцев до меланхоликов и от творческих личностей до обыкновенных мудаков — вариант обращения к врачу-психиатру не подходит!

Возможно, кому-то и нужна коррекция поведения, но для этого достаточно психолога или психотерапевта.

Источник: https://knife.media/treatment-denial/

Как распознать психическое расстройство по манере общения

Отсутствие критики к своему состоянию

По данным ВОЗ, депрессия — самое распространённое психическое заболевание: им страдает более 300 миллионов человек во всём мире. При депрессии наблюдается стойкое снижение настроения и самооценки, потеря интереса к жизни и прежним увлечениям, пессимизм, расстройство сна и аппетита.

Речь человека в депрессии имеет свои особенности:

  • Тихий голос.
  • Отсутствие желания вести беседу.
  • Долгое раздумье перед ответом, заторможенность, тщательный подбор слов.
  • Частое использование слов с негативной окраской («одинокий», «грустный», «несчастный»), местоимения «я» и слов, выражающих тотальность («всегда», «ничего», «целиком»).

Кроме того, существует понятие маскированной депрессии, когда человек скрывает свои проблемы и пытается казаться счастливым. Распознать расстройство в этом случае непросто: собеседник всегда будет отрицать все жизненные трудности. Может отпускать шутки про самоубийство.

Маскированную депрессию распознать тяжелее. Такие пациенты будут пытаться не затрагивать в диалоге проблемные для них темы, подчёркивать, что у них в жизни всё хорошо. Но стоит начать разговор о сферах, где они испытывают трудности, мы увидим уныние на лице и услышим фразы: «Куда мне торопиться? Всё успею, у меня вся жизнь впереди».

Люцина Лукьянова, психотерапевт, главный врач медицинского центра «Счастье»

Биполярное аффективное расстройство (БАР)

Биполярное аффективное расстройство, или маниакально-депрессивный психоз, — это ещё одно психическое заболевание, связанное с изменением настроения. Им страдает около 60 миллионов человек в мире.

Жизнь таких людей проходит в двух режимах: мании (или гипомании — её облегчённой форме) и депрессии.

Длительность каждого периода индивидуальна и непредсказуема, может составлять от нескольких дней до нескольких месяцев.

Характерная особенность — смена фаз: повышенного настроения или желания двигаться, что-то делать, творить, совершать и депрессии, апатии, уныния, бессилия, безразличия. Момент, когда наступит смена фазы, невозможно предсказать.

Александра Швец, кандидат медицинских наук, невролог клиники «Екатерининская»

Маниакальная фаза отличается невероятным подъёмом настроения и сил, повышенной активностью, в том числе сексуальной. Энергии так много, что человек перестаёт спать и есть, он всё время занят. Речь больного в маниакальной фазе отличается следующими признаками:

  • Чрезмерная болтливость. Человек взбудоражен, перескакивает с одной мысли на другую.
  • Хвастовство, уверенность в себе и в выполнимости своих планов. Человек рассказывает, что готов свернуть горы и завершить много разных проектов.
  • Бредовые идеи (проявляются в особых случаях). Например, больной может говорить, что ему все завидуют и хотят причинить вред.

Депрессивная фаза сопровождается упадком сил, самооценки, сексуального желания, потерей интереса к прежним увлечениям и жизни в целом. Человек подавлен, заторможен, не хочет ни с кем общаться. В тяжёлых случаях планирует самоубийство.

Генерализованное тревожное расстройство

Этому заболеванию подвержена треть населения планеты. Человек постоянно испытывает беспокойство и тревогу, страдает от неприятных ощущений в теле: дрожи, потливости, головокружения, дискомфорта в районе солнечного сплетения. Беспокойство обычно вызывают разнообразные страхи, связанные с будущим.

Среди особенностей общения:

  • Рассказы о собственных страхах. Человек боится то летать на самолёте, то садиться в лифт, то общаться, то заходить в незнакомые места.
  • Постоянное возмущение и жалобы, в том числе на состояние здоровья.

Зачастую это одинокие люди, не достигшие успеха в личной жизни и работе. Часто они чем-то возмущены: руководством страны или компании, где работают, обстановкой в государстве или дома — всем, с чем в жизни сталкиваются.

Люцина Лукьянова

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)

Ещё одно заболевание, связанное с тревогой. При нём у больного возникают навязчивые пугающие мысли, с которыми он не способен бороться. Чтобы избавиться от тревоги, человек выполняет какой-то ритуал: плюёт через левое плечо, проверяет все замки в доме, моет руки и так далее. Эти действия могут казаться бессмысленными, однако они помогают больному ненадолго облегчить состояние.

Человека с ОКР можно распознать по тем же признакам в речи, что и больных генерализованным тревожным расстройством. Это жалобы, мнительность, повторяющиеся разговоры о страхах.

Однако гораздо эффективнее будет понаблюдать за его поведением, отследить ритуал. Типичный больной ОКР — американской изобретатель Говард Хьюз, о жизни которого снят фильм «Авиатор».

Он постоянно мыл руки, потому что боялся подхватить заразу.

Больных ОКР очень тяжело выявить по фразам в речи, исключение — если сам человек захочет рассказать вам о том, что его беспокоит. Заметить их несложно, если понаблюдать за людьми в парке, например.

Люцина Лукьянова

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Расстройство может возникнуть после перенесённой травмирующей ситуации, чаще всего связанной с угрозой для жизни. Заболевшие — жертвы сексуального или иного насилия, терактов, участники военных действий.

Они стараются избегать разговоров, мест и ситуаций, которые могут напоминать им о пережитых событиях, однако воспоминания постоянно возвращают их туда.

В особо тяжёлых случаях больной может вытеснить событие из памяти, как бы забыть.

Заболевшие ПТСР страдают одновременно от депрессивной и тревожной симптоматики, поэтому в их речи можно встретить те же признаки, что и у больных депрессией или тревожным расстройством.

Заметить что-то по их высказываниям затруднительно, потому что они стараются ни с кем не общаться, живя в своих переживаниях. Но если диалог всё-таки состоится, то вы не услышите ни слова о счастье, радости или любви. Собеседник с ПТРС или будет немногословен, или посвятит свой рассказ той беде, которая с ним случилась.

Люцина Лукьянова

Шизофрения

Согласно ВОЗ , шизофренией страдают 23 миллиона человек во всём мире. Это серьёзное психическое заболевание, которое сопровождается нарушением мышления, восприятия реальности, эмоций, речи и поведения.

У больных отсутствует критическое отношение к своему состоянию, в большинстве случаев они уверены, что здоровы.

Типичный пример — математик и нобелевский лауреат по экономике Джон Нэш, о жизни которого был снят фильм «Игры разума».

Распознать шизофрению можно по следующим признакам:

  • Мнительность и паранойя. Человек может быть уверен, что его преследуют или хотят навредить.
  • Грандиозные идеи и планы.
  • Бредовые идеи. Больной может думать, что мир давно захватили инопланетяне.
  • Неспособность вести диалог и формулировать мысли. Они либо обрываются где-то посередине предложения (шперрунг), либо состоят из беспорядочного набора слов (словесная окрошка).

Одно из наиболее ярких проявлений шизофрении в речи — это бредовая симптоматика преследования. Больной будет уверен, что ему вставляют палки в колёса, за ним следят. Он будет шептать о своих догадках вам на ухо, оглядываясь по сторонам.

Люцина Лукьянова

Помните: поставить диагноз по одной только речи и манере общения нельзя. Однако если вам кажется, что поведение близкого человека изменилось, то проявите наблюдательность. При наличии описанных симптомов лучше показать его врачу.

Источник: https://Lifehacker.ru/psixicheskoe-rasstrojstvo/

Исследование критичности. Оценка и интерпретация результатов

Отсутствие критики к своему состоянию

Критичность – умение строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против, намечающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке.

Некритичность – выраженная перестройка личностных особенностей, приводящая к отсутствию осознанной мотивации и невозможности вызвать установку на адекватное отношение к окружающей среде.

Некритичность мышления в ситуации патопсихологического эксперимента характеризуется утратой контроля над интеллектуальными процессами.

Некритичность проявляется и в отсутствии рассудительного отношения к своему состоянию у психически больных (анозогнозии).

Таким образом, выделяют следующие виды нарушений критичности (по И.И. Кожуховской):

  • Некритичность к собственным суждениям, действиям, высказываниям.
  • Некритичность к собственной личности.
  • Некритичность к психопатологическим переживаниям.

Непосредственно охватить и зафиксировать особенности критичности, проявляющиеся в актах поведения, в наибольшей степени позволяет метод наблюдения.

Во избежание пропусков при фиксации результатов наблюдения, а также в целях их систематизации и облегчения их количественной обработки целесообразно предварительно составить схему наблюдения. В частности выделяют (Мещерякова К.В.

, 2008, 2010) следующие клинико-психологические проявления нарушений критичности, диагностируемые при наблюдении:

  • Трудности усвоения инструкций
  • Ответы не в плане заданного вопроса
  • Отрицание наличия психического расстройства
  • Игнорирование собственных ошибок
  • Отстаивание собственных ошибочных  решений
  • Отсутствие старательности при выполнении заданий
  • Игнорирование критических замечаний со стороны экспериментатора
  • Снижение чувства дистанции
  • Облегченное, несерьезное отношение к исследованию
  • Негативное отношение к исследованию
  • Отказные реакции
  • Протестные реакции (в т.ч. критика заданий)
  • Бравада (склонность к переоценке себя)
  • Неустойчивость эмоционального фона, раздражительность
  • Повышенная импульсивность (опережающие реакции)
  • Враждебность, агрессивность
  • Излишне раскованное поведение

На данный момент не существует специальных методик, прицельно направленных на исследование нарушений критичности, оцениваются в основном косвенные результаты различных методик.

Программа психологического исследования критичности включает в себя использование экспериментально-психологических методик, направленных на исследование самооценки, ценностных ориентации, эмоционально-мотивационной сферы.

Применяются также методики для исследования познавательных процессов, поскольку «они не существуют изолировано от установок и потребностей личности» [Кожуховская И.И., 1985, с. 15].

Проба Эббингауза

Проба Эббингауза предназначена для выявления критичности мышления; исследования зависимости между оценкой экспериментатора и влиянием этой оценки на критическое отношений больных к своим ошибкам. Оборудование: текст с пропущенными словами. 1) Стал дед очень стар.

Ноги у него не______________________________. Глаза не _________________________, уши не _________________________. Зубов не стало.

И когда он ел, у него текло изо_________________________, Сын и невестка перестали его за _____________________сажать и давали ему __________________за печкой.

Снесли ему раз обедать в ________________, он хотел ее подвинуть, да уронил на ____________________________, чашка и__________________. Стали тут______________бранить старика за то, что он им все в ______________портит

и ____________________бьет.

2) Над городом низко повисли снеговые_____________________. Вечером началась_____________________. Снег повалил большими_________________________. Холодный ветер выл, как __________________, дикий____________________________. В конце пустынной и глухой______________________ вдруг показалась какая-то старая женщина.

Она медленно и с __________________________________________________ Перебиралась по ______________________________. Она была худа и бедно______________________. Она продвигалась медленно вперед, валенки хлябали___________________________ей идти.

На ней было плохое_______________________с узкими рукавами, а на плечах___________________. Вдруг женщина__________________________ и наклонившись, начала что-то________________________________ у себя под ногами.

Наконец, она стала на _________________________

и своими__________________________посиневшими от ___________________ руками стала _____________________________по сугробу.

3) Если хотят ехать, идут на ___________________. Сначала в__________________, покупают себе__________________. Уже готов_____________________ с длинным ___________________вагонов. Быстро входят и _______________________ места. Медленно начинают вертеться_____________________.

Поезд_______________, оставшиеся машут__________________________________.

Протокол: Отдельный протокол вести не обязательно. Инструкция: 1. «Заполните каким-либо словом каждый пропуск». 2. После заполнения текста, независимо от наличия или отсутствия в нем грубых ошибок: «Вы допустили ошибку. Сделайте это задание еще раз, но теперь будьте более внимательны, постарайтесь исправить свою ошибку».

Интерпретация.

1) Здоровые испытуемые легко ориентируются в незнакомом тексте, прочитав 2–3 предложения понимают, что имеют дело со связанным по смыслу рассказом. В трудных местах текста иногда бывают ошибки, которые исправляют при повторном заполнении. При повторном заполнении пишут те же слова или заменяют их синонимами. 2) Больные с органическим поражением мозга хуже ориентируются в тексте, чаще допускают ошибки, медленней работают. После критических замечаний экспериментатора исправляют ошибки, но работают еще медленней.

3) Больные шизофренией при первом заполнении текста допускают грубые ошибки, не соотносят вставленные слова с предложениями (а не только совсем текстом), проявляют безразличие в случае затруднений. После критических замечаний и дополнительной инструкции ничего не исправляют, повторное заполнение текста не отличается от первого.

Методика Дембо-Рубинштейн

Методика Т.Дембо в варианте С.Я.Рубинштейн. Предназначена для выявления самооценки и сознания болезни у взрослых и детей. Оборудование: лист бумаги, карандаш. Инструкция: Проводится в виде свободной беседы.

Экспериментатор проводит на чистом листе бумаги длинную вертикальную черту и говорит больному: «Допустим, на этой линии расположились все люди всего мира: вот здесь вверху (показ) самые здоровые, а здесь внизу (показ) самые больные.

Как вы думаете, где ваше место среди всех этих людей по состоянию здоровья? Поставьте этим карандашом отметку – черту в том месте, где, как вам думается, вы находитесь». (Больному дают карандаш для отметки.) Инструкцию можно разъяснять и повторять, но обсуждать решение больного пока не следует.

Затем рядом с первой линией проводят еще одну такую же вертикальную черту и предлагают аналогичную задачу: «Если на этой линии расположить всех людей по уму – вверху пусть будут самые умные (талантливые), внизу – самые глупые, а в середине – средние. Где бы вы определили свое место?» (Предлагают больному цветным карандашом отметить свое место.

) На третьей линии таким же образом располагают людей по характеру: «у пусть будут самые хорошие, внизу – самые плохие по характеру люди». (Снова предлагают больному отметить свое место.) Последняя, четвертая, линия представляет собой распределение всех людей «по счастью» – вверху самые счастливые, внизу несчастные.

(Больному предлагают отметить цветным карандашом свое место на этой четвертой линии.) В зависимости от того, где поставил черточку больной, его спрашивают, каких людей он считал бы несчастливыми (или счастливыми). Можно также поставить вопрос о том, чего не хватает больному для полноты счастья, что он понимает под счастьем, от чего оно зависит.

Затем экспериментатор таким же образом беседует с больным относительно трех первых показателей. Так, если больной отнес себя к наиболее здоровым людям, его спрашивают о том, каких людей он отнес бы к наиболее больным, а если он ставит свою отметку между здоровыми и средними – спрашивают о том, чего ему не хватает, чтобы признать себя вполне здоровым.

Несколько осторожнее по форме ведется обсуждение самооценки больного по уму – спрашивают, какими качествами своего ума больной недоволен, каких людей считает самыми умными, каких – самыми глупыми. Опрос об отметке по характеру ведется так, чтобы выяснить, какие черты характера больной считает самыми плохими, а какие хорошими и в чем он видит недостатки собственного характера. Протокол: Записываются ответы по темам «Здоровье», «Ум», «Характер», «Счастье».

Интерпретация:

  • У психически здоровых взрослых и подростков независимо от их самооценки и объективной жизненной ситуации обнаруживается чисто позиционная тенденция к точке «чуть выше середины».
  • При различных психических заболеваниях отметки самооценки обнаруживают тенденцию к крайним местам линии.
  • В процессе выполнения задания могут быть выявлены: депрессивная самооценка, эйфоричность.

Особенности проведения методики Дембо-Рубинштейн у детей: Первая вертикальная линия представляет собой оценку по росту в соотношении с классом, в котором учится ребенок. Это проводится для того, чтобы лучше разъяснить детям инструкцию. Затем следуют линии оценки по здоровью и по уму (на линии расположено все человечество).

При оценке по уму ребенку предлагают на той же линии обозначить черточкой место своего соседа по парте и место своего учителя (или учительницы). Последние две отметки должны быть сделаны разными цветными карандашами, чтобы в дальнейшем нельзя было их спутать.

Оценка по характеру и по счастью дается лишь в сравнении с учениками своего класса.

После того как проставлены все цветные черточки на всех линиях, начинается беседа с ребенком, цель которой выяснить соображения ребенка при той или иной оценке так же, как это описано в беседе со взрослыми.

Этот простой экспериментальный прием дает возможность выявить самооценку детей, которую можно рассматривать как один из показателей зрелости их личности.

Метод исследования уровня притязаний

Диагностика предназначена для исследования личностных реакций. Была разработана немецким психологом Ф.Хоппе. Оборудование. Для проведения эксперимента следует приготовить 16 карточек с написанными на них номерами от 1 до 16. Кроме того, нужно приготовить секундомер или часы, лист бумаги и карандаш для больного. Перед экспериментатором должен лежать лист бумаги с наборами разных задач.

Суть эксперимента заключается в следующем. Больному предлагают ряд задач, пронумерованных по степени трудности от легких до самых трудных, и представляют возможность каждый раз самому выбирать задачу для решения. Экспериментатор должен иметь возможность по собственному усмотрению создавать ситуацию успеха (и вовсе не обязательно заслуженно).

Действительные достижения больного в данном опыте значения не имеют, но больному по неизвестно, напротив – он должен быть убежден в противном. Важно лишь то, как больной реагирует на свой успех или неудачи, какие по трудности задачи он выбирает после того, как пережил успех или неуспех.

Следует подчеркнуть, что задачи должны объективно для каждого больного различаться по степени трудности – от предельно легких до чрезвычайно трудных.

Интерпретация.

У психически полноценных, личностно адекватных людей выбор следующих номеров задач зависит от успехов или неудач в предыдущих решениях. Иными словами, достижения, успешные решения создают у людей некоторую уверенность в своих возможностях и приводят к постепенному повышению самооценки и уровня притязаний, то есть к выбору более трудных задач, а неудачи, безуспешные попытки решить трудные задачи приводят к снижению уровня притязаний, то есть к выбору более легких задач.
Колебания в выборе (переход к легким задачам после неудач и наоборот) у людей с устойчивым характером носят более или менее плавный, мягкий характер, а при эмоциональной неустойчивости психопатов эти колебания носят очень резкий характер.

Литература: 1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология: учебное пособие для студ. вузов. / Б.В.Зейгарник. – М.: Академия, 2000. – С. 147–152. 2. Кожуховская, И.И. Нарушение критичности у психически больных. / И.И. Кожуховская. – М.: МГУ, 1985. – 80 с. 3. Мещерякова, К.В.

Особенности экспериментально-психологического исследования нарушений критичности при судебно-психологической экспертизе. / К.В. Мещерякова, А.Ю. Рязанова // Вестник ЮурГУ, Серия Психология, 2008, выпуск 3. – №3 – с. 67 –70 4. Мещерякова, К.В.

Психодиагностические критерии нарушений критичности подростков при судебно-психиатрический и судебно-психологической экспертизе. / К.В.Мещерякова, А.Ю.Рязанова // Вестник ЮурГУ, Серия Психология, 2010, – № 4 – с. 77 –81. 5. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. / С.Я. Рубинштейн – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – С.

153–166.

Источник: Беребин М.А. Практикум по патопсихологии: учебное пособие / А.Ю. Рязанова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. – 131 с.

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/195-patopsixologiya/2548-issledovanie-kritichnosti-oczenka-i-interpretacziya-rezultatov

О вашем здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: